Юлия Махонина
Картотека дидактических игр «Учимся слышать твёрдые и мягкие согласные»
Для того чтобы помочь ребенку дифференцировать твердые и мягкие согласные можно использовать следующие игры.
Найди свой домик. У детей карточки с изображением предметов, "дети летают" по комнате и напевают свой звук: Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твёрдые согласные, а в зелёный - мягкие.
Публикация «Картотека дидактических игр „Учимся слышать твёрдые и мягкие согласные“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Если дети легко определяют первый согласный звук по твёрдости - мягкости, то вводим "слова-ловушки", т. е. такие, которые начинаются с гласного звука: аист, ослик, игла и т. д. Для таких звуков нет "домика".
Упрямые звуковички. Называем твёрдый согласный звук и бросаем мяч ребёнку. Поймав мяч, ребёнок называет пару заданного звука (маленького "братца") и бросает мяч ведущему: Б - Б’; Н - Н’; К - К’. Можно называть слова: рука - река; лось - лента; мыло - мель.
Измени слово. Бросаем мяч и говорим слово с твёрдым окончанием, а ребёнок возвращает мяч, заменив твёрдое окончание на мягкое : дал - даль, был- быль, кон - конь, стал - сталь, шест - шесть, ел -ель, мел - мель, жал - жаль, пар - парь.
Построим дом. На листе бумаги нарисована стена. Просим ребёнка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук [ Р] - крыша, труба, кольцо, рама, забор и т. д. Потом рисуем предметы только со звуком [ Р]- двери, козырёк, деревья. Детям можно помогать вопросами:
-Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный? Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой? Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень? Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?
Найди нужный цвет. Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т. д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:
[Р] - красный, оранжевый, розовый, серый; [Р’] - коричневый, сиреневый;
[Л]- голубой, белый, жёлтый; [Л’] - зелёный, фиолетовый и т. п.
Тим и Том. Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они очень не похожи друг на друга. Том угловатый, с твёрдым, волевым характером, его имя начинается твёрдо : Том. И он любит всё то, что начинается с твёрдого звука. [Т], Тим - кругленький, пухленький, с мягким характером, и имя его начинается с мягкого звука [Т] Он выбирает слова с мягкими звуками. Игры с гномиками строятся на противопоставлении.
- Какую мебель купил себе Тим? - Сервант, диван, секретер.
- А что купил Том? - Комод, буфет, кровать.
Покажи рукой. Называем, например, различные цветы: мак, мальва, люпин, ромашка, незабудка, василёк, а дети показывают, кто вырастил цветок Том или Тим.
Волк, собака и охотник. В лесу идёт большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками. Пусть волк будет звук [Р], собака - звук[ Р’], остальные звуки - зайцы, а дети - охотники. Говорим: "Теперь будьте внимательны, как услышите звук [Р] в словах -стреляйте - хлопайте в ладоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание начинаем охоту!" Словарь: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, груша, сыроежка, лисичка