Ольга Кряж
Картотека грамматических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи
Грамматические конструкции
Игры
Падежи: именительный «Живое — неживое», «Кто голос (звуки) подает», «Один — много»
родительный «Кого не стало? (прятки)», «Один — много»
дательный «Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»
винительный «Кого я люблю?», «Кого любит мама?»
творительный «Кто кем любуется?», «Кто чем работает?»
предложный «Кто о ком заботится?», «Кто о чем мечтает?», «О чем мечтают животные?»
Публикация «Картотека грамматических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Предлоги «Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?», «Путешествия»
Словообразование «Скажи ласково», «Какие глаза?», «Какой предмет?», «Построй по росту», «Раздели на команды»
Родовые понятия «Мальчики и девочки», «Кто что делает?», «Узнай по описанию», «Чья игрушка?», «Мой, моя, мое» (соревнование)
Лексика «Классификации», «Четвертый лишний»
Карточка № 1.
Именительный падеж
«Живое — неживое». Взрослый называет слова и бросает мяч, задавая ребенку вопрос «кто?», ребенок ловит мяч и отвечает ( например: кошка, слон.). Затем взрослый бросает мяч и задает ребенку вопрос «что?», ребенок ловит мяч и отвечает ( например: тарелка, машина.). Можно поменяться ролями. Ребенок спрашивает, а взрослый отвечает. Усложнение: взрослый отвечает неверно и просит ребенка помочь ответить. Эту речевую игру можно превратить в подвижную игру «бы-строго реагирования». Водящий называет разные предметы — живые и неживые. А участники должны сообразить, что сделать. Если предмет живой — подпрыгнуть, если неживой — присесть, при ошибке — выйти из игры.
Карточка № 2.
Именительный падеж
«Кто голос (звуки) подает». Для этого понадобятся звучащие игрушки. Взрослый просит детей запомнить их и закрыть глаза. Затем он издает звуки, а дети называют, что звучало (погремушка, бубен, дудка, барабан.). Также можно использовать игрушки животных и птиц. Взрослый произносит: «му-му», «мяу»., а дети отвечают, кто из животных голос подает.
Карточка № 3.
Именительный падеж
«Один — много». Эту игру можно проводить с мячом. Взрослый называет один предмет, а дети, когда предметов много, отвечают на вопрос: «кто?» или «что?». Например: кот — коты, машина — машины.
Карточка № 4.
Родительный падеж
«Кого не стало? (прятки)».
Эта всем известная игра хороша тем, что не только закрепляет в речи ребенка родительный падеж существительных, но и тем, что развивает внимание и память. Для лучшей тренировки этих психических процессов можно увеличивать количество предметов. Взрослый ставит в ряд несколько игрушек, просит детей внимательно посмотреть и запомнить их. После этого взрослый убирает одну-две игрушки и просит назвать, кого не стало (например, козы, слона.).
Карточка № 5.
Родительный падеж
«Один — много». Эту игру можно проводить с мячом. Взрослый называет один предмет, а дети, когда много, отвечают на вопрос: «много кого?» или «много чего?». Например: кот — много котов, машина — много машин.
Карточка № 6.
Дательный падеж
«Кто к кому в гости пришел?». Эта игра направлена на закрепление дательного падежа существительных и употребление предлогов к, от, у. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый выбирает одну игрушку, которая будет ходить в гости к другим. Затем выполняются действия и проговариваются следующие фразы: «Зайчик в гости к лисе пришел. Зайчик от лисы ушел. Зайчик в гости к медведю пришел. Зайчик от мед-ведя ушел. Зайчик к волку пришел». Спрашивая у детей: «У кого в гостях был зайчик?» (У лисы, у медведя., взрослый тем самым закрепляет еще и родительный падеж.
Карточка № 7.
Дательный падеж
«Угощение». Выставляются игрушки животных. В отдельную кучку кладется угощение: грибы, орехи, морковка, колбаска. Взрослый просит ребенка угостить животных, называя кому что нужно. Например: зайчику дадим морковку, коту дадим колбаску, белке дадим орешки.
Винительный падеж
Карточка № 8.
Дательный падеж
«Кого я люблю?». Для этой игры понадобятся игрушки животных
и мужского рода, разложенные на две кучки: в одной мальчики, в другой девочки. Взрослый дает образец: я люблю кошку, лису, козу; слона, волка зайца. Важно обратить внимание ребенка на окончания слов при назывании, кого он любит. Для лучшего усвоения материала сначала перечисляются животные мужского рода, затем женского. После дифференцируются окончания мужского и женского рода при назывании по очереди то мальчика, то девочки. Например: Я люблю кошку и слона. А ты кого любишь? А я люблю козу и зайца.
Карточка № 9.
Дательный падеж
«Кого любит мама?». Эта игра расширяет словарь по темам «Животные» и «Птицы», а также способствует закреплению винительного падежа существительных в единственном и множественном числе. Взрослый дает образец: «Мама-кошка любит котенка, котят, мама-курица любит цыпленка, цыплят». Затем спрашивает: «Кого любит мама-коза, мама-медведица?»
Карточка № 10.
Творительный падеж
«Кто кем любуется?». Игра хорошо способствует закреплению словаря по темам «Животные» и «Птицы». Сначала можно вспомнить детенышей животных или птиц. Затем спросить: «Кем любуется мама-кошка?» (Котенком, котятами.) «Кем любуется мама-курица?» (Цыпленком, цыплятами.)
Карточка № 11.
Творительный падеж
«Кто чем работает?». Эта игра помогает закреплять словарь по теме «Профессии». Например: «Чем подстригает парикмахер?» (Ножницами, машинкой.) «Чем подметает дворник?» (Метлой.) «Чем работает портниха?» (Иголкой, нитками, швейной машинкой.)
Карточка № 12.
Предложный падеж
«Кто о ком заботится?». Эта игра направлена на закрепление предложного падежа существительных в единственном и множественном числе, а также на расширение словаря по темам «Животные» и «Птицы». Для начала полезно вспомнить детенышей животных и птиц, а затем спросить: «О ком заботится мама-кошка?» (О котенке, о котятах.) «О ком заботится коза?» (О козленке, о козлятах.) «О ком заботится курица?» (О цыпленке, о цыплятах.) и т. д.
Карточка № 13.
Предложный падеж
«Кто о чем мечтает?». Эту игру хорошо проводить в канун Нового года
или дня рождения. Ребенку предлагается помечтать и сказать, о каком подарке он думает. Например, девочка мечтает о кукле, мальчик мечтает о машине, кто-то о новом конструкторе.
Карточка № 14.
Предложный падеж
«О чем мечтают животные?». Для начала важно вспомнить, чем питаются животные, а потом уже о какой еде они мечтают. Например, волк мечтает о зайце, лиса о курочке, кот о рыбке.
Карточка № 15.
Предлоги
«Спрячь игрушку». Взрослый дает инструкции ребенку: спрячь зайца под стол, посади его на стул, положи в шкаф, за занавеску. Затем спрашивает ребенка, куда он спрятал игрушку (под стол, где находится игрушка (под столом).
Карточка № 16.
Предлоги
«Кто где стоит?». Эта игра направлена на закрепление предлогов за, перед, между. Вначале можно вспомнить сказку «Репка», показав иллюстрации и назвав, кто за кем, кто перед кем и кто между кем стоит. Аналогично проводится работа с игрушками, поставленными в ряд. Сначала отрабатывается предлог за, затем перед и только потом между. Следует обратить внимание на то, что когда начинаем говорить с конца, это предлог за, если сначала, то перед, а когда называем соседей, стоящих перед выбранным животным и после него, то между. Педагог задает вопросы, используя эти предлоги. Например: «За кем стоит кошка? Перед кем стоит волк? Между кем стоит коза?» Когда ребенок начнет правильно отвечать, взрослый задает вопрос: «Где стоит кошка (коза, волк. ?» Ребенок должен ответить на вопрос, употребив разные предлоги. Например: «Кошка стоит за волком. Кошка стоит перед козой. Кошка стоит между волком и козой».
«