Евгения Синотова
Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр (средняя группа) по ФЭМП в детском саду.
Форма и цвет:
Найди пару
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, большой, маленький.
Публикация «Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару - маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладонях большую или маленькую шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой. (Большая шишка больше маленькой шишки)
Неразбериха
Цель: закрепить умение различать и называть плоские геометрические фигуры.
На столе у детей круги квадраты, разделенные на две части. Воспитатель предлагает детям помочь ей собрать фигуры, используя для этого картинки с контурным изображением кругов квадратов. Затем проверяет правильность выполнения задания и выясняет название фигур.
Построим домики
Цель: упражнять и сравнивать две группы предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.
У детей на столе по 5 кубов и 4 призмы. Воспитатель просит помочь построить домик. Она спрашивает, что понадобится для строительства домика? Какие фигуры есть на столе? (Предлагает рассмотреть все кубы в ряд) Что нужно положить на кубы, что бы получился дом? (Крышу)
Дети находят фигуры, похожие на крышу, достраивают дома.
Волшебный мешочек
Цель: упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг, треугольник)
Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.
Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, что бы проверять ответы.
Найди свой домик
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера.
На полу лежат круг, квадрат, треугольник (большого размера).
Дети беру с подноса по одной геометрической фигуре, и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по игровой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого круг в руках, бегут к кругу, те, у кого квадрат к квадрату и т. д. Когда дети разберут свои места, воспитатель просит обосновать свой выбор.
Забавный петушок
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера.
На картинке изображен петушок, состоящий из геометрических фигур. Воспитатель: Из каких фигур состоит этот забавный петушок? Поставьте в красном треугольнике столько точек, сколько треугольников отыщите на рисунке, а в синем круге - столько точек, сколько найдете кругов.
Необыкновенный дом
Цель: закрепить знания детей геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, и основных цветов.
В доме живут Желтый и Зеленый гном. Раскрасьте прямоугольные детали дома в синей цвет, квадратные - в желтый, а треугольную - в красный. Кто на каком этаже живет, если известно, что Зеленый гномик живет выше Желтого?
Найти кусочек
Цель: научить ребенка сопоставлять предметы и их части, развивать наблюдательность и зрительное восприятие.
Взять карточки, при помощи них можно попросить ребенка найти часть от предмета, спросить какую часть забыл дорисовать художник, если игроков несколько можно устроить соревнования.
Разложи предметы по форме
Цель: закрепить знания ребенка о цилиндре и других геометрических фигурах
На столе расставлены предметы: мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка. Воспитатель уточняет название предметов и предлагает разделить их на две группы по форме
После выполнения задания, воспитатель просит ребят назвать, какие предметы имеют круглую форму и подобрать соответствующие геометрические фигуры. Воспитатель обращает внимание на цилиндр, даёт ему название и объясняет, что цилиндр похож на валик. Дети вместе с воспитателям ищут сходство и различие между шаром и цилиндром.
Четвертый нужный.
Цель: научить ребенка подбирать предмет из определенной группы.
Разложить все карточки изображением вверх в удобном для всех игроков месте. Ведущий выкладывает три карточки одной тематической группы. Игроки должны определить, что это за группа, и среди карточек, лежащих на столе, найти четверную, так же относящуюся к этой группе.
Геометрическое домино
Цель: упражнять в сравнивании предметов по величине.
Для игры необходимо подготовить набор геометрических фигур, разных по величине (большие и маленькие) и цвету
Воспитатель дает разные задания.
Найди два красных круга.
Выбери все фигуры одинакового цвета
Найди все одинаковые треугольники и т. д.
Количество и счет
Собираем урожай.
Цель: учить детей сравнивать множества.
Воспитатель показывает картинку. Настала пара собирать урожай. Гномик хочет узнать, чего у него больше выросло в саду: груш или яблок? Подскажите ему, чего больше: груш на грушевом дереве или яблонь на яблоне? На сколько? Считайте, сколько груш и сколько яблок упало на землю.
Что изменилось.
Цель: учить называть числительные от 1 до 5
На доске - числовой ряд от1до5. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, ни называют «пропавшую цифру» и ставят ее ряд. При повторном проведение игры цифры может убирать кто - ни будь из детей.
Отгадай
Цель: упражняться в счете.
У детей по картинки с разным количеством предметов.
Воспитатель хлопает в ладоши, дети должны поднять картинку с таким количеством предметов сколько раз хлопнул воспитатель. Ребенок должен объяснить, почему он поднял такую картинку.
Правильный счет
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета
Дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Много - мало
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?
Где больше?
Цель: научить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Для игры необходимо подготовить два больших круга или обруча и набор геометрических фигур. Воспитатель предлагает взять по одной цифре из набора и поместить в любой из кругов. Пусть дети сравнят, в каком круге получилось больше фигур, а в каком меньше. Посоветовать ребятам сделать так, что бы количество фигур стало одинаково в обоих кругах. Затем дети закрывает глаза, и воспитатель убирает одну из фигур. Открыв глаза дети должны понять, что изменилось.
Подумай и ответь
Цель: упражняться в счете в пределах 2
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два, а что по одному.
Ориентировка во времени
Что наступило
Цель: учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.
У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель задаё т вопрос:
- Когда петушок раньше всех встаёт?
- Когда дети играют на улице? И т. п.
Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро (день, показывает свою картинку и говор
Что за чем?
Цель: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаё т вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. И т. д.
Когда это бывает
Цель: Закрепить представление о временах суток.
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаё т вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д
Что наступило
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
Ориентировка в пространстве
Что где находится.
Цель: закрепить ориентировку на листке
Воспитатель беседует с детьми. Какое общее название можно дать предметам в верхней строчке? (игрушки) В нижней сточке? (насекомые) Скажите, что находится между юлой и пирамидой? Что находится над стрекозой? Что находится под погремушкой? Нарисуй слева от апельсина яблоко, а справа от апельсина - банан. Назови одним словом все предметы во второй строчке сверху (фрукты)
Где звенит колокольчик
Цель: развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (спереди, сзади, слева, вверху, внизу, Ребенок называет направление, где звенел, колокольчики в случае правильного ответа может стать ведущим.
Выше - ниже
Цель: учить сравнивать предметы по высоте
Ведущий встает в круг и начинает е очень высоко бросать мяч вверх и ловить его. Играющие дают ему задание «брось выше». Потом говорят ниже и т. д.
Угадай что изменилось.
Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить их порядок расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось.
Прыгаем ближе - прыгаем дальше
Цель: усовершенствование слов далеко и близко
На ковре разложены шнур:2 близко друг к другу и два далеко друг от друга. Воспитатель спрашивает у детей,как расположены шнуры, и предлагает через них перепрыгнуть. Затем выясняет у ребят, далеко или близко они прыгнули.
Перечень методической литературы.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. И. А. Пономарева, В. А. Позона Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа(4-5 лет)
3. Д. Денисова, Ю. Дорожнин. Математика для малышей (рабочая тетрадь) :средняя группа.
4. В. П. Новикова. Математика в детском саду : Средняя группа.
5. З. А. Михайлова Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада
6. А. И. Сорокиа Дидактические игры в детском саду.
Подготовила : Синотова Евгения Евгеньевна