Надежда Федорова
Картотека игр для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
«Выдели слово».
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Публикация «Картотека игр для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
«Звуковая зарядка»
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
«Живые звуки»
Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.
Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.
Звуки трех типов включаются в ритмические схемы, после того как дети освоят воспроизведение ритмов из двух типов звуков (средней продолжительности и краткого).
«Угадай мелодию («песню»)»
на доске или столе «записи» 2—3 ритмических рисунков — взрослый (ведущий) пропевает мелодию, а дети должны выбрать «запись» ритма, услышанной «песни».
«Сочини мелодию («песню»)»
детям предлагается сочинить «песню» с любым гласным звуком (звуками, «записать» ее ритмический рисунок, используя символы звуков, пропеть мелодию (воспроизвести ритм).
Варианты ритмических схем («песен»)
«Зайцы»
Педагог встает и вытягивает ладонь, а дети приставляют к ней указательные пальцы и произносит стих:
На горе стояли зайцы
И кричали прячьте пальцы, цап.
И чей палец успели схватить, называет 5-ть слов с заданным звуком.
"Играем со словом"
(обучение звуковому облику слова).
Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т. д. ".
Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т. д. ".
Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т. д. ".
Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т. д. ".
"Кружок".
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".
Образец: МАК - 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
«Звуковая мозайка»
Рисуем на листе бумаги сетку. Предварительно с ребенком обговариваем задание. Например: если в слове слышишь звук [а] (или «малыш плачет», закрашиваешь клеточку красным цветом, если нет заданного звука- желтым (любым другим).Можно дать ребенку выкладывать фишки указанного цвета.
«Это слово звонкое или тихое?»
Любимая игрушка хочет научиться произносить разные слова. Какое слово Аленушка (ласковое, рыба (громкое? Перечисляем с ребенком все тихие, громкие и ласковые слова.
«Кто с какими буквами дружит».
Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке. " Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.
«Что пропало?»
Игра направлена на предупреждение чтения «по догадке», тренирует зрительное внимание. Ребенок должен найти
«пропавшую» букву в слове.
ЗОН (ЗОНТ)
СТЛ (СТОЛ)
КЛЮ (КЛЮЧ) и т. д.
«Переведи на человеческий язык»
ГА- перевод с гусиного (гамак, гараж, галка)
МУ- перевод с коровьего (мука, музыка,мул)
КАР- перевод с вороньего (карта, карман, карлик)
«Найди букву»
Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной.
Лужи- лыжи
Корова-корона
Папка- палка
Белка- булка
Кит- кот
Корка-кошка
«Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Начало, середина, конец».
(развитие фонематического слуха : научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м" : в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
«Чудесный художник»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Сложи звуки».
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи букву».
Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).
Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
«Узнай букву».
Вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.
Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
«Прятки»
Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
«Поющие звуки»
Цели: воспроизводить ритм по заданной схеме Этапы работы над каждым ритмом («песней»)
Этап 1 — пропевать по схеме, указкой показывая символ произносимого звука.
Этап 2 — пропевать по схеме, отхлопывая ритм.
Этап 3 — пропевать по памяти, отхлопывая ритм.
Этап 4 — воспроизводить ритм «песни» с другим гласным звуком.
Этап 5 — воспроизводить ритмический рисунок «песни», включая в него разные гласные звуки, например: длительный звук [А], краткий звук [О].
"Назови слова"
(для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).
"Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".
Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
"Длиннее-короче".
Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.
«Радисты»
Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.
«Какие бывают слова?»
Проси м ребенка назвать ласковые слова (солнышко, слова, звучащие громко (тигр, звонкие слова (звонок, тихие слова (шепот).
«Верни слово»
Взрослый называет слово (шепотом, негромко, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно.
«Путешествие».
Один говорит: "Наш корабль отправляется в. например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".
«Цепочка».
Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
«Самодельная азбука».
Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.
Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.
«Шутки – минутки».
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
«Звуки по кругу».
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют
услышанный вариант.
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звукамиПА — АП АП — ПА
ПО —. (ОП) ОП—. (ПО)
ПУ —. (УП) ЫП —. (ПЫ)
ПЭ—. (ЭП) УП—. (ПУ)
ПЫ —. (ЫП) ЭП —. (ПЭ)
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ ПЯ — ПА
ПУ —. (ПЮ) ПИ —. (ПЫ)
ПЭ—. (ПЕ) ПЮ—. (ПУ)
ПО—. (ПЁ) ПВ—. (ПО)
ПЫ —. (ПИ) ПЕ —. (ПЭ)
«Путаница»
Узнавание букв, написанных с наложением.
Загадки «поющих» звуков, или Подскажи словечко
Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
Шире всех открывает рот - звук.
Губы трубочкой вытягивает - звук.
На вытянутый кружок губы похожи у звука.
Самая широкая улыбка у звука.
Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук.
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук.
«Допиши песню»
взрослый (ведущий, пропевая, начинает «записывать» ритмический рисунок, выкладывая первую серию кружков-звуков (символов, а ребенок, пропевая, продолжает «запись» одной или несколькими сериями.
«Послушай и запиши»
взрослый (ведущий) пропевает мелодию (ритм, а ребенок, используя символы, самостоятельно «записывает» ритмический рисунок «песни».
"Хлоп-хлоп"
(обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.
2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
"Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
«Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки, но иногда не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
«Звуковое домино»
Просим ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове (сначала используем картинки).
«Что здесь не так?»
Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Угадай, какие слова я задумал. Первое слово- …ОРОВА. Что это за слово? (корова.) Какого звука не хватает в моем слове? Продолжаем искать задуманные мною слова».
«Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: песок- носок. Как усложнение задания- подобрать рифму самостоятельно.
«В слове есть звуки?»
Учим ребенка подбирать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
«Найди похожие слова»
Цели: автоматизация изучаемого звука, развитие слухового внимания и детского словотворчества.
Оборудование: пары предметных картинок с изучаемым звуком в названии и рифмующими окончаниями. Картинки расположены вперемешку.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть, правильно назвать картинки с изучаемым звуком и выбрать две, которые по звучанию «похожи» друг на друга. Обязательно дать детям образец выполнения задания.
Например: Маша- Даша, Юра- Шура.
«Добавь букву».
Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.
Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т. е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.
"Путешествия".
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".
И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"