Инна Григорьева
Картотека домашних заданий по логопедии
▼ Скачать
ЗАДАНИЕ №1
1. Продолжаем работу над темой «Осень». Повторите задания по этой теме. Помогите ребёнку запомнить, что в осени можно выделить два периода:
Ранняя осень.
Поздняя осень.
2. Поговорите с ребёнком о том, чем эти периоды характеризуются. Помогите ребёнку нарисовать картинки, на которых изображены ранняя и поздняя осень. Подпишите картинки печатнымибуквами. Пусть ребёнок рассказывает о признаках ранней и поздней осени по картинкам.
3. Выучите с ребёнком четверостишье, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени:
Публикация «Картотека домашних заданий по логопедии» размещена в разделах
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
Помогите ребёнку напечатать в тетради названия месяцев осени.
4. Вспомните названия деревьев, известные ребёнку. На прогулке потренируйте ребёнка в узнавании клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей,
коры, листьев. Поговорите с ребёнком о цвете осенних листьев, используя прилагательные: жёлтые,
красные, алые, золотые, багровые, пунцовые.
5. Выучите с ребёнком любое стихотворение об осени. Поработайте над звукопроизношением и
выразительностью речи.
ЗАДАНИЕ №2
1. Продолжаем работу над темой «Овощи». Повторите задания по этой теме.
2. Помогите ребёнку нарисовать знакомые овощи, сделать заголовок, самостоятельно подписать каждую картинку, разделить названия овощей га слоги.
3. О каждом из этих овощей ребёнок должен придумать загадку-описание. Например:
Длинный, зелёный, хрустящий, пупырчатый. Растёт в огороде на грядке.
Что это? (Это огурец).
4. Об одном из овощей ребёнок должен составить рассказ-описание. Например:
Это помидор. Помидор – это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Помидор круглый, красный, гладкий, сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, томат, положить его в борщ.
5. Выучите с ребёнком стихотворение «Огород». Поработайте над звукопроизношением и
выразительностью речи.
Приходите в огород Как краснеют у забора
Посмотреть, как всё цветёт. Великаны-помидоры.
Как играют в прятки Всё растёт, всё цветёт,
Огурцы на грядке. Никому не тесно.
Как подсолнухи в картошке Приходите в огород :
Тянут к солнышку ладошки. Очень интересно!
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
ЗАДАНИЕ №3
1. Продолжаем работу над темой «Фрукты». Повторите задания по этой теме.
2. Помогите ребёнку нарисовать и подписать картинки по теме, разделить названия фруктов на слоги.
3. О каждом из фруктов ребёнок должен составить загадку-описание.
4. Об одном из фруктов ребёнок должен составить рассказ-описание.
5. Попросите ребёнка вспомнить названия фруктов, которые начинаются со звука [А].
(ананас, абрикос, апельсин, айва).
6. Выучите с ребёнком стихотворение «Виноград». Поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик, как ладошка.
Был зелёным, а поспел он,
Стал янтарным, синим, белым.
Дети дружно говорят:
- Что же это? Виноград!
ЗАДАНИЕ №4
Продолжаем работу по теме «Насекомые». Повторите задания по теме. Помогите ребёнку нарисовать и подписать картинки по теме, разделить названия насекомых на слоги, сделать звуковой анализ слов: ЖУК, МУХА, КОМАР. Побеседуйте о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Об одном из насекомых ребёнок должен составить рассказ-описание. Подготовьте с ребё нком пересказ:
В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. В последние дни сентября пропадают дневные бабочки. Они или погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.
6. Выучите с ребёнком стихотворение А. Барто. Поработайте над звукопроизношением
и выразительностью речи:
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне, расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
- Там жук живой! Раскроем раму!
ЗАДАНИЕ №5
1. Напомните ребёнку, что одной из примет осени является отлёт перелётных птиц в тёплые края.
2. Помогите ребёнку запомнить названия перелё тных птиц: скворцы, ласточки, стрижи, грачи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди. Помогите ребёнку подобрать, наклеить, подписать картинки по теме, разделить названия птиц на слоги, сделать звуковой анализ слова – УТКА
3. Поиграйте с ребёнком в игру «У кого кто?» с мячом:
У скворца – скворчата.
У журавля – журавлята.
4. Показывайте на картинках и спрашивайте у ребё нка:
- Чей это клюв? (утиный)
- Чьи это ноги? (журавлиные)
- Чьё это крыло? (гусиное)
- Чья это шея? (лебединая) И т. п.
5. Выучите с ребёнком стихотворение Е. Трутневой «Осень» :
Стало вдруг светлее вдвое, Пролетают паутинки
Двор как в солнечных лучах – С паучками в серединке.
Это платье золотое И высоко от земли
У берёзы на плечах. Пролетают журавли.
Утром мы во двор идём – Всё летит! Должно быть, это
Листья сыплются дождём, Улетает наше лето.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
ЗАДАНИЕ №6
1. Продолжаем работу над темой «Лесные ягоды. Грибы». Повторите задания по теме.
2. Помогите ребёнку нарисовать и подписать картинки по теме, разделить названия грибов и ягод на слоги.
3. Помогите ребёнку составить рассказы-описания об одном из грибов и об одной из ягод.
4. Побеседуйте о том, какие заготовки можно сделать из лесных ягод и грибов.
5. Выучите стихотворение «Грибы» :
Мы идём дорожками, И пенёк с опёнками
Мы идём тропинками, Под рябиной тонкою.
Мы идём с лукошками, Крепкий подберёзовик
Мы идём с корзинками. Вырос под берёзою.
Прямо за опушкою Крепкий подосиновик
Вдруг нашли волнушки мы Вырос под осиною.
ЗАДАНИЕ №7
1. Продолжаем работу над темой «Домашние животные и их детёныши». Повторите задания по теме.
2. Помогите ребёнку нарисовать домашних животных, подписать картинки, разделить названия животных и их детёнышей на слоги, сделать звуковой анализ слова – КОТ –.
3. Об одном из животных ребёнок должен составить рассказ-описание, о двух-трёх –
загадки-описания. Например:
Это корова. Корова – крупное домашнее Домашнее животное среднего
животное. У неё есть туловище, большая размера. Живёт в конуре. голова, две пары ног, хвост. На голове у неё Сторожит дом своего хозяина рога, большие глаза, ноздри, рот. У коровы (Собака).
есть вымя. Она даёт человеку молоко. Человек
держит корову в коровнике, кормит её сеном,
овощами. Её детёныш называется – телёнок.
4. Показывайте на картинках и спрашивайте у ребё нка:
- Чей это хвост? (собачий).
- Чья это грива? (лошадиная). И т. п.
5. Выучите с ребёнком любое стихотворение о домашнем животном.
ЗАДАНИЕ №8
1. Продолжаем работу над темой «Дикие животные и их детёныши». Повторите задания по этой теме.
2. Помогите ребёнку нарисовать диких животных наших лесов и их детёнышей, подписать картинки, разделить названия на слоги, сделать звуковой анализ слов: волк, лиса, лось.
3. Об одном из животных ребёнок должен составить рассказ-описание, о двух-трёх – загадки-описания.
4. Помогите ребёнку вспомнить, как называются жилища диких животных. Задайте вопросы :
- Берлога чья? (медвежья)
- Логово чьё? (волчье) И т. п.
5. Выучите с ребёнком стихотворение о любом диком животном.
ЗАДАНИЕ №9
1. Продолжаем работу над темой «Одежда. Обувь. Головные уборы». Повторите задания по этой теме.
2. Помогите ребё нку ответить на вопрос:
- Почему в разные сезоны люди носят разные обувь, одежду, головные уборы?
3. Вместе с ребё нком сделайте заголовки: Одежда. Обувь. Головные уборы. Помогите нарисовать,
подписать, разделить на слоги картинки по теме. Ребё нок должен сделать звуковой анализ слов:
шарф, тапки, шапка.
4. По одной из картинок ребёнок должен составить описательный рассказ. Например:
Это куртка. Куртка – это тёплая одежда. Её носят весной или осенью.
Эта куртка красная, непромокаемая. У неё есть капюшон и два кармана.
Она застёгивается на молнию.
5. Потренируйте ребё нка в образовании прилагательных от существительных по теме:
Шорты из вельвета (какие) – вельветовые.
Сапоги из резины (какие) – резиновые.
Шляпа из соломы (какая) – соломенная. И т. п.
6. Выучите с ребё нком стихотворение:
Не растут, к несчастью, брюки Мастера пустили в дело
И у платьев рукава. Иглы, ножницы, утюг,
Но растут всё время руки, ноги, шея, голова. За шитьё взялись умело
Мальчики и девочки Много быстрых, ловких рук.
Становятся большими, - Получайте свой заказ!
Надо, чтоб одежду Всё по мерке, в самый раз.
Им по мерке шили.
ЗАДАНИЕ №10
1. Продолжаем работу по теме «Зима». Повторите с ребёнком задания по теме.
2. Помогите ребёнку вспомнить приметы зимы и нарисовать такую картинку, на которой их будет как можно больше. Пусть ребёнок самостоятельно составит рассказ по картинке. Например:
Это зима. Земля покрыта пушистым белым снегом. На реке лежит лёд.
На ветвях деревьев мохнатый иней. Снегири клюют ягоды рябины. Мальчики
катаются на санках с горы. Девочки лепят снеговика. Весело детям зимой!
3. Помогите ребёнку подобрать прилагательные к существительным.
Снег (какой) – белый, мягкий, чистый, лёгкий, пушистый, холодный.
Лёд (какой) – …
Сосулька (какая) – …
Снежинка (какая) – …
Сугроб (какой) – …
4. Выучите с ребёнком названия месяцев зимы. Вам поможет четверостишье:
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
5. Подберите любое стихотворение о зиме, запишите в тетрадь, выучите с ребёнком, поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.
6. Выясните, помнит ли ребёнок, каких птиц называют зимующими, почему, чем они питаются, где они живут. Помогите ребёнку нарисовать зимующих птиц или подобрать картинки и подписать их. Пусть ребёнок попробует составить описательный рассказ об одной из них.
ЗАДАНИЕ №11
1. Продолжаем работу над темой «Мебель». Повторите с ребёнком задания по теме.
2. Побеседуйте с ребёнком о том, какая мебель должна стоять на кухне, в гостиной, в спальне, в детской. Помогите ребёнку нарисовать мебель, подписать картинки, разделить слова на слоги.
3. Об одном из предметов мебели ребёнок должен составить описательный рассказ. Например:
Это диван. Он стоит в гостиной. Он большой, мягкий, удобный, красный.
У него деревянные полированные подлокотники и ножки. На диване можно сидеть.
и отдыхать.
4. Сделайте в тетради пособие «кресло и мячик» для работы над предлогами. Пусть ребёнок комментирует свои действия:
- Мячик в кресле.
- Мячик под креслом. И т. п.
5. Отгадайте и выучите с ребё нком загадки:
В квартире нашей новый дом, С ногами, а без рук,
Живёт посуда в доме том, С сиденьем, а без живота,
В нём место есть и для конфет, Со спинкой, а без головы.
Он называется … (Стул).
(Буфет).
ЗАДАНИЕ №12
1. Продолжаем работу по теме «Посуда». Повторите задания по теме. Поиграйте в игру с мячом
«Какой?», «Какая?», «Какие?»
2. Побеседуйте с ребёнком о том, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой, кухонной.
Помогите ребёнку сделать заголовки, нарисовать картинки, подписать их, разделить слова на слоги, сделать звуковой анализ слов: ковш, чашка, ножик.
3. Об одном из предметов посуды ребёнок должен сделать загадку-описание, о другом – рассказ-описание.
4. Выучите с ребёнком небольшой отрывок из стихотворения «Федорино горе» К. И. Чуковского.
Следите за правильным произношением, чёткостью дикции и выразительностью речи.
ЗАДАНИЕ №13
1. Продолжаем работу по теме «Новогодний праздник». Повторите с ребёнком старые задания.
2. Помогите ребёнку нарисовать картинку по теме и составить по ней рассказ. Пусть ребё нок ответит на вопрос:
- Почему ты любишь Новогодний праздник?
3. Рассмотрите с ребёнком ёлочные игрушки, которые есть у вас дома. Побеседуйте о том, из чего они сделаны. Поиграйте в игру «Какой?», «Какая?», «Какое?» с мячом. Пусть ребёнок нарисует одну ёлочную игрушку и составит о ней описательный рассказ.
4. Помогите ребё нку отгадать и выучить загадки:
Он с седою бородой, Красавица какая
Шуба, посох со звездой. Стоит, светло сверкая,
Он подарки нам принёс. Так пышно убрана.
Кто он? … Скажите, кто она?
(Дедушка Мороз). (Новогодняя ёлка).
5. Помогите ребё нку напечатать в тетради слова: бусы, шарик, хлопушка. Пусть сделает их звуковой анализ.
6. Подберите и выучите с ребёнком стихотворение про Новый год. Поработайте над
звукопроизношением и выразительностью речи.
ЗАДАНИЕ №14
1. Продолжаем работу по теме «Транспорт». Повторите с ребёнком старые задания.
2. Помогите ребёнку нарисовать картинки по теме, подписать их, разделить слова на слоги. Пусть сделает звуковой анализ слов: фары, машина, капот.
3. Выясните, помнит ли ребёнок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым, что существует пять видов транспорта: дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный.
4. По одному из своих рисунков ребёнок должен составить описательный рассказ. Например:
Это автобус. Автобус – дорожный пассажирский транспорт. Он большой,
жёлтый, металлический. У него просторный салон, кабина водителя. У автобуса четыре колеса, две двери, большие стеклянные окна, большие фары. Автобусом управляет шофёр.
5. Отгадайте и выучите с ребё нком загадку:
Под землёй огни горят. Их видно повсюду, их видно из окон,
Под землёй дворцы стоят. По улице движутся быстрым потоком, Под землею чудо мчится, Они перевозят различные грузы:
Каждый может прокатиться. Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Метро) За эту работу мы их полюбили.
Они называются … (автомобили)
ЗАДАНИЕ №15
1. Продолжаем работу по теме «Профессии». Повторите с ребёнком задания на эту тему.
2. помогите ребёнку составить рассказ о профессии папы или мамы. Запишите рассказ, нарисуйте картинку или наклейте фотографию.
3. Помогите ребёнку вспомнить названия профессий работников детского сада, ателье, магазина, профессии строителей и транспортников, профессии работников почты. Пусть ребёнок нарисует две-три картинки по теме, подпишет их, разделит слова на слоги, составит описательные рассказы.
4. Пусть ребё нок напечатает в тетради слова: врач, маляр, капитан и сделает их звуковой анализ.
5. Выучите с ребёнком отрывок о профессиях из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Поработайте над звукопроизношением и выразительностью.
ЗАДАНИЕ №16
1. Побеседуйте с ребёнком о труде людей на ферме зимой. Помогите ему ответить на вопросы:
- Где зимуют коровы? (На ферме).
- Кто ухаживает за ними? (Скотник, доярка, телятница).
- Что делает доярка?
- Что делает скотник?
- Что делает телятница?
2. Подберите картинки или помогите ребёнку их нарисовать. Пусть он подпишет их и сделает звуковой анализ слова –скотник – .
3. Побеседуйте с ребёнком о труде сельских механизаторов зимой. Выясните, знает ли он, что зимой тракторист ремонтирует свой трактор и готовит его к пахоте. Ещё он привозит на ферму корма и увозит на поля навоз. Комбайнер готовит свой комбайн к уборке урожая.
4. Подерите или нарисуйте картинки, на которых изображены тракторист и комбайнер. Пусть ребёнок подпишет картинки, составит по ним предложения, определит количество слов в каждом предложении.
ЗАДАНИЕ №17
1. Побеседуйте с ребёнком о том, зачем людям нужны инструменты. Помогите ребёнку нарисовать шесть-семь картинок по теме, подписать их, составить по каждой картинке сложное предложение.
Например: Ножницы нужны парикмахеру, чтобы делать стрижки.
2. Поиграйте с ребёнком в игру «Кто больше?» Вы называете профессию, а ребёнок перечисляет все инструменты, которые нужны представителю этой профессии. Например:
- Плотник.
- Плотнику нужны молоток, рубанок, стамеска, пила, напильник.
Потом вы с ребёнком меняетесь местами.
3. Пусть ребёнок напечатает слово - пила – и сделает его звуковой анализ.
4. Отгадайте и выучите с ребё нком загадки:
Дуб громадный повалю я, Землю копала,
Говорю, не хвастая. Ничуть не устала.
Всё, что хочешь, распилю я, Кто мною копал,
Острая, зубастая. Тот устал.
(Пила) (Лопата)
ЗАДАНИЕ №18
1. Прочитайте ребёнку стихотворение В. В. Маяковского «Что ни страница, - то слон, то львица».Выясните, названия каких животных жарких стран запомнил ребёнок. Пусть перечислит их, разделит их на слоги. Ребёнок должен знать, что эти животные живут в жарких странах.
2. Помогите ребёнку нарисовать или приклеить картинки с изображениями животных жарких стран. Пусть ребё нок самостоятельно подпишет их и сделает звуковой анализ слов: лама, слон, тигр.
3. Поиграйте с ребёнком в игру «У кого – кто?» с мячом. Например:
У тигра – тигрёнок (тигрята).
У льва львёнок (львята). И т. п.
4. Поиграйте в игру «Чей, Чья, Чьё, Чьи?» с мячом. Например:
Хвост льва (чей) – львиный.
Усы тигра (чьи) – тигриные. И т. п.
5. Помогите ребёнку составить рассказ-описание об одном из животных. Например:
Это тигр. Он живёт в жарких странах. Я его видел в зоопарке. Он большой, рыжий,
полосатый. У него крупная голова, мощные лапы и длинный хвост. У тигра зоркие глаза, чуткие уши и острые зубы. Он охотится на других животных. Его дети называются – тигрята.
6. Выучите с ребёнком стихотворение Б. Заходера «Кенгуру» :
Носит мама-кенгуру
В тёплой сумке детвору.
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки!
ЗАДАНИЕ №19
1. Продолжаем работу по теме «Комнатные растения». Повторите с ребёнком задания на эту тему.
2. Привлеките ребё нка к уходу за комнатными растениями: пусть он рыхлит землю, обтирает листья, поливает растения.
3. Помогите ребёнку аккуратно срезать по одному листику с каждого комнатного растения, прикрепить их в тетрадь, подписать. Листики можно заменить рисунками или картинками.
4. Пусть ребё нок напечатает слова: фиалка, кактус, примула – и сделает их звуковой анализ.
5. Помогите ребёнку запомнить, что комнатные растения размножаются разными способами:
черенками (герань, листьями (фиалка, воздушными корнями (хлорофитум, корневищами (папоротник, клубнями (амариллис).
6. Об одном из комнатных растений ребёнок должен составить описательный рассказ. Например:
Это комнатное растение – амариллис. У него длинные, широкие, тёмно-зелёные
листья. Когда он цветёт, у него появляется толстый прямой стебель, а на стебле два
оранжевых цветка – лилии. Размножается амариллис клубнями. Амариллис надо
часто поливать, протирать листья, рыхлить землю.
7. Отгадайте и выучите с ребё нком загадку:
Ёжик странный у Егорки
На окне сидит в ведёрке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю.
(Кактус).
ЗАДАНИЕ №20
1. Вспомните с ребёнком всё, что он знает о жизни животных рек, озёр, прудов. Каких пресноводных рыб он помнит. Что знает о строении тела рыбы.
2. Найдите или нарисуйте с ребёнком картинки с изображениями морских животных и рыб. Пусть он подпишет их, разделит на слоги, сделает звуковой анализ слов: скат, акула.
3. Поработайте над звукопроизношением и чё ткостью дикции в скороговорке:
В озере – карп, а в море – краб.
4. Об одной из морских рыб или об одном из морских животных ребёнок должен составить описательный рассказ.
5. Выучите с ребёнком стихотворение Е. Серовой «Подводная страна» :
Лежит подводная страна Ничуть не ярче и звезда,
Глубоко под водой. Она не светит никогда
Там рыба плавает луна А чтобы скаты и угри
Рядком с морской звездой. Найти свой дом могли бы,
Но хоть и встретится луна, Горят там всюду фонари –
Совсем не светится она. Светящиеся рыбы.
ЗАДАНИЕ №21
1. Продолжаем работу по теме «Весна». Повторите задания по теме.
2. Помогите ребёнку запомнить, что выделяют два периода весны: ранняя весна и поздняя весна.
Сейчас началась ранняя весна:
Приметы ранней весны:
1). Снег ещё лежит на земле, но уже появились проталины.
2). Лёд на водоёмах потемнел и начал трескаться.
3). Солнце светит ярко и начинает пригревать.
4). Начинается капель, на крышах появляются сосульки.
5). На проталинах распускаются первые цветы – подснежники: мать-и-мачеха,
пролеска, гусиный лук, хохлатка, фиалка.
3. Помогите ребёнку нарисовать или наклеить картинку с изображением ранней весны. Пусть он подпишет её, составит рассказ о ранней весне, сделает звуковой анализ слова –весна – .
4. Помогите ребёнку нарисовать или наклеить картинки с изображением цветов-подснежников. Пусть он подпишет их, и составит об одном из них описательный рассказ.
5. Выучите с ребёнком стихотворение В. Бородулина «Вербные серёжки» :
Солнце дарит нам весну, Снег вокруг ещё лежит,
Вытаяли стёжки. Спор ведёт с весною.
Я за пазухой несу Я поставлю вас в кувшин,
Вербные серёжки. Напою водою.
Мягкие пуховички, Я в обиду вас не дам,
Маленькие крошки. Стойте без заботы.
Так пушисты и легки Улыбнётся мама вам,
Вербные серёжки. Как придёт с работы.
ЗАДАНИЕ №22
1. Побеседуйте с ребёнком о нашей Родине. Научите его отвечать на вопросы полными ответами:
- Как называется наша Родина? (Наша Родина называется Россия или Российская Федерация,
- Какие народы живут в России? (В России живут разные народы, но основное население – русские).
- Как называется главный город нашей страны? (Столица нашей Родины – Москва).
- На какой реке стоит столица? (Москва стоит на Москва-реке).
- Какие ещё города есть в России? (Санкт-Петербург, Новгород, Рязань, Орёл, Омск).
- Какие реки есть в России? (Волга, Дон, Лена, Енисей, Обь).
2. Подберите с ребёнком картинку русской природы. Пусть ребёнок подпишет её : Наша Родина –
Россия.
3. Пусть ребё нок напечатает в тетради слова: Тула, Волга, Байкал. Объясните ребёнку значение этих слов, Пусть он сделает их звуковой анализ.
4. Помогите ребё нку объяснить смысл поговорки: Человек без Родины, что соловей без песни.
5. Выучите с ребёнком стихотворение З. Александровой «Родина» :
Если скажут слово РОДИНА, Или степь от маков красная,
Сразу в памяти встаёт Золотая целина …
Старый дом, в саду смородина, Родина бывает разная,
Толстый тополь у ворот. Но у всех она одна!