Олеся Доровских
Картотека игр на умение задавать вопросы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ДОУ №112 г. Липецка
КАРТОТЕКА ИГР
НА УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
ПО
РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Автор-составитель: воспитатель
Доровских О. В.
Цель: умение задавать вопросы, употреблять предлоги с пространственным значением, различать падежные формы существительных, активизация речевой поисковой активности.
В различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме.
«Кто больше?»
Детям предлагается послушать короткий рассказ, сказку или посмотреть фрагмент мультфильма. Задание: задать вопросы, относящиеся к услышанному или увиденному. За каждый заданный вопрос ребёнок получает карточку с вопросительным знаком. Вопросы не должны повторяться. Выигрывает тот, кто больше задал вопросов (собрал карточек).
«О чём был вопрос?»
Водящему предлагается вопрос (озвучивается на ушко). Он должен, не называя вопроса, дать на него ответ полным предложением. Остальные должны отгадать, какой был задан вопрос.
«Кто где стоит?»
По команде педагога часть детей выстраивается: «Вера, встань у доски. Костя, встань за Верой. Серёжа встань рядом с Костей. Артемий, встань между Верой и Костей. Лиза, встань перед Верой и так далее». Выбирается ведущий, который будет задавать вопросы (кто, где стоит). Тот, кому задаётся вопрос, отвечает полным ответом.
Например:
Вера, за кем ты стоишь?
Костя, между кем ты стоишь?
«Любопытные»
Дети делятся на 2 команды: участники первой команды задают вопросы, участники второй команды отвечают на них. Предлагается сюжетная картина, по которой дети задают вопросы.
Например:
«Кто это?»
«Что делает мальчик?
«Куда собрался мальчик» и другие.
«Смешинка»
Материалы. Набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.
Игрокам раздаются картинки, перевёрнутые рубашкой вниз. Затем водящий задаёт каждому вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т. д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображённый предмет правильно просклоняв (в творительном падеже).
«Задай цепочку вопросов»
Воспитатель показывает детям серию картинок из книги «Рассказы в картинках» Н. Радлова – «Где же дети?». И предлагает задать цепочку вопросов и ответить полным ответом на каждый заданный вопрос. Во время построения цепочки вопросов, воспитатель помогает детям. А затем дети составляют рассказ по ответам на вопросы.
Пример:
Вопросы Ответы
Когда случилась история? Однажды летним утром.
Кто герои истории? Курица с маленькими желтыми цыплятами.
Где гуляли герои? Гуляли на поляне.
Что увидели цыплята?
Что заинтересовало цыплят? Цыплята увидели старую трубу и решили в неё залезть.
Почему курица не узнала своих детей?
Когда цыплята вылезли из трубы, они были черные, а не желтые.
Как получилось, что цыплята почернели?
Видимо, труба была грязная, и цыплята тоже стали грязные.
Примерный рассказ ребенка по картинке «Где же дети?»
Однажды летним утром курица с маленькими желтыми цыплятами гуляли на
поляне.
Цыплята увидели старую трубу и решили в неё залезть. Когда цыплята
вылезли из трубы, они были черные, а не желтые. Мама их не узнала!
Видимо, труба была грязная, и цыплята тоже стали грязные.
Для закрепления можно показать другую серию картинок. Дети самостоятельно строят цепочку вопросов, отвечают на каждый вопрос. После составляют рассказ.
«Задай вопрос по ситуации»
Воспитатель предлагает несколько ситуаций, дети задают вопрос к ней и отвечают на него.
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык.
Пример вопроса: «Как теперь быть коту?».
Ира потеряла в школе варежки, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко.
Пример вопроса: «Как Ире не заморозить руки?».
Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
Пример вопроса: «Что делать?».
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет.
Пример вопроса: «Что можно сделать?».
Дети вышли на улицу и решили слепить снеговика. А снега выпало мало.
Пример вопроса: «Как быть?».
«Мнемовопросики»
Материалы: картинки по русским народным сказкам; карточки-мнемосимволы «Вопросительные слова».
Детям предлагается задать вопросы по сказочным картинкам, используя мнемосимволы «Вопросительные слова», с которых должны начинаться вопросы. Назвать сказку.
Мнемосимволы Вопросительные слова
Вопросительное слово
«Кто?»
Вопросительное слово
«Что?»
Вопросительное слово
«Когда?»
Вопросительное слово
«Где?»
Вопросительное слово
«Как?»
Вопросительное слово
«Почему?»
Играйте с удовольствием!
Желаю успехов!