Наталья Агафонова
Картотека прогулок с детьми 2–3 х лет. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка №17 «Наблюдение за солнцем» обратить внимание детей на солнце зимой, выяснить, что зимой солнышко светит, но не греет; развить умение анализировать, сравнивать
Публикация «Картотека прогулок с детьми 2–3 х лет, Часть 2» размещена в разделах
Ход прогулки Ребята, угадайте, что это? Золотое яблочко По небу катается (Солнышко) Обратите внимание на солнышко, какое он? Греет ли солнышко зимой? Зимой солнце находится низко над землей. Его лучики короткие, плохо согревают, только светят. А летом солнышко находится высоко над землей, его длинные, сильные лучи хорошо согревают землю, поэтому не только светло, но и тепло. Какое же значение имеет солнце для человека, растений, животных?
Что может произойти, если солнца не станет? (Мнения детей.)
Художественное слово: Я рисую желтый круг, мало палочек вокруг. Солнышко лучистое, улыбнулось весело. Большой подсолнух в небе, цветет он много лет. Цвете зимой и летом, а семечек все нет (подсолнух).
Этюд «Солнышко»
Детям предлагают порадоваться солнышку, подняв лицо и вытянув ладони вверх. Они приветствуют его: «Мы рады тебе, солнышко! Спасибо, что ты есть!» По небу ходит солнышко И дарит людям свет. Мир согревает солнышко
И лучше его нет.
Д/и «Какой?» - закрепление основных цветов.
П/ игра: «Медведь и дети» учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки.
И/ р по ФИЗО: ходьба широким шагом.
Труд. поручения: сгребать снег в кучи, чтобы он уплотнился и из него можно было строить постройки – воспитание трудолюбия.
Прогулка № 18 «Наблюдение за ветром» формировать интерес к природным явлениям.
Ход наблюдения
Художественное слово: Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь синее море, всюду веешь на просторе. Воспитатель задает детям вопросы. Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Сильный ветер со снегом называется метелью. С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? А вы знаете как образуется ветер? Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.
Д/и «Угадай по голосу» развивать умения слушать других.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Рисуем ветер на снегу – палочками.
Подвижные игры «Кто самый меткий?» упражнять в метании предметов; развивать глазомер.
«Зарисуй дерево» закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.
Индивидуальная работа «Найди предмет» закреплять умение ориентироваться на участке детского сада; находить предмет по описанию.
Трудовая деятельность Постройка горки воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Прогулка № 19 «Наблюдение за зимующими птицами» воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы. Каких птиц вы знаете? Чем они питаются? Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Дидактическая игра «Звукоподражание» закрепить произношение отдельных звуков.
Подвижные игры «Кто быстрей по дорожке?» учить выполнять подскоки прыжки в высоту. «Прыгуны» учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Учить бегать не наталкиваясь друг на друга
вырабатывать координацию движений.
Трудовая деятельность Сбор снега для постройки зимнего городка совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.
Прогулка № 20 Наблюдение за березой зимой воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
Ход наблюдения
Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем нежней снежинки, Тем холодней стоит зима! Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее Веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Как чувствуют себя деревья зимой?
Что с ними происходит? В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.) Как вы узнали березу?
Дидактическая игра «Опиши дерево» научить подбирать прилагательные к существительному.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок лепили. «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе,
И совсем – совсем не сладкий. Гладят одной ладонью другую.
Раз подбросим. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.
Два – поймаем. «Приседают», ловят «снежок».
Три – уроним Встают, роняют «снежок».
И…сломаем. Топают.
Подвижные игры «Кому флажок?», «Эстафета с обручами» упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа «Резвый мешочек» упражнять в подпрыгивании на двух ногах.
Трудовая деятельность Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли. Учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
Прогулка № 21 Наблюдение за елью
закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка.)
Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.
Дидактическая игра «Тонут – плавают» закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.
Подвижные игры «Кому флажок?», «Эстафета с обручами» упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа Элементы хоккея учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Трудовая деятельность. Учить работать лопатой.
Прогулка № 22 Наблюдение за солнцем
формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Покажите где солнце? Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Дидактическая игра «Составь предложение» - дети составляют предложение с предложенным словом. научить составлять предложения с заданным словом.
«Опыт со снежинками». Интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода.
Поймай снежинку варежкой сухой и темного цвета. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. С помощью лупы дети рассматривают снежинки. Правда, красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все – таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя.
Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды. Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла.
Подвижные игры «Пустое место», «Сделай фигуру» учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа Элементы хоккея учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Январь
Прогулка № 1 Наблюдение за вороной расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.) Кто это, как зовут эту птицу?
В чем особенности ее внешнего вида? Где она живет?
Чем питается? Есть ли у нее враги?
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.
Дидактическая игра «Угадай по описанию» активизация словаря
Подвижные игры «Догоните меня», «Попади в обруч» повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость. «Вороны»
учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст.
Индивидуальная работа Прыжки через скакалку развивать двигательную активность.
Трудовая деятельность Расчистка участка и дорожек от снега и мусора воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Прогулка № 2 Наблюдение за снегирем формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. Как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем?
Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу —
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий.» активизировать словарный запас глаголами.
Подвижные игры «Ловишки», «Бездомный заяц» упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа «Сбей флажок» учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание.
Трудовая деятельность Подкормка птиц на участке детского сада воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.
Прогулка № 3 Наблюдение за снегом и льдом
закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.
Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Из чего состоят снег и лед? Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
Дидактическая игра «Повтори за мной» - развивать внимание, речь, память.
Опыт со снегом Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?
Вывод: Снег тает в тепле. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук `Составь узор` Составить узор из цветных льдинок.
Подвижные игры «Зайцы и лиса», «По кочкам» развивать двигательную активность.
Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить метать мячи вдаль.
Трудовая деятельность Уборка участка от снега закреплять представления о защитных свойствах снега.
Прогулка № 4 Наблюдение за голубями расширять знания детей о птицах
Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.
Кто часто прилетает к нам на участок? Откуда они к нам прилетели? Где они живут? Кто их кормит?
Что они любят клевать? Как называется домик, где живут голуби? Голуби зимующие птицы.
Дидактическая игра «Что бывает короткое, длинное»
уточнить представления детей о величине предметов, развить быстроту мышления.
Подвижная игра «Мы — веселые ребята» учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Индивидуальная работа «Не сбей флажок» учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Трудовая деятельность Изготовление горки для кукол.
учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Прогулка № 5
Наблюдение за автокраном продолжать знакомить с разными видами грузового транспорта
Ход наблюдения Он работает на стройке, Поднимает грузы бойко. Однорукий великан — Это наш. (подъемный кран).
Подъемный кран нужен в строительстве, ремонте дорог.
Он поднимает тяжелые грузы. Управляет подъемным краном Крановщик.
Дидактическая игра «Что бывает широким и узким»
учить классифицировать предметы по определенному признаку, развить быстроту мышления.
Подвижная игра «Погляди на улицу» выполнять движения согласно содержанию игры.
Индивидуальная работа Развитие движений. Учить высоко поднимать ноги.
Трудовая деятельность Уборка снега на участке учить коллективному выполнению задания.
Прогулка № 6 Наблюдение за синичкой учить узнавать их по внешнему виду.
Ход наблюдения Художественное слово: Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей!» — Приглашает воробей. Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит синичка? Как передвигается и чем питается? Где зимует синичка? Как человек заботится о ней?
Почему синичка осталась на зимовку?
Дидактическая игра «Что ты видишь» -обогащение словаря.
Подвижные игры «Догоняшки», «Лиса и кот» развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
Индивидуальная работа Упражнять в ходьбе по сугробам
развивать ловкость, выносливость.
Трудовая деятельность чистим дорожки от снега воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
Прогулка № 7 Наблюдение за погодой
формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Избу осветило, всех развеселило.
Воспитатель задает детям вопросы. Какое сегодня солнце?
Каждый ли день мы видим солнце? На что оно похоже?
Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет.
Дидактическая игра «Кто во что одет?» активизация словаря.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук пальч. игра «Семья» развить мелкую моторику пальцев рук.
Подвижные игры «Найди свой домик», «Утята» учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, находить свои «домики».
Индивидуальная работа «С вала на вал» учить перешагивать с вала на вал, развивать равновесие.
Трудовая деятельность Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к кормушке. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Прогулка № 8 Наблюдение за ветром
Расширять знания детей о ветре.
Художественное слово: С бугорка на бугорок
Ловко прыгал ветерок.
По дорожке он бежал,
В сугроб весело упал.
Только вовсе не намок
Этот ловкий ветерок.
Нарисую ветер тихий, нежный,
Нарисую грозовой и снежный,
И такой, что с травами играет,
И такой, что волны поднимает.
Воспитатель задает детям вопросы. Дует ли ветер?
Холодный он или теплый? Как можно узнать, что дует ветер? В какую сторону он дует?
Дидактическая игра «Кто как кричит?» закрепить звукоподражание животных и птиц.
Подвижные игры «Ловишки», «Вороны и гнезда» учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.
Индивидуальная работа «Гонки на машинах» учить, сидя на машинах, передвигаться до флажка, отталкиваясь ногами.
Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место учить выполнять задание хорошо;
воспитывать положительное отношение к труду.
Прогулка № 9 Пришла зима - снег и радость принесла!
обратить внимание детей на то, что зимой можно весело проводить время на улице: кататься с горки, на коньках, санках, лыжах, играть в снежки, лепить фигуры из снега;
развивать двигательные навыки, быстроту, ловкость, внимание; воспитывать радость от общения с природой.
Ход прогулки Любите ли вы зиму? За что?
Как можно играть на улице зимой?
Художественное слово:
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей елочкой.
Р. Кудаш Что можно сделать из снега?
Дидактическая игра «Чей малыш?» развитие речи
Эстафета «Зимние забавы» Дети кидают снежки в цель (в корзину, обруч и т. п.). «Снежная баба». Дети лепят снежную фигуру. «Нарисуй солнце на снегу»
Игра «Попади в цель» развитие глазомера и меткости.
Труд на участке Покормить птиц.
Прогулка № 10 Наблюдение за снегом познакомить детей со свойствами снега, развивать внимательность.
Стихотворение С. Баруздина «Снежинки» :
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
Исследовательская работа. Рассмотреть под лупой снежинки.
Дидактическая игра «Кто больше?» - развивать вооброжение. Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые)
Подвижные игры «Кто быстрей по дорожке?».
учить выполнять прыжки с продвижением вперед.
«Зайка» закрепить прыжки в высоту.
Индивидуальная работа ходьба и бег под бубен-
вырабатывать координацию движений. Учить правильно реагировать на сигнал воспитателя.
Трудовая деятельность чистим дорожки от снега умение работать сообща.
Прогулка № 11 Наблюдение за снегом продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый). Художественное слово: Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой. М. Познанская
Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы. Какого цвета снег?
Какой на ощупь? Что из него можно сделать?
Почему снег тает на ладошке?
Д/и «Назови время года» - закрепить зимние месяцы.
«Опыт со снежинками». Интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода. Поймай снежинку варежкой сухой и темного цвета. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. С помощью лупы дети рассматривают снежинки. Правда, красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все – таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя.
Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды.
Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла.
Подвижные игры «Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?» развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку
Индивидуальная работа «Кто выше прыгнет?» учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.
Трудовая деятельность поручить расчистить дорожки.
Прогулка № 12 Белые звездочки (наблюдение-опыт)
провести наблюдение за снежинками и их свойствами; показать детям разнообразные узоры снежинок; развивать наблюдательность, внимание, любознательность; воспитывать любовь к природе.
Ход прогулки Воспитатель загадывает загадку:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко, Села и исчезла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Что это? Посмотрите, как кружатся в воздухе снежинки. Поймайте снежинку на варежку и рассмотрите ее через лупу. Что вы видите? Снежинки имеют различные узоры, и среди них нет ни одной одинаковой.
Они холодные, хрупкие. Снимите варежку и поймайте снежинку на ладошку. Что произошло? (Растаяла.) Почему? (Снежинка холодная, рука теплая.) Во что превратилась снежинка? (В капельку воды.) Из чего сделана снежинка? (Из воды.) Посмотрите, снежинки летят по одной и падают, падают, падают на землю друг на друга. Что получается? (Снежное одеяло, снег.) Какой снег на солнце? (Блестит, сверкает.) Что можно из него делать? (Лепить снежки, фигуры.)
Подвижная казахская народная игра «Снежки» Цель: развивать у детей двигательную активность
Подвижная игра «Попади в цель» развивать у детей меткость.
Труд на участке Собрать выносной материал и очистить его от снега.
Индивидуальная работа «Кто выше прыгнет?» учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.