Мария Кардополова
Картотека дидактических игр по математике. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидиктических игр по математике для стенда «Развивай-ка» 2Игры на ориентировку на плоскости
Художник
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Дополнительный материал: картинка - фон, предметные картинки на липучке.
Ход:
Публикация «Картотека дидактических игр по математике, Часть 2» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание взрослого, после чего меняется с ним ролями.
Букашка
Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.
Дополнительный материал: карточки с заданиями, прищепки с цифрами, код - слово.
Ход:
Ребенку предлагается поле с цифрами. В центре поля букашка. Ребенку говорится: Букашка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня букашка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них цифра. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов цифры, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения букашки, а ребенок собирает с цветов цифры, выкладывает их прищепками и читает получившееся слово на карточке кода.
Поможем Элли вернуться домой
Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение
Дополнительный материал: Альбомный лист с изображением плана демонстрационный, конверты с заданиями, листы с планом на каждого игрока.
Ход:
Взрослый напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну и предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой. Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1 (В котором размещен текст с заданием на счет). Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием). Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно, потом проверяют правильность на стенде.
Расскажи про свой узор
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Дополнительный материал: картинки с узорами
Ход:
У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. При помощи взрослого картинка располагается на стенде. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.
Путешествие
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Дополнительный материал: игровое поле, мелкая игрушка.
Ход:
Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т. д.)
Назови соседей
Цель: Формирование умений ориентироваться на плоскости.
Дополнительный материал: лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Ход:
Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:-что изображено справа от него,-что нарисовано под ним,-что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2:взрослый просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:-в правом верхнем углу,-вдоль нижней стороны листа,-в центре листа, и т. п.
Цветная лесенка
Цель: формирование умений взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.
Дополнительный материал: цветные полоски разной длинны (пособие к палочкам Кюзерена,наборы палочек Кюзерена
Ход: взрослый предлагает детям построить лесенку из палочек на стенде так, чтобы внизу стола оказалась палочка с самым большим числом, а дальше строить лесенку вверх от положенной палочки так, чтобы каждое следующее число было меньше на один, располагая палочки с левого края на одном уровне. После выполнения дети отвечают, что у них получилось (лесенка, какого цвета каждая последующая ступенька и почему (число 9 меньше 10 на 1). Далее взрослый задает вопросы:
– Какого цвета ступенька, которая находится над голубой?
– Какого цвета ступенька находится между черной и синей?
– Какого цвета ступенька находится под желтой?
– Какого цвета ступенька находится выше розовой?
– Какого цвета ступенька находится ниже синей?
Далее взрослый предлагает ”сломать лесенку”, пропустив число, меньше 6 на 1, и число больше 7 на 1. После выполнения задания дети называют, какие ступеньки лесенки у них сломались и почему (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1).
Игры с Геобордом
Цифры играют в прятки.
Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Дополнительный материал: цветные резинки
Ход:
Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».
Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.
Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна
Узор по образцу
Цель:Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.
Дополнительный материал: набор маленьких резинок
Ход:
Взрослый показывает ребёнку стенд, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество, показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.
В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» взрослый, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.
Столбики
Цель: совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.
Дополнительный материал: набор маленьких резинок
Ход:
Взрослый «рисует»(надевая резинку на гвоздики) линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т. д.
Игры на ориентировку на плоскости
Клеточка
Цель: Формирование умений ориентироваться на плоскости, учить определять закономерность расположения рисунка
Дополнительный материал: цветные карандаши, листочки в клетку, альбомный лист
Ход: Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка ; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции.
Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку)
Часть и целое
Цель:развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Дополнительный материал: набор маленьких резинок
Ход:
Взрослый выкладывает на стенде большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
Сколько гвоздиков внутри
Цель:упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Дополнительный материал: набор маленьких резинок
Ход:
Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.
Веселые задачки
Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Дополнительный материал: набор маленьких резинок
Ход: Взрослый предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д.)
Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.
Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.