Наталья Агафонова
Картотека прогулки с детьми 2–3 х лет. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка № 1 Наблюдение за погодой.
Цель: Обратить детей на красоту природы, когда снег только-только ложиться. Развивать познавательный интерес.
Публикация «Картотека прогулки с детьми 2–3 х лет, Часть 1» размещена в разделах
Ход наблюдения. В декабре часто бывают снегопад, появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком летит пух. Все вокруг наполнено движениями и удивительной тишиной. Провести эксперимент с падающими снежинками на ладонь. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо. Падает ложится.
Д/и «Назови время года» Цель:- учить детей называть время года.
П/ игра: «Снежинки» Цель:– учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, бегать по сигналу. «Ходьба парами» Цель: - учить детей ходить парами.
«Хоккей» Цель:- учить детей вести шайбу прямо и змейкой.
Развитие мелкой моторики рук. «Лепим снежки»
И/ р по ФИЗО: метание в цель левой и правой рукой.
Труд. поручения: учить сгребать снег в кучу.
Прогулка №2 «Наблюдение за птицами».
Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым; Наблюдение за зимующими птицами: воробьи, голуби, вороны. Как называются эти птицы? Где они живут? Чем питаются? Как им нужно помогать? Какие это птицы (зимующие? Насыпать корма и понаблюдать за птицами.
Художественное слово:
Сколько шума и возни,
Споров: кто здесь первый!
Воробьишку покорми –
Не смотри, что серый.
«Чив да чив», скок да скок –
И от кошки наутек!
Д/ и: «Назови птиц» учить называть 2-3 вида птиц.
П/ игра: «Птицы летают» учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость, ориентировка в пространстве.
П\и-«Кто дальше кинет снежок» развивать у детей умение метать предмет на дальность.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Рисуем на снегу птичек.
И/ р по ФИЗО: Перелезание через предметы
Труд. поручения: вместе с детьми построить снежные валы.
Прогулка № 3 «Наблюдения за деревьями и кустарниками».
Цель: Развивать познавательный интерес.
Ход наблюдения: Назовите, какие деревья и кустарники растут у нас на участке. Почему деревья и кустарники иногда укрываю снегом? Как зимой деревья защищаются от холода? Как люди защищают их от холода?
Художественное слово: «Спасибо мороз, что снегу нанес» Нужно беречь деревья от мороза, утеплять их снегом.
Д/и «Как называется это дерево» учить детей по внешнему виду и описанию определять дерево.
П/ игра: «Карусель» –учить ходить и бегать по кругу.
П/ игра: «Быстро возьми и быстро положи» упражнять в беге, ловкости и развивать смекалку.
И/ р по ФИЗО: развить умения метать снежки точно в цель.
Труд. поручения: дать лопаты подгруппе детей и предложить детям укрыть деревья и кустарники.
Прогулка № 4 «Наблюдение за сезонными изменениями» формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Воспитатель задает детям вопросы.
Что изменилось на участке? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Подвижные игры: Игра в снежки. закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге. воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа: Развитие движений. обучать ходить по скамейке.
Трудовая деятельность Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Прогулка № 5 Наблюдение за воробьем
продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц? Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Воробьи зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль» учить выполнять движения соответственно тексту. «Встречные перебежки» учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на Друга.
Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель развивать координацию движений.
Трудовая деятельность Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. воспитывать положительное отношение к труду.
Прогулка № 6 Наблюдение за воробьем
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Подвижные игры «Передай мяч соседу» учить передавать мяч друг другу. «Птички летают» учить бегать не наталкиваясь друг на Друга.
Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель развивать координацию движений.
Трудовая деятельность Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Прогулка № 7 Наблюдение за снегопадом формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. Воспитатель задает детям вопросы.
При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый?
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Подвижная игра «Снежная карусель» учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Индивидуальная работа Развитие движений учить метать мячики вдаль.
Трудовая деятельность: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке развивать умение работать сообща.
Прогулка № 8 Наблюдение за рябиной расширять знания о рябине.
Ход наблюдения
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще. Воспитатель задает детям вопросы. Какие на вкус ягоды рябины зимой? Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность Сравнить ягоды до мороза и после.
Подвижная игра «Кто скорее добежит до флажка?» отрабатывать навыки подлезания под дугу.
Подвижная игра «Веселись детвора» учить выполнять движения соответственно тексту.
Индивидуальная работа Развитие движений учить прыжкам на 2х ногах
Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега оказывать помощь дворнику.
Прогулка № 9 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку. Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Подвижные игры «Птицы и кукушка» развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля» упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений упражнять в прыжках в длину с места.
Трудовая деятельность делаем кучи из снега для построек учить выполнять посильную помощь педагогу.
Прогулка № 10 Наблюдение за трудом дворника продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы. Что делает дворник зимой на территории детского сада? Какие орудия труда он использует для работы? Нужна ли работа дворника людям и природе?
Подвижные игры «Лохматый пес», «Зайка беленький сидит» упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Ходьба с высоким поднимание колена учить высоко поднимать колено.
Трудовая деятельность Строительство горки из снега для кукол учить трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.
Прогулка № 11 «Наблюдение как ты, деревце, живешь зимой?»
показать детям состояние деревьев зимой, объяснить, как деревья живут зимой; воспитывать любовь к природе.
Ход прогулки Ребята, посмотрите на деревья, какие они? Почему? Скажите, как деревья живут зимой? (Мнения детей.) Оказывается, деревья тоже готовятся к зиме. Все лето и осень деревья с усердием запасают в стволах крахмал. Соки деревьев постепенно густеют. К первым холодам клетки плотно набиты крахмальными зернами. Крохотные «амбарчики» прямо ломятся от этого добра. Запасы на зиму приготовлены. Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы. В сильные морозы движение соков почти останавливается. Дерево словно засыпает. Крахмал превращается в сахар. Чем больше перешло в сахар, тем глубже спячка, покой деревьев. Поэтому зимой деревья в настоящую спячку. Что происходит с деревом зимой? Почему?
- Какие деревья вы знаете? Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Снежинка» Снежинки кружатся, на землю ложатся,
Как тысячи белых ежат.
Шапкой на дерево, шубкой на землю —
От холода пусть не дрожат.
«Землю укрою, — скажет снежинка,-
Пусть ей будет тепло!
И под сугробом выживет кустик
Всем морозам назло!» Обратите внимание, как красивы деревья зимой. (Дети рассматривают деревья.)
Дидактическая игра «Что происходит?» развивать у детей логическое мышление. Активизация словаря. Воспитатель просит детей ответить на вопросы: «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?», «Что происходит с деревом весной?», «Как живет дерево зимой?» и т. п.
Подвижная игра «Один, два, три — к названному дереву беги»
Цель: развивать у детей умение различать деревья и кустарники.
Воспитатель произносит слова: «Один, два, три — к березе беги!». Дети бегут к названному дереву. Воспитатель следит за правильностью выбора детей. Затем игра повторяется, но воспитатель уже называет другое дерево (тополь, рябина, елка и т. п.)
Подвижная игра «передай палочку соседу» развивать у детей ловкость.
Индивидуальная работа Ходьба друг за другом учить ходить не наталкиваясь друг на друга.
Труд на участке Сгрести снег к стволам деревьев.
Прогулка № 12 Наблюдение за ёлкой закреплять знания о ёлке
Ход наблюдений Воспитатель задает детям вопросы. Для чего нужен лес? Что он дает человеку? Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток. Чем пахнет зима?
Как называется это дерево. Шпили колючие, Под тучами могучими.
Ёлки любят влагу, в сухих местах не растут. Почему говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Исследовательская деятельность Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).
Подвижная игра «Что растет в родном краю?» закреплять названия деревьев; формировать словарный запас; прививать бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа Развитие движений закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
Трудовая деятельность Сгребание снега к деревьям воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Прогулка № 13 Наблюдение за вороной учить различать и называть ворону.
Ход наблюдения Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру.» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен. А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.
Д/ и: «Какие это птицы» учить называть 2-3 вида зимующих птиц.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Птички»
Подвижная игра «Раз, два, три — беги!» развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа Закрепление навыков ходьбы парами.
Трудовая деятельность Уборка участка от снега воспитывать желание трудиться в коллективе.
Прогулка № 14 Наблюдение за общественным транспортом закреплять знания о транспорте
Ход наблюдения
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже —
На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. Воспитатель проводит с детьми беседу. Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.) Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)
Д/и «Угадай по описанию» - угадать транспорт по описанию.
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Салки» учить действовать по сигналу;
закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Учить спрыгивать с высоты 10 см.
Труд. поручения: продолжать строить из снега игровые постройки, воспитывать желание трудиться.
Прогулка № 15 Наблюдение за ветром расширять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.
Ход наблюдения
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Д/и «Какой сейчас месяц?» учить детей называть месяц. Подвижные игры «Кто самый меткий?» упражнять в метании предметов; развивать глазомер.
«нарисуй дорожку» закреплять умение рисовать прямые линии на снегу.
Индивидуальная работа «Найди предмет» закреплять умение ориентироваться на участке детского сада; находить предмет по описанию.
Трудовая деятельность Постройка горки воспитывать доброжелательное отношение друг к друг.
Наблюдение № 16 «Наблюдение за погодой» расширять знания детей о погоде.
воспитывать любовь к природе.
Ход прогулки Какое время года сейчас? Какая погода сейчас? Нравится ли она вам? Почему? Что это? Как идет снег? Как он падает? Почему снег кружиться? Какой он? Художественное слово: Снег кружиться, белая вся улица, собрались мы в кружок, завертелись как снежок.
Д/и «Какой снег?» обогащение словаря
Этюд «Вьюга» По сигналу «Вьюга начинается» дети тихо говорят: «У-у-у».
По сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: «У-у-у».
По сигналу «Вьюга кончается» тихо говорят: «У-у-у».
По сигналу «Вьюга кончается» замолкают.
Подвижная игра «Дом» развить у детей умение лепить из снега дом.
П/ игра: «Снежная карусель» упражнение в ловкости, беге, прыжках.
И/ р по ФИЗО: прыжки.
Труд. поручения: продолжать очищать участок от снега и собирать его для постройки горки из снега.
.