Наталья Новичихина
Картотека игр для развития ВПФ
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Сосулька»
Цель: психомышечная тренировка.
У нас под крышей сосулька,
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – гвоздь упадет.
Изображаем замерзшую или растаявшую сосульку.
Рефлексия: что вам больше понравилось – быть замерзшей или растаявшей сосулькой? Игра «Снежинка»
Цель: развитие выдержки, ведущий показывает пластмассовую снежинку и предлагает с ней поиграть. Для этого дети закрывают глаза, а ведущий прячет ее на видном месте. Затем дети ищут снежинку по группе. Но, найдя, они не должны брать ее в руки. Следует сесть на место и сказать ведущему, где лежит снежинка.
Публикация «Картотека игр для развития ВПФ» размещена в разделах
Рефлексия: Легко ли было удержаться и не рассказать о находке остальным детям?
Упражнение «Ветер дует на….»
Цель: развитие самосознания.
На кого дует ветер, тот меняется с товарищем. Ведущий произносит»Ветер дует на того у кого веселое настроение… (карие глаза, есть косички, русые волосы и т. д.)». Игра «Полотенцем машу»
Цель: коррекция общей агрессии.
Дети превращаются в снежинок. Один ребенок выполняет роль ветра. Он сидит на стуле с полотенцем в руках и злится на пролетающие мимо снежинки. Когда он сильно разозлится, то начинает бегать за детьми и шлепать их полотенцем.
Рефлексия: что ты чувствовал, когда был ветром
Упражнение «Поземка»
Цель: установление позитивного контакта.
Дети разбиваются на пары. Один стоит впереди, а второй сзади (поземка). Сзади стоящий ребенок гладит по спине партнера круговыми движениями. Затем дети в парах меняются местами.
Рефлексия: что тебе больше понравилось: гладить своего партнера или когда тебя гладили? Упражнение «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы.
Ведущий: Первый лучик, нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнце. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Упражнение «Найди себе пару»
Цель: развитие самосознания.
Ведущий предлагает детям найти себе пары по любому признаку и объяснять свой выбор сверстникам. Упражнение «Я радуюсь, когда…»
Цель: развитие самосознания.
Ведущий передает по кругу набивной мяч и предлагает каждому ребенку рассказать, когда он радуется.
Упражнение «Солнышко и туча»
Цель: Психомышечная тренировка.
Ведущий: Солнце зашло за тучку, стало свежо. Сожмитесь в комочки, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабьтесь. (дети выполняют задания).
Рефлексия. Что вам больше понравилось – греться на солнце или сжиматься в комок от холода? Упражнение «Ласковый мелок»
Цель: установление позитивного тактильного контакта.
Дети разбиваются на пары и встают один впереди, а второй за ним. Ведущий предлагает впереди стоящим закрыть глаза и угадать, что партнер нарисует им ласковым мелком (указательным пальцем) на спине. Мелок обязательно должен рисовать нежно и аккуратно. Затем пары меняются местами.
Рефлексия: что тебе больше понравилось: рисовать мелом самому или когда тебе рисовали на спине?
Упражнение «Путешествие на облаках»
Цель: Развитие воображения, снятие напряжения. Дети ложатся на ковер, ведущий включает музыку и просит их закрыть глаза и сделать 3 глубоких вдоха и выдоха.
Ведущий: посмотрите на небо, по которому плывут легкие, белые облака. Я хочу предложить вам путешествие на одном из них. Посмотрите, к каждому из вас опускается облачко. Оно все ниже и ниже, и наконец коснулось земли. Запрыгивайте на свое облачко. Почувствуйте, какое оно мягкое и пушистое, как гора подушек. Ваши голова, руки, туловище и ноги удобно расположились на этой облачной подушке. Путешествие начинается. Облако плавно поднимается вверх, все выше и выше. И вот вы уже высоко в небе. Почувствуйте, как легкий ветерок овевает ваше лицо, руки, ноги. Вы расслабились, не хотите двигаться, лежите и отдыхаете. Высоко в небе вам спокойно и тихо… А теперь облака перенесут вас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь хорошо запомнить это место, там может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь облака везут вас обратно в группу. Облака опускаются все ниже и ниже, вот они коснулись земли. Вы встаете с облака, благодарите его и смотрите, как оно медленно тает в воздухе… Наше путешествие закончилось. Потянитесь, улыбнитесь и открывайте глаза.
Дети делятся впечатлениями. Упражнение «Радуга»
Цель:
Снятие психомышечного напряжения, развитие воображения.
Дети располагаются на ковриках звучит тихая музыка. Ложитесь поудобнее дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.
Представьте, что вся группа наполнена красным воздухом. Посмотрите на этот сияющий красный воздух, вдохните его свежесть, почувствуйте его аромат.
А теперь представьте, что все вокруг наполняется оранжевым воздухом. Оранжевый цвет пахнет апельсином. Почувствуйте этот запах.
Посмотрите, воздух стал желтым. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдохните это желтое сияние, прикоснитесь к нему.
Цвет окружающего воздуха снова изменился. Теперь он излучает зеленый свет. Этот цвет первых весенних листьев. Вы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее свежесть и аромат.
Чудеса продолжаются. Воздух вокруг заиграл всеми оттенками голубого. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной.
Но вот цвет воздуха постепенно сгущается и переходит в синий. Это цвет моря! От него невозможно оторвать взгляд. Попробуйте прикоснуться к нему и почувствовать свежесть.
И, наконец, воздух окрашивается в фиолетовый цвет. Почувствуйте его глубину, вдохните цвет вечерней прохлады.
А теперь представьте, как вы выходите из последнего цвета радуги и возвращались в группу. Представили? Теперь потянитесь улыбнитесь и открывайте глаза. Дети делятся своими впечатлениями
Упражнение «Кого не стало?»
Цель: развитие наблюдательности.
Дети становятся в круг. По сигналу ведущего они отворачиваются, а он в это время прячет одного под покрывалом, снова дает сигнал. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало в круге. Упражнение «Я радуюсь, когда…»
Цель. Развитие самосознания.
Ведущий передает по кругу набивной мяч и предлагает каждому ребенку рассказать, когда он радуется.
Упражнение «Волшебный сон»
Цель: снятие психомышечного напряжения. Дети ложатся на коврике. Звучит спокойная музыка.
Начитается игра «Волшебный сон». Не засыпайте по –настоящему, всё слушайте, но не двигайтесь и не открывайте глаза, пока я не скомандую: «Всем открыть глаза!»
Внимание: наступает «волшебный сон». Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется Игра «Злые и добрые кошки».
Игра «Жмурка»
Цель: коррекция страха неожиданного воздействия.
Ведущий собирает Жмурку, закрывает ей глаза шарфом и вращает по кругу. Дети в это время свободно оговоренной траектории. По сигналу «Жмурка, ищи!» дети должны замереть, а водящий с закрытыми глазами ищет их. Кого найдет первым, должен назвать его имя. Этот ребенок становится Жмуркой.
Рефлексия. Что ты чувствовал, когда двигался с закрытыми глазами? Игра «Дождь»
Цель: Развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности.
Ведущий рассказывает и показывает движения: дождь шумит (дети потирают ладони – шуршат ими); дождь капает (дети щелкают пальцами); дождь идет (хлопают в ладоши); дождь льет (ударяю ладонями по бедрам); после разучивания этих движений ведущий просит детей закрыть глаза и внимательно слушать звуки. Их следует повторить, когда к плечу ребенка прикоснётся ведущий. Повторять их нужно до тех пор, пока ведущий не произнесет сигнал «Стоп!».
Рефлексия. Легко ли было удержаться, чтобы не начать движение раньше времени.