Лучший педагог года

Картотека грамматических игр

Ольга Кряж
Картотека грамматических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи

Грамматические конструкции

Игры

Падежи: именительный «Живое — неживое», «Кто голос (звуки) подает», «Один — много»

родительный «Кого не стало? (прятки)», «Один — много»

дательный «Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»

винительный «Кого я люблю?», «Кого любит мама?»

творительный «Кто кем любуется?», «Кто чем работает?»

предложный «Кто о ком заботится?», «Кто о чем мечтает?», «О чем мечтают животные?»

Публикация «Картотека грамматических игр» размещена в разделах

Предлоги «Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?», «Путешествия»

Словообразование «Скажи ласково», «Какие глаза?», «Какой предмет?», «Построй по росту», «Раздели на команды»

Родовые понятия «Мальчики и девочки», «Кто что делает?», «Узнай по описанию», «Чья игрушка?», «Мой, моя, мое» (соревнование)

Лексика «Классификации», «Четвертый лишний»

Карточка № 1.

Именительный падеж

«Живое — неживое». Взрослый называет слова и бросает мяч, задавая ребенку вопрос «кто?», ребенок ловит мяч и отвечает ( например: кошка, слон.). Затем взрослый бросает мяч и задает ребенку вопрос «что?», ребенок ловит мяч и отвечает ( например: тарелка, машина.). Можно поменяться ролями. Ребенок спрашивает, а взрослый отвечает. Усложнение: взрослый отвечает неверно и просит ребенка помочь ответить. Эту речевую игру можно превратить в подвижную игру «бы-строго реагирования». Водящий называет разные предметы — живые и неживые. А участники должны сообразить, что сделать. Если предмет живой — подпрыгнуть, если неживой — присесть, при ошибке — выйти из игры.

Карточка № 2.

Именительный падеж

«Кто голос (звуки) подает». Для этого понадобятся звучащие игрушки. Взрослый просит детей запомнить их и закрыть глаза. Затем он издает звуки, а дети называют, что звучало (погремушка, бубен, дудка, барабан.). Также можно использовать игрушки животных и птиц. Взрослый произносит: «му-му», «мяу»., а дети отвечают, кто из животных голос подает.

Карточка № 3.

Именительный падеж

«Один — много». Эту игру можно проводить с мячом. Взрослый называет один предмет, а дети, когда предметов много, отвечают на вопрос: «кто?» или «что?». Например: кот — коты, машина — машины.

Карточка № 4.

Родительный падеж

«Кого не стало? (прятки)».

Эта всем известная игра хороша тем, что не только закрепляет в речи ребенка родительный падеж существительных, но и тем, что развивает внимание и память. Для лучшей тренировки этих психических процессов можно увеличивать количество предметов. Взрослый ставит в ряд несколько игрушек, просит детей внимательно посмотреть и запомнить их. После этого взрослый убирает одну-две игрушки и просит назвать, кого не стало (например, козы, слона.).

Карточка № 5.

Родительный падеж

«Один — много». Эту игру можно проводить с мячом. Взрослый называет один предмет, а дети, когда много, отвечают на вопрос: «много кого?» или «много чего?». Например: кот — много котов, машина — много машин.

Карточка № 6.

Дательный падеж

«Кто к кому в гости пришел?». Эта игра направлена на закрепление дательного падежа существительных и употребление предлогов к, от, у. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый выбирает одну игрушку, которая будет ходить в гости к другим. Затем выполняются действия и проговариваются следующие фразы: «Зайчик в гости к лисе пришел. Зайчик от лисы ушел. Зайчик в гости к медведю пришел. Зайчик от мед-ведя ушел. Зайчик к волку пришел». Спрашивая у детей: «У кого в гостях был зайчик?» (У лисы, у медведя., взрослый тем самым закрепляет еще и родительный падеж.

Карточка № 7.

Дательный падеж

«Угощение». Выставляются игрушки животных. В отдельную кучку кладется угощение: грибы, орехи, морковка, колбаска. Взрослый просит ребенка угостить животных, называя кому что нужно. Например: зайчику дадим морковку, коту дадим колбаску, белке дадим орешки.

Винительный падеж

Карточка № 8.

Дательный падеж

«Кого я люблю?». Для этой игры понадобятся игрушки животных

и мужского рода, разложенные на две кучки: в одной мальчики, в другой девочки. Взрослый дает образец: я люблю кошку, лису, козу; слона, волка зайца. Важно обратить внимание ребенка на окончания слов при назывании, кого он любит. Для лучшего усвоения материала сначала перечисляются животные мужского рода, затем женского. После дифференцируются окончания мужского и женского рода при назывании по очереди то мальчика, то девочки. Например: Я люблю кошку и слона. А ты кого любишь? А я люблю козу и зайца.

Карточка № 9.

Дательный падеж

«Кого любит мама?». Эта игра расширяет словарь по темам «Животные» и «Птицы», а также способствует закреплению винительного падежа существительных в единственном и множественном числе. Взрослый дает образец: «Мама-кошка любит котенка, котят, мама-курица любит цыпленка, цыплят». Затем спрашивает: «Кого любит мама-коза, мама-медведица?»

Карточка № 10.

Творительный падеж

«Кто кем любуется?». Игра хорошо способствует закреплению словаря по темам «Животные» и «Птицы». Сначала можно вспомнить детенышей животных или птиц. Затем спросить: «Кем любуется мама-кошка?» (Котенком, котятами.) «Кем любуется мама-курица?» (Цыпленком, цыплятами.)

Карточка № 11.

Творительный падеж

«Кто чем работает?». Эта игра помогает закреплять словарь по теме «Профессии». Например: «Чем подстригает парикмахер?» (Ножницами, машинкой.) «Чем подметает дворник?» (Метлой.) «Чем работает портниха?» (Иголкой, нитками, швейной машинкой.)

Карточка № 12.

Предложный падеж

«Кто о ком заботится?». Эта игра направлена на закрепление предложного падежа существительных в единственном и множественном числе, а также на расширение словаря по темам «Животные» и «Птицы». Для начала полезно вспомнить детенышей животных и птиц, а затем спросить: «О ком заботится мама-кошка?» (О котенке, о котятах.) «О ком заботится коза?» (О козленке, о козлятах.) «О ком заботится курица?» (О цыпленке, о цыплятах.) и т. д.

Карточка № 13.

Предложный падеж

«Кто о чем мечтает?». Эту игру хорошо проводить в канун Нового года

или дня рождения. Ребенку предлагается помечтать и сказать, о каком подарке он думает. Например, девочка мечтает о кукле, мальчик мечтает о машине, кто-то о новом конструкторе.

Карточка № 14.

Предложный падеж

«О чем мечтают животные?». Для начала важно вспомнить, чем питаются животные, а потом уже о какой еде они мечтают. Например, волк мечтает о зайце, лиса о курочке, кот о рыбке.

Карточка № 15.

Предлоги

«Спрячь игрушку». Взрослый дает инструкции ребенку: спрячь зайца под стол, посади его на стул, положи в шкаф, за занавеску. Затем спрашивает ребенка, куда он спрятал игрушку (под стол, где находится игрушка (под столом).

Карточка № 16.

Предлоги

«Кто где стоит?». Эта игра направлена на закрепление предлогов за, перед, между. Вначале можно вспомнить сказку «Репка», показав иллюстрации и назвав, кто за кем, кто перед кем и кто между кем стоит. Аналогично проводится работа с игрушками, поставленными в ряд. Сначала отрабатывается предлог за, затем перед и только потом между. Следует обратить внимание на то, что когда начинаем говорить с конца, это предлог за, если сначала, то перед, а когда называем соседей, стоящих перед выбранным животным и после него, то между. Педагог задает вопросы, используя эти предлоги. Например: «За кем стоит кошка? Перед кем стоит волк? Между кем стоит коза?» Когда ребенок начнет правильно отвечать, взрослый задает вопрос: «Где стоит кошка (коза, волк. ?» Ребенок должен ответить на вопрос, употребив разные предлоги. Например: «Кошка стоит за волком. Кошка стоит перед козой. Кошка стоит между волком и козой».

«

Публикации по теме:

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Здравствуй, Зимушка- Зима! Цель: Развитие лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Зима» Задачи: 1)Развивать у детей.

Игры-помощники по устранению грамматических ошибок у детейИгры-помощники по устранению грамматических ошибок у детей Как часто мы умиляемся, когда слышим наивные высказывания детей о чем-либо, при этом они допускают грамматические ошибки в употреблении.

Картотека заданий по формированию лексико — грамматических представлений у дошкольников 5–7 лет В картотеке собраны тренировочные упражнения, рассчитанные на развитие и усовершенствования лексико – грамматических представлений. Эти.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка «Игрушки» Цель: формирование грамматического строя речи. Задачи: 1. развитие понимания речи 2. уточнение и расширение словарного запаса 3. образовывать.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для.

Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию речи «Прогулка в осенний лес» Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ФФН старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка в осенний.

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР "Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР" Без речи нет ни сознания,.

Занятие по формированию лексических и грамматических навыков «Where do you live» Цель: формирование лексических и грамматических навыков по теме «Где ты живёшь?» Задачи: -научить учащихся использовать введенные лексические.

Тема занятия по развитию лексико — грамматических категорий: Звери и их детёныши Тема: Звери и их детёныши. Цель: Закрепить и уточнить знания детей о диких и домашних животных, развивать лексико – грамматического строя.

Устранение грамматических ошибок в речи детей Правильная речь – важный фактор не только успешного обучения, но и адаптации ребенка к окружающему миру. Поэтому важно с раннего детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека грамматических игр
Опубликовано: 15 сентября 2015 в 07:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека грамматических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кряж в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД