Наталья Агафонова
Картотека прогулок с детьми 2–3 х лет. Часть 3
Прогулка № 14
Наблюдение за сезонными изменениями
формировать представления об изменениях в природе;
Художественное слово: Снег да вьюжные узоры,
В поле вьюги, разговоры.
Холод, полутьма.
День — коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
Публикация «Картотека прогулок с детьми 2–3 х лет, Часть 3» размещена в разделах
Февраль — конец холодной поры. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки стекленеют южные склоны В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.
Назовите признаки февраля.
Дидактическая игра «Назови одним словом» активизировать в речи обобщающие слова.
Подвижные игры «Хитрая лиса», «Кто быстрее допрыгнет до меня?» продолжать учить прыгать; начинать игру по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: упражнять в скольжении
Трудовая деятельность соберём мусор на участке
учить работать в коллективе.
Прогулка № 15 Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль) формировать представления об изменениях в природе.
Заметное прибавление дня, сильные ветры.
Художественное слово: Стихотворение С Маршака «Февраль» :
Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Пословица: Февраль придет, все пути занесет.
Дидактическая игра «Назови месяц» - закрепить зимние месяцы.
Подвижные игры «Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю» учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.
Индивидуальная работа
Игровые упражнения при ходьбе по змейке закреплять умение держать равновесие.
Трудовая деятельность Сгребание снега в общую кучу.
работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Прогулка № 16 Наблюдение за погодой учить замечать изменения в природе.
Художественное слово:
Ой ты, зимушка-краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.
Повела зима над нами
Снеговыми рукавами
И рассыпала снежинки
На поля и на леса.
Мы с горы кататься будем,
И поэтому нам очень-очень
Нравится зима.
Воспитатель задает детям вопросы. Что изменилось в природе? Чем покрылась земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой?
Дидактическая игра «Что изменилось на участке»
развить внимание, мышление, логику, речь.
Опыт: «Ветер – невидимка» Вопросы к детям:
1. Знаете ли вы, что такое ветер? (Это движение воздуха)
2. Можно ли создать искусственный ветер? (Да, для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, поиграть султанчиками).
3. Почему ветер называют невидимкой? (Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать).
4. Какой бывает ветер (сильный, слабый, холодный, злой, колючий, освежающий).
5. Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть)
Подвижные игры «Снежная карусель», «Ловишки» учить быстро действовать по сигналу воспитателя;
развивать внимание, быстроту бега.
Индивидуальная работа «Самым ловким окажись!».
продолжать развивать ловкость, выносливость.
Трудовая деятельность Расчистка кормушек от снега, кормление птиц воспитывать положительное отношение к труду.
Прогулка № 17 Наблюдение за изменениями на участке детского сада научить наблюдать за изменениями вокруг нас.
Улицей гуляет Дед Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез.
Ходит, бородою белою трясет,
Топает ногою, только треск идет.
Посмотрите, сколько снега на участке. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега. Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками, поедят вредителей на нашем участке.
Дидактическая игра «Что происходит?» развивать у детей логическое мышление; учить говорить полным предложением.
Подвижная игра «Найди предмет!» развивать у детей внимание, умение определить, у кого находится предмет по описанию. Подвижная игра «Лягушки» учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа Развитие движений закреплять умение бегать и ходить змейкой. Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке снега с дорожек. закреплять умение работать сообща.
Прогулка № 18 : Морозные узоры на окнах
Показать детям морозные узоры на окнах, объяснить, что они образуются, когда на улице большой мороз, а в комнате воздух влажный; учить видеть в узорах сказочные рисунки.
Ход наблюдения. Посмотрите, какие красивые узоры на окнах. Они блестят на солнце, привлекая нас своими необычными рисунками. Это мороз-волшебник создал такую красоту. А сделал он так, потому что на улице сильный мороз, а у нас в комнате влажный воздух. Посмотрите, все ли рисунки на окнах одинаковые. На что они похожи? Что произойдет, если дотронуться пальчиком до узора на окне? Всегда ли в мороз окна украшены узорами? (Нет, если в комнате воздух сухой.) А еще мороз может украсить деревья, кусты, траву игольчатыми украшениями - сказочные тоненькие белые листочки будто вырастают из веточек, стволов. Это - иней.
Наблюдайте вместе с детьми, бывает ли так
• Если «заплачут» окна - мороз станет слабее, будет потепление.
Подвижная игра «Слушай сигнал» развивать у детей ловкость, быстроту реакции на сигнал. По сигналу дети бегают по площадке, по команде «Лови!» водящий ловит
детей.
Индивидуальная работа Ходьба между линиями (10—15 см) развивать и совершенствовать двигательную активность.
Трудовая деятельность Расчистка дорожки после снегопада закреплять умение работать сообща, радоваться результате \ своего труда.
Прогулка № 19 Наблюдение за трудом дворника продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.
Художественное слово: Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.
Воспитатель задает детям вопросы. Какое время года сейчас? Почему вы так думаете? Кто убирает снег? Чем он работает? Кому нужен труд дворника?
Дидактическая игра «во что ты одет» развитие речи.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Семья»
развить мелкую моторику пальцев рук.
Подвижные игры «Дед Мороз», «На елку» тренировать в умении свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга;
быстро действовать по сигналу воспитателя; повысить эмоциональный настрой детей.
Индивидуальная работа Развитие движений способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).
Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.
Прогулка № 20 Наблюдение за облаками расширять представления о небе.
Воспитатель загадывает детям загадку. Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (Облака.)
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом.
Дидактическая игра. «Какой ветер?» ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные, расширить словарный запас.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Лепим снежные облака
Подвижная игра «Догогялки» упражнять в беге врассыпную.
Индивидуальная работа «Передай мяч» закреплять умение выполнять упражнение согласованно.
Трудовая деятельность Сгребание снега к деревьям, кустарникам, воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.
Прогулка № 21 Наблюдение за вороной.
Расширять знания детей о птицах.
Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.
Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.) что у неё есть? Как она кричит?
Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят? ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться —- берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Лепим из снега угощения для птиц.
Подвижные игры «Мороз-красный нос», «Пройди по кругу» учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по участку полный круг и вернуться к флажку.
Индивидуальная работа «По длинной дорожке» учить ходить по лабиринту.
Трудовая деятельность Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.
Прогулка № 22
«Наблюдение Лед, гололед, гололедица»
Показать детям, как образовывается лед на лужах;
Ход прогулки. Посмотрите, сегодня на лужах появился первый ледок, сквозь него видно листочек, который остался на земле с осени. Если стать на лед, он трещит, легко ломается, очень хрупкий. Через время мороз усиливается и толщина льда увеличивается, он становится блестящим, прозрачным, образуются ледяные дорожки. Зимой можно наблюдать гололед - это осадки в виде слоя плотного стекловидного льда, образующегося на растениях, проводах, предметах. После оттепели может замерзнуть подтаявший слой снега - это гололедица.
Через какое-то время покажите детям, как изменились свойства льда, предложите покататься по ледяным дорожкам. Спросите, легко ли скользить по льду? Лед какой?
Д/и «Времена года» - что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).
П/ игра: «Мы веселые ребята» учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки.
И/ р по ФИЗО: ходьба широким шагом.
Трудовая деятельность Уборка мусора на участке
формировать трудовые умения, дружеские отношения.
Прогулка № 23 Наблюдение за голубями
закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Кто часто прилетает к нам на участок? Откуда они к нам прилетели? Кто их кормит? Что они любят клевать?
Как называется домик, где живут голуби?
Голуби перелетные или зимующие птицы?
Дидактическая игра «Что бывает красное» учить различать, находить и называть красный цвет.
Подвижная игра «Медведь и дети» учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Индивидуальная работа «Не сбей флажок» учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Трудовая деятельность Уборка снега на участке учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Март
Прогулка № 1 Наблюдение за солнцем
формировать интерес к неживым объектам природы.
Где ты, солнце, В самом деле?
Мы совсем Окоченели.
Без тебя Вода замерзла,
Без тебя Земля промерзла.
Выйди, солнышко,
Скорей! Приласкай и обогрей! Т. Эльчин
Дидактическая игра «Говори предложениями» научить составлять предложения.
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Ровным кругом» учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа «Попади в цель» упражнять в метание мяча.
Трудовая деятельность Уборка снега на участке учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Прогулка № 2 «Наблюдение за ветром» формировать интерес к природным явлениям.
Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь синее море, всюду веешь на просторе. Воспитатель задает детям вопросы. Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Сильный ветер со снегом называется метелью.
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? Сегодня южный ветер. Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.
Д/и «Угадай по голосу» развивать умения слушать других.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Подвижные игры по желанию детей развивать двигательную активность.
Индивидуальная работа. «Нарисуй ветер» закреплять умение рисовать ветер на снегу.
Трудовая деятельность Почистим участок от снега, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Прогулка № 3
Наблюдение за собакой расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером.
Трудовая деятельность: Кормление птиц. побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижные игры: «Мы — веселые ребята», четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры; согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Догони меня», учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Магазин» Учить детей использовать в игре предметы замещения. Развитие диалогической речи.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ: самостоятельные игры с выносным материалом.
ТРУД: Уборка мусора с участка.