Надежда Баранникова
Картотека игр и упражнений для детей с особенностями психического развития
Для агрессивных детей
Упражнение «Рубка дров»
Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
Публикация «Картотека игр и упражнений для детей с особенностями психического развития» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Упражнение «Маленькое приведение»
Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!
Игра «Мячик»
Цели: формировать у детей доверие к окружающим; способствовать повышению самоуважения детей.
Поскольку у агрессивных детей чаще всего отсутствует доверие к окружающему миру на фоне сниженного самоуважения, им будет полезно следующее упражнение.
Ход. Ребенок садится на корточки, голову прижимая к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий, «мячик» можно поднять несколько раз вверх. Если присутствуют двое взрослых, «мячик» можно покидать друг другу.
Игра «Превратись в игрушку»
Цель: предоставить детям возможность проявить реальные чувства.
Ход игры. Каждый ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. Понятно, что в рассказе присутствуют собственные конфликты и желания.
Упражнение «Брыкание»
(упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения)
– ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Для застенчивых детей
Игра «Озорной двойник»
Цель: раскрепощение ребенка, упражнять в отстаивании своего мнения.
Ход игры. Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Можно усложнить игру, во-первых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков.
Игра «Изобрази животное»
Цель: раскрепощение ребенка, упражнение в пантомимике.
Ход игры. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Для организации данной игры следует: во-первых, постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Необходимо выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками.
Игра «Фанты»
Цель: снятие напряжения, страха перед публичными выступлениями.
Ход игры. Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.
Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить: обезьяну, льва, ворону, дятла, Бабку-Ежку, хулигана, дряхлого старичка, маленького капризного ребенка, лунатика.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
Игра «Рычи, лев, рычи»
Цель: развитие артикуляционного аппарата детей, преодоление скованности и пассивности.
Ход игры. Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Для гиперактивных детей
Игра «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Ход игры. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
Игра «Гвалт»
Цель: развитие концентрации внимания.
Ход игры. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Упражнение «Кто летает?»
Ход. Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает - руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
Для пассивных детей
Игра «Зеркало»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело одежду.
Игра «Кошачьи коготки»
Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными.
Ход игры. В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово «солнышко», то ребенок старается представить себя котом (или кошкой, нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово «мышь», то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
Игра «Быстрый дятел»
Ход игры. Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.
Игра получила такое название, потому что стук карандаша о бумагу на столе напоминает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так покажется, то можно войти в эту роль и в шутку похвастаться количеством съеденных червячков или устроить «лесной чемпионат», где вы будете бороться за звание «самого быстрого дятла».
Игра «Обмоталочки»
Ход игры. Возьмите длинную веревку (не короче пяти метров) и отметьте ее середину узлом. Встаньте с ребенком у разных концов веревки и обвяжите их вокруг пояса. На счет «раз, два, три» начните крутиться на месте, обматывая таким образом себя веревкой. В какой-то момент вы встретитесь. Обратите внимание, у кого на поясе окажется узелок — значит, этот игрок накрутил вокруг себя больше половины веревки. Именно он и считается выигравшим.
Игра «Меткий стрелок»
Ход игры. Состоит в том, чтобы суметь попасть в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами). Эта игра способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. Для совершенствования этих навыков следует постепенно уменьшать размер метательных предметов и увеличивать расстояние до мишени.
Для обидчивых детей
Игра «Догоняем обидчиков»
Ход игры. В игре участвуют малыши и взрослые. Считалкой выбирают ведущего. Вокруг него бегают другие участники игры и дразнят его. Спустя некоторое время ведущему надоедает слушать обидчика, он пытается его догнать. После того, как обидчик будет пойман, игроки меняются. Эта игра развивает навыки управления эмоциями, а также учит ребенка смотреть на окружающую действительность глазами других людей, снижает обидчивость.
Игра «Поймай хвостик»
Ход игры. В игре принимают участие несколько человек. Необходимо построиться друг за другом и взяться за руки. Первый – это «голова» змеи, а последний – «хвост». «Змея» начинает двигаться, а «голова» старается схватить «хвостик». Когда «хвост» будет пойман, необходимо поменяться ролями. Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли «хвоста» и «головы». Игра воспитывает уверенность в своих силах.
Игра «Тренируем эмоции»
Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.
1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
Игра «Лото настроений»
Цель: Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
Ход игры. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.