МААМ-картинки

Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет

Фаина Колесникова
Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Детский сад»

1. Словарь: группа, участок, кухня, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет медсестры, прачечная, заведующая, медсестра, повар, прачка, кладовщик, методист, логопед, воспитатель, мл. воспитатель, друг, дружба, взаимовыручка ; весело, дружно, аккуратно; учить, стирать, готовить, воспитывать, руководить; красивый, добрый, вежливый, послушный, интересный.

2. Развитие лексико – грамматических процессов

1). Упражнение «Кто и кем работает?» (Закрепить имена отчества и профессии сотрудников).

Публикация «Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет» размещена в разделах

2). Образование наречий от прилагательных.

Весёлый - весело,

аккуратный - аккуратно,

дружная (группа, компания)- дружно,

грустный- грустно и т. д.

3). Игра «Четвёртый лишний»

повар, воспитатель, тракторист, медсестра;

парикмахер, дворник, сторож, музыкальный руководитель и т. д.

4). Упражнение «Назови одним словом»

У берёзы белый ствол-она белоствольная,

у девочки длинные волосы-она длинноволосая,

голубые глаза-голубоглазая и т. д.

3. Развитие связной речи

Рассказы по темам:

1). Для чего нужен детский сад?

2). Как нужно вести себя в детском саду?

Тема: «Игрушки»

1. Словарь: игрушки, пирамидка, неваляшка, кубики, конструктор, машина, кораблик, самолёт, кукла, фабрика, магазин, обруч, мяч, шарик;

прыгать, катать, играть, надувать, складывать, строить, убирать, делиться, разбрасывать;

игрушечный, любимый, мягкий, стеклянный, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, глиняный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый.

2. Лексико – грамматические игры и упражнения:

1). Игра с картинками «Угадай, что изменилось».

2). Игра «Назови ласково» (развитие процессов словообразования).

Кукла-куколка, машина-машинка и т. д.

3). Упражнение «Какой? Какая?» (активизация словаря признаков.)

Воспитатель показывает игрушку, дети называют слова-признаки, подходящие к ней: круглая, красная, красивая, нарядная и т. д.

4). Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (активизировать глагольный словарь.)

-В магазине игрушки можно (что делать)- рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

- Дома с игрушками можно (что делать)- играть, мыть, отдавать, терять, дарить и т. д.

5). Упражнение «Считай и называй»

одна кукла, две куклы, три куклы и т. д. до 5,6.

6). Игра «Скажи наоборот»

большой-маленький,

крупный-мелкий,

яркий-блеклый,

мягкий-жёсткий,

весело-грустно,

мало-много,

интересно-скучно,

тихо-шумно.

3. Развитие связной речи:

Проблемные вопросы:

Почему взрослые не играют в игрушки?

Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка?

Тема: «Осень»

1. Словарь: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, тучка, листья, листопад, сентябрь, октябрь, ноябрь, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, опадать, шелестеть, краснеть, гнать ветром, дуть, идти, моросить, желтеть, пасмурно, ясно, солнечно, дождливо.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1).Упражнение «Кто больше назовёт примет осени».

2).Игра «Скажи наоборот»

холодно-тепло,

пасмурно-солнечно,

ранний-поздний,

крупный-мелкий,

длинный-короткий (день,

сильный-слабый (ветер,

сухой-мокрый (лист) и т. д.

3).Игра «Четвёртый лишний» (по сюжетным картинкам «времена года»).

Ответ обосновать.

4).Упражнение «Какой день?»

если солнце-день солнечный,

если ветер. ,

если тепло. ,

если дождь-.

5).Упражнение «Что делает? Что делают?»- активизация глагольного словаря. Осенью листья что делают? Желтеют, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Дождь что делает? Идёт, льёт, капает, заканчивается и т. д.

3. Развитие связной речи:

1). Упражнение «Составь предложение из слов».

Дует, ветер, осень, холодный.

Желтеют, листья, деревьях, на.

Земля, трава, на, увядает.

Улетает, на, птицы, юг.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

2).Упражнение «Доскажи словечко, перескажи».

Прошло лето и наступила…. Дни стали …. Подул холодный….

Стало очень …. Люди надевают тёплую…. Моросит …. Увядает ….

Скоро наступит … .

Тема: «Овощи»

1. Словарь: овощи, капуста, картофель, свёкла, редис, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор, грядка, рассада, теплица, посадка, салат, сбор урожая, борщ, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан;

вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, солить, квасить, полоть;

овощной, красный, бордовый, фиолетовый, круглый, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, толстый, крепкий, спелый; поздно, рано, мелко, крупно.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1). Игра «Четвёртый лишний» (овощи-фрукт, вершки-корешок, круглые-овальный, корешки-вершок).

2). Игра «Назови ласково».

3). Упражнение «Скажи наоборот»

крупно - мелко,

рано - поздно,

кислый – сладкий,

гладкий - шершавый,

сажать – собирать и т. д.

4). Упражнение «Какой? Какая?» (активизация словаря признаков).

Помидор- красный, круглый, вкусный;

перец- красный, горький,

огурец- зелёный, овальный, шершавый, большой, свежий и т. д.

5). Упражнение «Что можно делать с овощами?» (активизация глагольного словаря)

Выращивать, мыть, есть, собирать, покупать, чистить, нарезать и т. д.

6). Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?

7). Игра «Хвастуны»

1-й: «У меня картофель крупный». 2-й: «У меня крупнее!» и т. д.

твёрдый-твёрже,

длинная-длиннее,

красный-краснее,

далеко-дальше,

сладкий-слаще.

3. Развитие связной речи.

Составление описательных загадок об овощах.

Тема: «Фрукты»

1. Словарь: название фруктов, сад, кисти, лоза, дерево, кожура, косточка,

варенье, мармелад, джем, желе, витамины, дольки, кусочек; расти, созревать, снять, сорвать, ухаживать, сажать, поливать, мыть, варить, выжимать, поспевать, румяный, душистый, ароматный, гладкий, шершавый, полезный, вкусно, кисло, сладко, мало, много.

2. Развитие лексико-грамматических процессов

1). Игры с картинками «Чего не стало», «Что изменилось».

2). Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам и по представлению).

3). Упражнение «Какой? Какая? Какое?» (активизация словаря признаков). Яблоко- круглое, сладкое, румяное, сочное, твёрдое, вкусное.

Груша- … .

Апельсин- ….

4).Упражнение «Какой компот?» (развитие словообразования)

из яблок- яблочный,

из слив- сливовый,

из лимонов- лимонный и т. д.

5).Упражнение «Что можно делать с фруктами?» (активизация словаря глаголов)

Выращивать, покупать, мыть, есть, угощать, варить и т. д.

6). Игра «Скажи наоборот»

крупный -,

большой -,

зрелый- зелёный,

сладкий- кислый,

гладкий – шероховатый.

7). Упражнение «Один - много»

груша – груши - много груш

лимон-лимоны-много лимонов и т. д.

3. Развитие связной речи

Составление описательных загадок о фруктах.

Тема: «Грибы. Ягоды»

1. Словарь: грибы: ножка, шляпка, лисички, белый гриб (боровик, мухомор, поганка; собирать, срезать, мыть, солить, сушить, варить, жарить; съедобный, несъедобный, ядовитый, вкусный, полезный, красивый, толстый, тонкий.

Ягоды: клубника, малина, вишня, виноград, смородина, крыжовник, земляника, черника; косточка, компот, варенье; поливать, поспевать, собирать, варить; вкусные, ароматные, полезные, кислый, сладкий, колючий, душистый, твёрдый, мягкий.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1). Игра с картинками «Угадай, чего не стало».

2). Упражнение «Назови много». Дети должны закончить предложение:

В лесу много…- мухоморов (лисичек) и т. д.

В саду много…- вишни (яблок) и т. д.

3). Упражнение «Объяснялки» дети объясняют, почему так называются грибы: подберёзовик, подосиновик, сыроежка, белый, мухомор, бледная поганка.

4). Игра «Какой сок? Какое варенье?»

-Из клубники я приготовлю клубничный сок и клубничное варенье.

-А я из малины приготовлю малиновый сок и малиновое варенье. И т. д.

5). Игра «Скажи наоборот»

Съедобный-ядовитый,

кислая-сладкая,

мелкий-крупный,

ранняя-поздняя,

спелая-незрелая и т. д. .

7). Упражнение «Как сварить грибной суп»- активизировать словарь глаголов. Грибы собрать или купить, почистить, помыть и т. д.

3. Развитие связной речи

Дети составляют загадки-описания о грибах и о ягодах.

Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Севера» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Солнышко» станицы Выселки муниципального образования Выселковский.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья» Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье Задачи: Коррекционно-образовательные: • Обогащение и активизация словаря по теме.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Игрушки» Цель: развитие лексико-грамматического строя речи. Коррекционно-образовательные задачи: учить образовывать существительные с уменьшительно.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе детей с ОНР «Игрушки» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе О. Н. Р. Тема: Игрушки Цель: развитие лексико-грамматического.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе ОНР «Одежда и обувь» .

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции 1 слайд Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи в средней логопедической группе детей с ОНР «Посуда» Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи в средней логопедической группе О. Н. Р. Тема: «Посуда» Цель: Развитие лексико-грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 20:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Фаина Колесникова (УИ 843107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД