Приложение МААМ

Картотека игр на формирование представлений о величинах у дошкольников

Андреева Ульяна Анатольевна
Картотека игр на формирование представлений о величинах у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Младший дошкольный возраст.

Строим дом.

Цель: умение определять отношения пяти предметов по высоте.

Материалы: 5 столбиков разной высоты (палочки Кюизера) на каждого, игрушка дом.

Описание: дети сидят за столами, на которых лежат 5 столбиков разной высоты (палочки Кюизера) на каждого.

- С вами бревнышки возьмем

Будем строить новый дом.

- А чтобы построить новый дом, нужно сначала правильно расставить все бревнышки (столбики). Поставьте их в ряд, начиная с высокого. Дети ставят бревнышки (столбики) в ряд. Один ребенок делает это на столе у воспитателя.

Публикация «Картотека игр на формирование представлений о величинах у дошкольников» размещена в разделах

- Как вы поставили бревнышки для строительства дома? (Высокое, низкое, ниже, еще ниже, самое низкое.)

- Молодцы, бревнышки рассортировали, теперь строители могут построить дом быстро. Воспитатель ставит на стол готовый дом – игрушку. Этот дом можно обыграть, привезти на машине к нему только те игрушки, которые в него войдут по размеру, высоте. Игрушки для дома можно подбирать с помощью мерки, путем приложения.

Найди такое же колечко.

Цель: упражнять детей в нахождении двух предметов одинаковой величины, как путем наложения их друг на друга, и на глаз.

Материалы: две одинаковые пирамидки.

Описание: воспитатель берет две одинаковые пирамидки, снимает кольца с одной из них и раскладывает их по комнате. Кольца с другой пирамидки он раздает детям и просит каждого получившего кольцо найти такое же кольцо, среди разложенных колец на полу. Воспитатель наблюдает, как дети справляются с заданием, помогает им путем наложения колец друг на друга установить их равенство.

Найди елочки.

Цель: формировать у детей умение сравнивать предметы путем наложения или приложения, дать понятие о том, что для сравнения предметов по величине можно использовать промежуточный предмет.

Описание: на столе расставлены елочки – высокие, пониже и низкие. Это лес. Воспитатель раздает детям по палочке – одним такой же длины, как высокая елочка, другим, как та, что пониже, а третьим – такую палочку, как низкая елочка.

Воспитатель просит каждого из детей пойти в лес и срубить к новогоднему празднику елочку, высота которой должна равняться длине имеющейся у него палочки (дети прикладывают свои палочки к елкам и находят нужную по высоте).

Собери башенку. (из пяти колец)

Цель: закрепить умение собирать башню, располагая кольца по убывающей величине.

Материал: игрушка – «Башенка – пирамидка»

Описание: воспитатель рассматривает с детьми башенку. «Вот самое маленькое кольцо, это кольцо побольше, это еще больше, еще больше, и самое большое кольцо». Затем он собирает башенку. «Сначала надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше…» После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Воспитатель следит за их действиями, время от времени напоминая, что каждый раз надо выбирать самое большое колечко из оставшихся колец и нанизывать его на стержень.

Что изменилось.

Цель: совершенствовать память ребенка и зрительное восприятие величины.

Материалы: фланелеграф или наборное полотно, большое красное яблоко и маленькое – зеленое, большой мяч и маленький, большую машинку синего цвета и маленькую машинку желтого цвета.

Описание:на наборном полотне воспитатель выставляет большое красное яблоко и маленькое – зеленое, большой мяч и маленький, большую машинку синего цвета и маленькую машинку желтого. Детям предлагается закрыть глаза. Воспитатель убирает один предмет. Открыв глаза, дети должны отгадать, какого предмета не стало и какой он величины. (Эту игру можно использовать с последующим усложнением, с большим количеством предметов).

Наоборот.

Цель: уточнить представление о величине.

Материал: мяч.

Описание: дети становятся в круг. Стоящий в центре воспитатель произносит слово, которое обозначает величину предмета и бросает кому – нибудь из детей мяч. Поймавший мяч ребенок, должен ответить словом, выражающим противоположный признак (большой – маленький и т. д.). Игра повторяется несколько раз.

Сбор фруктов.

Цель: развивать глазомер при выборе предметов определенной величины по образцу.

Материалы: фланелеграф. «Дерево» (нарисовано на картоне, с яблоками

и корзины (тоже нарисованные, яблоки - съемные, чтобы можно было вставлять в прорези дерева, яблоко – образец.

Описание: воспитатель показывает детям дерево с яблоками и корзины. Обращает их внимание на разную величину яблок и корзин. Дав яблоко – образец одному из ребят, предлагает найти на дереве такое же. Ребенок должен на глаз определить нужное по величине яблоко, а потом проверить правильность сделанного выбора путем примеривания к образцу. Дети поочередно сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины разной величины.

Купим куклам одежду.

Цель: формировать умение устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.

Материалы: «витрина», платья и фартучки разного размера. Куклы разной величины – на каждого ребенка.

Описание: на витрине разложены платья и фартучки разного размера. Детям раздаются куклы разной величины, и предлагается решить на глаз, какое платье и какой фартучек хочет купить каждый из них для своей куклы. Примеривая на куклу купленную одежду, ребенок убеждается в правильности или неправильности своего выбора.

Дополнить предложение. (проводится в конце года).

Цель: уточнить представления о величине, выработать умение точно выражать признаки величины словом.

Описание: воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает его. Например: «Лейка с водой тяжелая, а без воды…», «У кошки хвост длинный, а у зайчика…». Поставив вопрос, воспитатель делает паузу, чтобы дать детям возможность собраться с мыслями.

Старший дошкольный возраст.

Подбери по величине.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Материалы: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) 2-х размеров: большие и маленькие.

Описание: учитель кладет на стол 2 круга. Около большого круга ученики кладут большие фигуры, а около маленького круга – маленькие. Кто ошибся, тот получает фант. Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет наименьшее количество.

Игра проводится с небольшой группой детей (6-7 человек).

Игра с матрешками.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Материал: матрешки.

Описание: матрешки учитель раскладывает на столе, вокруг которого сидят 4-5 детей.

Первый ученик берет самую большую матрешку и говорит «Это самая большая матрешка», следующий ученик берет матрешку поменьше и ставит рядом, приговаривая «Это матрешка поменьше» и т. д. Последний ученик ставит самую маленькую матрешку. Если ученик ошибется, то он пропускает ход и получает фант. По окончанию игры фанты подсчитываются. Выигравшим считается тот, у кого наименьшее количество фантов или и нет совсем. Он и вкладывает матрешку в матрешку.

Что в руке?

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам.

Материалы: природный материал (шишки, камешки, желуди и т. д.)

Описание: учитель вкладывает в руки ученика 2 однородных предмета, различных по величине, например 2 шишки: большую и маленькую. Ученик, не глядя, должен сказать в какой руке (правой или левой) большая шишка, а в какой маленькая. Затем ученик должен проверить правильно ли он сказал.

Игра с кругами.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам, развитие пространственных представления учащихся.

Материалы: круги большие и маленькие (радиусами соответственно 1 см и 2 см). общее количество кругов равно количеству учеников в классе, но больших кругов в два раза дольше, чем маленьких.

Описание: учитель показывает детям 2 круга – большой и маленький. Ученики различают их по величине. После этого учитель раздает круги учащимся. Получая круг, ученик должен назвать, большой это круг или маленький. Затем учитель предлагает ученикам, которые получили большие круги, построится с лева от него, а остальным – перед ним. Теперь ученики должны выполнить задание. Взять в левую руку большие круги. Взять в правую руку маленькие круги. Круги. Поднять круги в верх. Опустить круги в низ. Положить большие круги в большую коробку. Положить маленькие круги в маленькую коробку.

Игра в лото.

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Развитие внимания, наблюдательности, совершенствование зрительных восприятий, моторики. Научить дифференцировать предметы по величине, сопоставлять, сравнивать.

Материалы:

1)Карточки (8см x 4см, которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.

2)Трафареты предметов или геометрических фигур. Равные по величине нарисованным на карточках.

Описание: каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.

Что изменилось?

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Совершенствование зрительных восприятий ребенка, его памяти, научить ребенка давать полные ответы, развивать его речь, обогащать словарь.

Материалы: трафаретки больших и маленьких яблок, листьев, деревьев.

Описание:

Вариант 1. На наборном полотне учитель выставляет большое яблоко красного цвета, маленькое яблоко зеленого цвета; большой кленовый лист желтого цвета и маленький березовый лист зеленого цвета. Ученикам предлагается закрыть глаза. Учитель быстро убирает маленькое яблоко зеленого цвета. Что изменилось? Ученик должен дать полный ответ: «Нет маленького яблока зеленого цвета».

Начинать такую игру следует с небольшого количества предметов (например, с двух). Чтобы усложнить игру, количество предметов надо увеличить.

Для включения в игру всех учащихся следует учитывать индивидуальные возможности каждого ученика. Для более слабых следует давать упрощенные задания. Например, из двух или трех предметов убирают один наиболее яркий предмет (или его изображение).

Данную игру можно провести на различение предметов по длине, ширине, высоте (длинная и короткая лента, широкий и узкий пояс и т. д.)

Например, на столе учитель раскладывает предметы: две ленты, одинаковые по шири

не, но одна длинная, другая короткая. Две полоски бумаги: одна широкая другая узкая, но длина одинаковая.

Вариант 2. Учащиеся рассматривают предметы, сравнивают их по величине. Затем учитель предлагает одному из учеников стать спиной к столу и убирает один из предметов.

Повернувшись, ученик должен сказать, какой предмет убрали, и какой он был по величине.

Вариант 3. Глаза закрывают все ученики, а один убирает в это время какой-либо предмет, а затем спрашивает: «что изменилось».

Количество предметов, различных по величине, можно постепенно увеличивать.

Что спрятано в мешочке?

Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Научить детей различать большие и маленькие предметы, сравнивать, сопоставлять и контролировать себя.

Материалы: Мешочек, в который складываются большие и маленькие шары, кубики, пуговицы, монеты и т. д. образцы таких же предметов соответствующего размера выкладываются на столе – они предназначены для контроля правильности выполнения задания.

Описание: ученику предлагается достать из мешочка большой кубик. Ученик, не глядя в мешочек, на ощупь отыскивает в мешочке большой кубик и достает его. Затем сравнивает по величине это кубик с кубиком, который лежит на столе.

Игру следует проводить систематически, можно связать ее с различением геометрических фигур.

3 медведя.

Цели: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Научить дифференцировать предметы по величине, соотносить предметы, учитывая их величину. Развивать способность учащихся сопоставлять, сравнивать, наблюдать.

Материалы: 3 плюшевых медведя – большой, поменьше, маленький; 3 стула, 3 миски, 3 ложки, 3 кровати соответствующей величины.

Описание: учитель рассказывает сказку о 3 медведях. Дети должны распределить 3 медведям в соответствии с величиной все предметы.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 4–6 лет по формированию элементарных математических представлений «Веселая геометрия» Речевые игры: 1.«Что бывает такой формы?» Цель: учить различать фигуры, развивать мышление. Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста в подготовительной группе Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа) 1. Природная.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры экологического содержания.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Багатова Аида Шарабдиновна МБДОУ «Детский сад №18.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека игр по ФЭМП для дошкольников Картотека развивающих игр по ФЭМП Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.

Картотека подвижных игр для дошкольников «Мороз – красный нос» Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по.

Комплекс дидактических игр на формирование представлений детей о геометрических фигурах Комплекс дидактических игр на формирование представлений детей о геометрических фигурах «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления.

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Картотека развивающих игр для дошкольников Введение Рождение маленького человечка – всегда радостное событие. Но оно всегда сопряжено с массой забот, проблем и переживаний, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр на формирование представлений о величинах у дошкольников
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 21:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр на формирование представлений о величинах у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Ульяна Анатольевна (УИ 814293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД