Любовь Салихова
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию
Подготовила: воспитатель Салихова Любовь Александровна
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход: ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (например, мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
Публикация «Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход: на обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих - прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака, если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход: воспитатель: «У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки».
«Сорока»
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход: воспитатель: «Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла». (Воспитатель раскладывает предметы). Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
- Сорока, сорока, отдай нам мыльце!
Сорока:
- Не дам, не отдам, возьму ваше мыльце, отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
- Сорока, сорока, отдай нам иголку!
Сорока:
- Не дам, не отдам, возьму я иголку, сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
- Сорока, сорока, отдай нам очки.
Сорока:
- Не дам, не отдам, я сама без очков, прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
- Сорока, сорока, отдай нам звоночек.
Сорока:
- Не дам, не отдам, возьму я звоночек, отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
- Ты, сорока, не спеши, ты у деток попроси. Все тебя они поймут, всё, что надо подадут.
Воспитатель:
- Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить)
Воспитатель:
- Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход: воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.
«Олины помощники»
Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход:
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они - Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают).
«Разноцветный сундучок»
Цель: развивать речь, умение верно называть предмет, изображенный на картинке.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход: воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Скажи, какой?»
Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Ход: воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?».
«Необычная песенка»
Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков.
Ход: воспитатель: «Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики».
«Эхо»
Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков разной громкости.
Ход: педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Например, воспитатель громко говорит: А-А-А. Ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал: картинки (предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег).
Ход: приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т. д.
«Разбуди кота»
Цель: закрепить знание названий детенышей животных и звуков, которые они издают.
Материал: маска кота (или шапочка с ушками).
Ход: кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит, на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. (Возможно, роли раздаёт воспитатель). Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т. д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Ветерок»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход: дети встают в круг. Педагог: «Я сейчас буду говорить разные звуки. Если услышите звук [у], поднимите руки и медленно покружитесь».
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук [у], делают соответствующие движения.
«Прятки»
Цель: формировать морфологическую сторону речи, подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).
Материал: мелкие игрушки.
Ход: подготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня». Таким образом дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.