Додонова Татьяна Сергеевна
Картотека дидактических игр «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Музей народных игрушек»
Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных игрушках; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.
Дидактическая игра «Игрушки народных промыслов»
Дидактические задачи:
- расширить знания детей 5-7 лет об игрушках народных промыслов;
- учить различать характерные особенности народных игрушек, узоры и элементы росписи, присущий им колорит;
- способствовать развитию внимания, мышления, учить сопоставлять, сравнивать, анализировать, рассуждать, находить частное и общее.
Материал: игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.
Ход игры.
Игровые действия:
Вариант 1
Из отдельных карточек (6 шт.) ребенок собирает картинку с изображением народных игрушек и названием промысла. В комплекте 3 таких картинки: Дымково, Филимоново и Полхов-Майдан.
Вариант 2
Из отдельных карточек (6 шт.) ребенок собирает картинку с изображением элементов росписи и узоров игрушек народных промыслов. В комплекте 3 таких картинки.
Вариант 3
Играющий собирает картинку с изображением народных игрушек, затем к ней подбирает карточки с характерными для данного промысла узорами и элементами росписи (6 малых карточек).
Вариант 4
Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти предметы на заданную тему.
Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.
Дидактическая игра «Найди названный предмет»
Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.
Игровые действия: отгадывание.
Материалы: предметные картинки с изображением народных игрушек.
Дидактическая игра «Угадай игрушку»
Дидактические задачи:
- закрепить знания детей о трех видах глиняной игрушки;
- учить группировать, обобщать, анализировать;
- развивать мышление, эстетическое восприятие;
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
Руководство:
1. Предложить детям выбрать картинки с изображением глиняных игрушек (дымковской, каргопольской, филимоновской).
2. Предложить разложить картинки на три группы по видам.
Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»
Дидактические задачи:
- закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки;
- воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.
Игровые действия: дети поочередно задают задание друг другу, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т. е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Дидактические задачи:
- закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства;
- закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор;
- развивать умение выделять элементы росписи глиняных игрушек, их колорит и композицию узора на изделии, выделять различия росписи;
- развивать эстетический вкус.
Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.
Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Дидактические задачи:
закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках.
Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Материал: планшет с изображением народных промыслов России.
Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дидактические задачи:
- закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах;
- упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей;
- развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество;
- вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал: комплект изображений, состоящий из двух одинаковых плоскостных различных предметов, одно из которых разрезано на части.
Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту»
Дидактические задачи:
- закрепить знания детей о народной игрушке;
- учить узнавать игрушки по силуэту;
- развивать внимание, воспитывать любовь к народным игрушкам.
Материал: комплект силуэтных картинок, игрушки либо их изображения.
Игровые правила: узнать игрушку по силуэту, подобрать картинку с соответствующим изображением.
Дидактическая игра «Найди пару 1»
Дидактические задачи
- закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи;
- научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла;
- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.
Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.
Дидактическая игра «Найди пару 2»
Дидактические задачи
- закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи;
- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: карточки с элементами узора, росписи; игрушки либо их изображения.
Игровые правила: игроки ставят игрушки (изображения) на карточки с элементом росписи иди узора.
Дидактическая игра «Парные картинки»
Дидактические задачи:
- закрепление знаний о русских народных промыслах;
- развитие внимания и памяти.
Игровые правила: подобрать по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек.
Ход игры: картинки на столе перемешиваются, затем ребенку предлагается подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросить вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках.
В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.
Дидактическая игра «Лото»
Дидактические задачи:
- закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла,
- развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции;
- вызвать интерес к традиционным видам народного искусства.
Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.
Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте.
Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.
Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.
Дидактическая игра «Поставь по росту матрешек»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке;
- упражнение в сравнении предметов по высоте, совершенствование умения использовать слова «выше», «ниже»;
- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: игрушка «Матрешка» либо изображение матрешек, разных по величине.
Игровые правила: правильно распределить матрешек по росту, от меньшего к большему и наоборот.
Дидактическая игра «Собери семейку»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, умение находить схожих матрешек, выделять элементы украшения;
- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: матрешки из бумаги (картона, в комплекте должно быть 4-5 матрешек каждого цвета разных размеров, самая крупная имеет кармашек в нижней части для вставки меньших.
Ход игры:
1. Подбираем каждую семейку матрешек по цвету и узору.
2. Считаем, сколько матрешек в каждой семейке; закрепляем порядковый счет.
3. Сравниваем матрешек по размеру, высоте, ширине.
4. Подбираем все большие матрешки, маленькие (разных цветов).
Дидактическая игра «Найди лишнее»
Дидактические задачи:
- учить находить предметы определенного промысла среди предложенных;
- развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.
Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.
Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Дидактические задачи:
- закреплять представление о какой-либо росписи;
- развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции,
учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.
Материал: народные игрушки либо их изображения, игрушки разных промыслов.
Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.
Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо.
Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.
Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.
Дидактическая игра «Художественный салон»
Дидактические задачи:
- развивать связную речь, умение описывать внешний вид предметов,
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать сосредоточенность.
Материал: различные народные игрушки, предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».
Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какого цвета игрушка?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.
Дидактическая игра «Составь узор»
Дидактические задачи:
- учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла;
- развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.
Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.
Дидактическая игра «Художественные часы»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных игрушках, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.
Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением народных игрушек). Кубики и фишки.
Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно об игрушке, на который указала стрелка. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
Дидактическая игра «Сосчитай»
Дидактические задачи: согласование числительных с существительными: одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка).
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Дидактические задачи: подбор прилагательных к существительным: матрешка какая? - красная, красивая,, игрушка какая? -, кукла какая? -….
Дидактическая игра «Что из чего?»
Дидактические задачи: образование относительных прилагательных: игрушка из дерева (какая) - деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая) - керамическая (куколка).
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Дидактические задачи: формирование умения у дошкольников обозначенные словесно признаки предметов соотносить с предметами, представленными графически.
Игровые правила: воспитателем зачитывается загадка с карточки. Дети отгадывают загадку, а воспитатель переворачивает карточку, чтобы узнать правильный ответ.
Игра рассчитана на неограниченное количество детей. Кто больше отгадает загадок, тот побеждает.
Сенсорная игра «Чудесный мешочек»
Дидактические задачи: развивать мелкую моторику, тактильную и кинестетическую чувствительность, память;
- учить складывать целостные образы предметов из частей.
Материал: мешочек, игрушки.
Игровые правила: найти одной рукой наощупь определенный предмет – игрушку – не заглядывая внутрь.
Вариант 1. Участники находят предмет по образцу.
Вариант 2. Играющий берет предмет в мешочке, затем называет его. Вытаскивает руку вместе с игрушкой. Другие участники игры определяют, правильно ли назвал предмет или нет.
Сенсорная игра «Угадай-ка руками!»
Дидактические задачи:
- развивать мелкую моторику, тактильную и кинестетическую чувствительность, память;
- учить складывать целостные образы предметов из частей;
- формировать представления о свойствах окружающей среды.
Материал: коробка с вырезанными в двух противоположных сторонах отверстиями, игрушки. Отверстия должны быть такого размера, чтобы в них свободно входили кисти рук. Если коробка небольшого размера, можно приклеить «рукава» из ткани, т. к. дети могут видеть предметы в отверстиях.
Игровые правила: определить, что за игрушка находится внутри. Исследовать предмет двумя руками.
Играющий берет предмет в коробке, описывает (мягкий, твердый, холодный, тяжелый, какой он формы, затем называет игрушку.
Вытаскивает руки вместе с игрушкой.
Дидактическая игра «Куклы народных празднеств»
Дидактические задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;
- формировать знания о разнообразии и назначении традиционной тряпичной куклы;
- закрепить знания об особенностях создания народных кукол, соответствующих каждому времени года и определенной дате народного календаря;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями;
- способствовать развитию у детей навыков общения, зрительной памяти, восприятия, внимания, мышления, логики речи;
- формировать интерес к традиционной народной кукле, любовь и бережное отношения к ней, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материал: игра состоит из 8 игровых карт формата А-4 и 12 маленьких карточек с изображением кукол.
На 4 картах изображены вверху время года, а внизу куклы, которые изготавливали в данное время года. Эти карточки для детей младшего и среднего возраста.
На остальных 4 картах даны изображения времен года и таблица с названиями кукол народных празднеств. Эти игровые карты для детей старшего возраста.
Игровые правила: игра проводится по принципу «лото». Дети должны закрыть квадраты игрового поля с временем года маленькими карточками с изображением соответствующих данному времени кукол.
Ход игры: ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает, и поочередно показывая их, спрашивает: «Кому нужна эта кукла?», «Как она называется?», «В какое время года изготавливали данную куклу?».
Игрок, правильно ответивший на все вопросы, забирая у ведущего картинку с изображением куклы, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия.
Например: «На карточке нарисована кукла Веснянка. Ее делали в марте. Март первый месяц весны, поэтому я закрыл первый квадрат игрового поля».
Выигрывает ребенок, который первый закроет все квадраты игрового поля.
Форма организации игры - индивидуальная или с небольшой подгруппой детей.
Дидактическая игра «Мемори. Народные игрушки»
Дидактические задачи:
- закрепление знаний о русских народных игрушках;
- развитие внимания и памяти.
Материал: для игры нужны маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек.
Игровые правила: каждый участник должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8, на которых все изображения относятся к одному из народных промыслов.
Ход игры: перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).
Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат.
Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т. д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели.
Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре.