Анастасия Алексеенко
Игры с нестандартным оборудованием как средство развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
Публикация «Игры с нестандартным оборудованием как средство развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при произношении) связаны между собой очень тесно. Ребенок со скованными движениями пальчиков отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Поэтому, пальчиковые игры и упражнения является уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Существует множество игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, например:
- коврики («Звериные следы», «Тропинка», «Уточки» и др.);
- зубные щетки («Массаж», «Кто живет в моей квартире?» и др.);
- счетные палочки («Цапля», «Апельсин», «У Лариски – две редиски»);
- крупные бигуди для волос («Ролик», «Лыжи», «Загудел паровозик» и др.);
- массажные мячики («Наши ручки», «Бежит ежик по дорожке», «Веселые прыжки» и др.);
- прищепки («Жук», «Гусь крикливый», «Клюква», «Зеленый кустик» и др.);
- платочки («Кошки-мышки», «Стираем вместе с мамой», «Улитка», «Тесто» и др.);
- бусы («Бусы», «Веселый счет» и др.);
- резиночки для волос («Будем мы варить компот», «Ягоды» и др.);
- щетки («Снежок», «Елочка», «Горка», «Еж» и др.);
- эспандер («Силач», «Дружба», «Зарядка» и др.);
- шестигранные карандаши («Подъемный кран», «Круги на ладошке» и др.).
Все эти игры сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ:
1. речь делается более громкой, четкой и эмоциональной;
2. улучшается слуховое восприятие.
Во время игр с различными предметами задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие игры и забавы очень увлекательны:
1. способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мышц рук;
2. вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование обычных предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.
Играя с детьми в игры, нужно обращать особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский