Еремеева Ирина
Картотека игр по ФЭМП для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека развивающих игр по ФЭМП
Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
«Найди предмет»
Цель: формирование у детей навыков сопоставления форм предметов с геометрическими образцами.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Публикация «Картотека игр по ФЭМП для дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог знакомит с правилами игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается. Если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут сопоставлены с геометрическими фигурами.
«Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки (толстый мишка и тоненькая кукла).
Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитатель примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушкам. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и определять, какая из них короткая, а какая – длинная.
«Соберем бусы»
Цель: формирование умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, находить простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
«
Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: формирование у детей умения детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал. 2-3 одноцветные (желтые и зеленые) пирамидки с количеством колец не менее семи.
Содержание. Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах колечки от разобранных пирамидок, перемешивает их. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому из них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова «Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
"Лото"
Цель: овладение детьми умением выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Дидактическая игра "Помоги цыплятам"
Цель: формирование у детей умения устанавливать соответствие между множествами.
Содержание. Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но они не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевезти цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других.
" У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение детьми умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, формирование навыка использования в речи понятий: «длинный» - «длиннее», «короткий» - «короче», «широкий» - «шире», «узкий» - «уже».
Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Винни-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с воспитателем они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, шире, узкий, уже.
"Кто скорее свернет ленту"
Цель: формирование у детей отношения к величине как к значимому признаку предметов.
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
«Волшебные ниточки»
Цель: формирование у детей знаний об образе цифр и навыка в их различении; развитие мелкой моторики рук.
Материал: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
Содержание. 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают из нитки цифру, соответствующую числу.
Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру. превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей. Дети «превращают» нитку в названную цифру.
«Бегите к цифре»
Цель: формирование у детей знания цифр и навыков в их различении, умения ориентироваться в пространстве; развитие слухового и зрительного внимания.
Материал: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Содержание. Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) такое количество раз, которое она обозначает.
«Придите ко мне»
Цель: формирование умения различать цифры и устанавливать их соответствие
числам.
Материал: карточки с цифрами.
Содержание. Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими смотрит, сколько выбежало детей, соответствует ли их количество цифре. Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться.
«Найди портрет числа»
Цель: закрепление умения считать предметы и устанавливать соответствие их количества определенной цифре.
Материал: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.
Содержание. Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Правильно?» Зрители оценивают правильность ответа; ответивший правильно получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.
Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.
«Кривые зеркала»
Цель: формирование умения считать, ориентироваться в цифрах, находить предыдущее и последующее число.
Материал: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).
Содержание. Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9.
Верно ответившие дети получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители.
Можно усложнить задание, сказав детям, что они должны показать определенное число: меньшее или большее.
Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы
«Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Содержание. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым, вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
«Угадай, какое число пропущено»
Цель: формирование у детей навыка в определении места числа в натуральном ряду, в определении пропущенного числа.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Содержание. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
«12 месяцев»
Цель: формирование у детей понятия о месяцах.
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Содержание. Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев». Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут? Как зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябр, вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно еще более усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
«Поездка»
Цель: формирование у детей навыков в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
Материал. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.
Содержание. Воспитатель рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места, и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, а мальчиков - большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 меньше 8?» 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под одним. Воспитатель делает заключение: «Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».
«Расскажи про свой узор»
Цель: формирование у детей пространственных представлений.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: формирование у детей навыков в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Материал. 6-8 коробок разного размера.
Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем в игру «Кто быстрее подберет коробки по размеру». Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так, чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).
«Сложи фигуру»
Цель: формирование у детей навыков в составлении моделей знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
Содержание. Воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
«Назови пропущенное слово»
Цель: формирование у детей знаний о днях недели.
Материал. Мяч.
Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна.. .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой.. .
- Если вчера была пятница, то сегодня.. .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .
Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
«Калейдоскоп»
Цель: формирование у детей умения подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.
Материал. Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента с тремя осями симметрии, включающего элементы двух-трех цветов, двух форм.
Раздаточный: листы бумаги с начерченными осями, правильный шестиугольник, клей, кисточки для клея, элементы для создания орнамента, аналогично образцу по 6 экземпляров каждого вида геометрических фигур.
Содержание. Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы. Каждый посмотрит несколько раз, повернет и передаст соседу. Вы видели красивые узоры, но в калейдоскопе узор не сохраняется, при малейшем движении он изменится. А сегодня мы сделаем картинку, как в калейдоскопе, только остановившуюся». Воспитатель показывает орнамент: «Посмотрите, какой красивый, но очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены». Педагог и дети выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две разновидности и три цвета. Затем воспитатель обращает внимание детей на взаимное расположение фигур, на то, что каждая фигура повторяется шесть раз. После этого воспитатель предлагает детям разложить свои фигуры так же, как в орнаменте-образце. Затем фигуры приклеиваются и анализируются.
«Аэродром»
Цель: формирование у детей навыков в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.
Материал: Игрушки (самолеты, 5 ракет).
Содержание. Воспитаель: «Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов? Как проверить, правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром). Аналогично проводится игра «На космодроме».
«Сосчитай правильно»
Цель: формирование навыков в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Дети становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточки с таким же количеством пуговиц, показывают их.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
«Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры.
Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает назвать как можно больше геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
«На что это похоже»
Цель: развитие воображения.
Содержание. Воспитатель предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят, на что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно рисуют собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это похоже.
«Когда это бывает»
Цель: закрепление знаний о частях суток.
Материал: модель суток, картинки.
Содержание. Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
«Сравни и заполни»
Цель: формирование умения осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур и выявлять закономерности.
Игровой материал: набор геометрических фигур.
Содержание. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.