Помыткина Татьяна
Картотека игр на развитие мелкой моторики рук с нестандартным оборудованием
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Публикация «Картотека игр на развитие мелкой моторики рук с нестандартным оборудованием» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Темочки
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
Самомассаж ладоней щёткой для волос
или пластмассовым ковриком «Травка»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Самомассаж зубной щёткой
Дети берут в руки зубную щётку.
Плывёт зубная щётка,
Растирают щеткой подушечки
Как по морю лодка,
пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход,
руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт!
И заканчивая мизинцем.
Массаж шестигранными карандашами.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Массаж грецкими орехами (каштанами)
Катать два каштана между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Гусёнок
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
– Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
Самомассаж подушечек пальцев
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.
Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге. (безымянный)
«Видно, очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил», – (указательный)
Так подумал и пошёл (большой)
Он на поиск диких пчёл. (большой)
Все медведи – сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
Колючий ёжик
Гладь мои ручки,
Дети катают мячик в руках,
Ёжик, ёжик.
делая движения вперёд-назад,
Ты колючий, ну и что же
вправо-влево между пальцами.
Я хочу тебя погладить,
Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями.
Я хочу с тобой поладить.
Берут мячик в левую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Дружба
Я в друзьях души не чаю!
Дети крепко сжимают мячик поочерёдно в одной и в другой ладони.
Я друзей своих встречаю!
Каждый руку мне пожмёт!
Каждый мне привет пошлёт!
Машут рукой.
Бежит ежик по дорожке
Бежит ежик по дорожке,
Дети катают мячик в руках,
У него кривые ножки,
делая движения вперед- назад,
Весь иголками оброс,
вправо – влево между ладонями
Жалко ежика до слез.
Серый ежик
Серый ежик весь в иголках,
Дети кладут мячик на правую ладонь
Словно он не зверь, а елка
Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
Хоть колюч молчун лесной,
Катают мячик в руках, делая движения вперед - назад, вправо – влево между ладонями.
Ежик добрый, а не злой.
Яичко
Птичка веток набрала,
Дети касаются мячиком каждого (2 раза) пальца правой, затем левой руки.
Крепко гнездышко свила,
Сводят обе ладони «Гнездышком».
И снесла яичко
вместе с мячиком («яичком»)
Умничка синичка.
Ты яичко покатай,
Дети катают мячик в руках,
Но из рук не выпускай.
Делая движения вперед- назад,
Очень хрупкое оно,
вправо- влево между ладонями.
Так у птиц заведено.
Снежок
Топ, топ сапожок
Дети стучат мячиком по правой, затем левой коленке.
Хлоп- хлоп – вот снежок.
Стучат мячиком по правой ладони, затем по левой ладони.
Заберусь на горку,
Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча.
Съеду с горки. Бух!
Скатывают мячик с правого плеча в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой рукой.
Игры с массажным ковриком
Звериные следы
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Шла корова по дорожке - топ-топ,
Сжимают обе руки в кулаки, «шагают по дорожке» тяжелой поступью,
А за ней бежала кошка - топ-топ,
Ставят указательные и средние ТОП- ТОП,
пальцы обеих рук на коврик «идут» легко и грациозно по коврику.
Тропинка
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Шел мишутка топ да топ
Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по нервной поверхности коврика в любом направлении.
Вдоль звериных тайных троп.
Подушечками пальцев водят по поверхности коврика – «чертят тропинки или линии» в любом направлении.
Но устал и сел на пень.
Дети ставят кулак на кулак (медведь на пенек»).
И ему подняться лень!
Кладут ладони на коврик - «медведь спит".
Полянка
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
На полянке, на лужайке
Прыгали седые зайки
Указательные и средние пальцы обеих рук «прыгают» по нервной поверхности коврика в любом направлении.
Долго зайцы так скакали,
Кладут ладони на поверхность коврика –
Но напрыгались, устали!
«зайцы спят».
Мимо змеи проползали.
Делают извилистые движения кистями рук по поверхности коврика.
«С добрым утром!» - Им сказали.
Стала гладить и ласкать
Поочередно гладят ладонями
Всех зайчат зайчиха – мать!
Козочка
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
Вдоль дороги на виду
«Щиплют травку» пальцами обеих рук по поверхности коврика.
Щиплет козочка траву.
Глазки блестят,
Подносят руки к глазам, сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Рожки торчат,
Показывают «рожки» на голове.
Копыта стучат.
Стучат указательными и средними пальцами обеих («копытца») по коврику.
Многоножки
Дети кладут коврик на колени или на любую ровную поверхность.
По извилистой дорожке
Указательные и средние пальцы обеих рук в любом направлении.
Побежали многоножки!
(«многоножки» «бегут» по коврику.
Раз. Два, три, четыре, пять,
Многоножек не догнать!
Игры с платочками
Тесто
Месим, месим тесто!
1 вариант игры.
Есть в печи место!
Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи!
2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в
ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой).
Другая рука не помогает!
Кошки – мышки
Дети кладут платочки на колени или любую ровную поверхность.
Кошка мышку изловила
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони. Держат платочек в ладонях.
Подержала, отпустила.
Дети кладут платочек на колени, расплавляют его.
Мышка побежала.
Все пальцы правой или левой руки «бегут» по платочку.
Хвостиком завиляла.
Дети кладут кулак правой или левой руки на платочек «машут» мизинцем вправо-влево, вверх-вниз, имитируя движения хвостика.
Паучок
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Зацепился паучок
Все пальцы правой и левой руки «бегут» по платочку.
Тонкой ниткой за сучок.
Дети крепко сжимают в кулаки пальцы обеих рук.
Лапками перебирает,
Разжимают пальцы обеих рук, двигают ими.
Паутинки сплетает,
Водят круговыми движениями
Мух поджидает.
Указательными пальцами обеих рук по платочку, затем собирают платочек в обе руки.
Червячок
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Когда дождик поливает
Кап, кап, кап, кап…
Показывает ладонь правой руки. Указательным пальцем левой руки «собирает на нее капельки дождя».
Дождевой червяк гуляет.
Указательным пальцем правой или левой руки (все остальные сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка в разные стороны.
Когда сухо - вниз ползет
Указательным пальцем правой или левой руки (все остальные сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка вниз.
Землю в темноте жует!
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Улитка
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Улитка – недотрожка высунула рожки.
Ставят кулак правой или левой руки на платочек. Показывает указательный и средний пальцы – «рожки улитки», шевелят ими.
Медленно ползет,
Пальцы (рожки) медленно «передвигаются» по поверхности платочка.
Листики жует!
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Прятки
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки,
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Ловко прятались в кроватке.
Вот так, вот так,
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.
Ловко спрятались в кроватке.
Игры с крупными бигуди
Самокат
Самокат, самокат,
Дети катают бигуди между ладонями, руки держат перед собой.
Самокату очень рад,
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу!
Ролик
Трудно ролик мне везти
Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
Убирают бигуди в обе ладони.
Паровоз
Загудел паровоз
Дети катают бигуди между ладонями
И вагончики повез:
вперед-назад, руки держат перед собой.
«Чу-чу-чу-чу-чу!
Далеко я укачу!»
Поезд и самолет
Поезд песенку поет:
Катают бигуди между ладонями
«Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»
вперед-назад, руки держат перед собой.
Улетает самолет в высоту:
Катают бигуди между ладонями вперед- назад, руки направляют вверх над головой.
«У-у-у-у-у-у-у-у-у-у!».
Веселая поездка
На ладошке ехали,
Дети катают бигуди между ладонями.
До угла доехали
Вперед-назад, руки держат перед собой.
Сели на машину,
Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.
Налили бензину.
На машине ехали,
Катают бигуди между ладонями
До реки доехали
Вперед- назад, руки держат перед собой.
Тр-р-р. Стоп. Разворот.
Перестают катать и переворачивают бигуди.
На реке- пароход!
Катают бигуди между ладонями.
Пароходом ехали,
вперед-назад, руки держат перед собой.
До горы, доехали.
Пароход не везет.
Надо сесть в самолет,
Катают бигуди между ладонями.
В нем мотор гудит
Вперед-назад, руки направляют вверх над головой.
У-у-у-у-у-у-у-у-!
Паровозик
Пыхтит паровозик,
Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой.
Гудит паровозик.
Покоя нет никому.
Устал паровозик,
Кладут бигуди на ладони.
Уснул паровозик,
Закрывают ладони и подносят под голову – «паровозик спит».
Четыре годочка ему.
Транспорт
Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.
Вот на небе самолет
Прямая кисть «взлетает» вверх.
Отправляется в полет!
Вот кораблик поплывет
Берут бигуди в руки и катают их между ладонями вперед-назад,
Носом волны разведет!
А от самого порога
руки держат перед собой.
Для машин идет дорога!
Игры со счётными палочками
Цапля ходит по болоту
Цапля ходит по болоту
Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат указательным пальцем
правой руки.
Будто ищет там кого-то.
Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат средним пальцем
правой руки.
Ой, боюсь, что эта цапля
Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат безымянный пальцем
правой руки.
Лягушонка хочет…
Дети ставят счётную палочку на
большой палец правой руки и
держат мизинцем пальцем
правой руки.
Сцапать!
Убирают счётную палочку за спину.
Затем дети выполняют те же движения левой рукой.
О. Крупенчук
Клювы
Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!
Игры с эспандерами
Силач
Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.
Я сожму своё кольцо,
Дети сжимают и разжимают
Буду сильным молодцом,
в руках эспандер на каждый
Буду младших защищать,
ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Буду слабым помогать!
Пополам его согну
И восьмёркой заверну!
Сжать кольцо поможет нам
Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог.
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
После каждой строчки – смена рук.
А головушка – умнее!
Игры с бусами
Бусы
Дома я одна скучала,
Дети перебирают бусы в руках,
Бусы мамины достала,
считают бусины в прямом и в обратном порядке.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Игры с резинками для волос
1-й вариант
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант
Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3-й вариант
Для игры необходимы клубок и резинки для волос. Используя все пять пальцев правой руки, нанизываем резиночку на клубок. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы друзей идем искать!
Этот мальчик под кроватью,
Этот мальчик под диваном,
Этот мальчик под столом.
Этот мальчик за углом,
Этот мальчик встал у стенки,
У него дрожат коленки.
Под счет дети надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по любой поверхности. Дети надевают резиночку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец. Имитируют дрожащие колени.
Игры с веревочкой
Рисуем предметы с помощью веревочки, рассказывая сказку.
Летняя сказка
Как хорошо летом на лесной полянке! Травка зеленая, цветочки, бабочки летают (рисуем травку, цветочки, птичек). Видишь, как ярко светит солнышко? (рисуем солнышко с улыбкой на лице). Вдруг на небе появилось облачко, затем еще одно и солнышко перестало улыбаться (рисуем облачка, стираем улыбку у солнышка и делаем его грустным). Тут пришла огромная туча и закрыла собой солнышко (стираем солнышко, рисуем большую тучу). Пошел дождь (рисуем дождь). Когда дождь закончился, на небе опять появилось солнышко (стираем дождь, рисуем солнышко). После дождя на полянке стали расти грибы (рисуем грибы). Затем на полянку прибежал ежик и сразу почуял грибной запах (рисуем ежика). Ежик собрал грибы и одел их на свои колючки (стираем грибы и рисуем их сверху ежика). Ежик убежал, а полянку пришли мальчик и девочка (рисуем детей с большим воздушным шариком). «Ах, как здесь хорошо!» — сказали дети. Они долго бегали и играли на полянке, а потом наступил вечер, и они ушли домой (стираем детей, солнышко, рисуем луну и звезды).
Игры с решетками
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
Игры с прищепками
Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»
Жук
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
И усами шевелит!
Кыш!
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками.
Литература
Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014