Ирина Сафронова
Картотека дворовых игр (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
"Бояре"
Цель: развивать умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Участники: от 8 человек, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Подготовка: Разделиться на 2 равные команды.
Ход: Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли.» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.
Публикация «Картотека дворовых игр (часть 2)» размещена в разделах
- Дворовые игры. Игры нашего двора
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
"Тише едешь, дальше будешь — стоп"
Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Участники: дети дошкольно и младшего школьного возраста, от 3-х человек
Подготовка: выбор водящего
Ход: Водящий встает спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе, участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего
"Колдунчики"
Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Участники: группа детей от3- х человек любого возраста.
Подготовка: выбор водящего
Ход: Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.
"Море волнуется раз"
Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Участники: дети любого возраста
Подготовка: выбор водящего
Ход: Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
"Казаки-разбойники"
Цель: развивать умение ориентироваться на местности и выносливость
Участники: дети старшего дошкольно и младшего школьного возраста, от 4-х человек.
Подготовка: разделение на 2 команды
Ход: Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т. п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». И узнать «кодовое слово»
"Я знаю 5 имен"
Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Участники: от двух человек, дошкольный, младший школьный возраст
Инвентарь: мяч любого диаметра.
Ход: Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.
"Съедобное- несъедобное"
Цель: развивать внимание и скорость реакции, обобщающую функцию мышления
Участники: дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 3-х человек
Инвентарь: мяч любого диаметра
Ход: Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
«Белочки – собачки»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, согласованность действий с коллективом детей. Участники: от 10 до 20 человек.
Подготовка: выбор водящих.
Инвентарь: мяч любого диаметра
Ход игры: выбирается один игрок - "собачка" (считалочками либо голосованием). Далее все игроки становятся в круг, и начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - поймать мяч (перехватить его на лету, для чего приходится изрядно потрудиться, много побегать и попрыгать. В итоге, когда "собачка" поймала мяч, она имеет право встать в
круг к игрокам, а ее место занимает тот игрок, по чьей вине мяч был упущен (тот, кто "неправильно" его кинул или тот, кто не успел поймать).
«Вы поедете на бал?»
Цель: развивать воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы, умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.
Участники: от 3-х человек, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Подготовка: выбор водящего
Ход:
Водящий произносит считалку:
Вам барыня прислала кусочек одеяла
Велела не смеяться,
Губки бантиком не делать,
«Да» и «нет» не говорить,
Черно с белым не носить.
Вы поедете на бал?
После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т. д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
"Я садовником родился"
Цель: развивать память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.
Участники: от 4- х человек, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Ход:
Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме.» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т. д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
«Чай-чай, выручай»
Цель: развивать умения быстро бегать,, быстроту реакции, ловкость, взаимовыручку. Участники: от 4 до 15 человек любого возраста
Подготовка: выбор водящего
Ход игры: из играющих выбирается «ловишка». Его задача пятнать убегающих игроков. Те дети, кого «осалил» «ловишка»,ставят руки в стороны и кричат: «Чай, чай, выручай». Задача игроков: освободить того, кого запятнал ловишка, дотронувшись до руки «осаленного» и самому убежать от «ловишки». «Осаленному» нельзя сходить с места. «Ловишка» меняется через 3-5 минут.
Вариант игры: можно менять способ «освобождения». Например, пролезть под ногами.
«Удочка».
Цель: развивает быстроту реакции, внимание, закреплять прыжки с высоким подниманием ног. Участники: от 10 до 30 человек.
Подготовка: выбор водящего, постановка в круг
Инвентарь: скакалка или длинная веревка с привязанным на конце мешочком с песком или др утяжелением.
Ход игры: все участники игры становятся в круг, а водящий – в середине круга со скакалкой (канатом) в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по земле, делая круг за кругом под ногами играющих. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать скакалку, а бывший водящий занимает его место. Пойманным игрок становится в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
Вариант игры: задевший верёвку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которых не задела скакалка.
«Горячая картошка» .
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, умение бросать и ловить мяч, координацию движений, внимание. Участники: 10 – 30 человек.
Инвентарь: волейбольный мяч
Ход игры: все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место. Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро! - картошка же горячая, обожжемся) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".
"Колдунчики"
Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Участники: группа детей от3- х человек любого возраста.
Подготовка: выбор водящего
Ход: Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.
«Жмурки».
Цель: Развивать умение передвигаться в окружающем пространстве с закрытыми глазами, уклоняться, увёртываться стоя на месте.
Участники: от 10 человек и более.
Подготовка: выбор водящего и места (лучше выбирать место для игры, где есть различные препятствия)
Ход игры: чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Водящий с завязанными глазами и встаёт в центр круга. Остальные занимают места в ямках- норках. Водящий приближается к игроку, что бы поймать его. Тот не выходя из своей норки, старается увернутся от него, тот наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят «Открой глаза!» и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.