Лысенко Мария Юрьевна
Картотека дидактических игр по развитию речи во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развитию речи во второй группе раннего возраста (1,6–3 года)
Дидактическая игра по развитию речи «Кто что ест?»
Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;
• Развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук;
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Задачи:
Создать условия для активизации словаря ребенка, развивать способность анализировать, закрепить знания по темам “Дикие и домашние животные”. Развитие у детей зрительного анализа изображений предметов. Развитие мелкой моторики рук. Закреплять умение различать и называть животных.
Материал: прищепки с животными, круг с изображением корма для животных.
Ход игры:
«Ребята, к нам в гости пришла мышка. Давайте поздороваемся!» Мышка говорит, что хочет кушать. «Ребятки, а чем мы ее будем кормить?»
Воспитатель предлагает ребенку ознакомиться с прищепками- животными и кругом. Воспитатель поощряет речь ребенка или называет понятие сам. «Что это такое?» Затем идет обобщение: «это животные, а в круге – их корм, еда, которую они любят есть».
«Давай попробуем покормить животных. Для этого прищепку с животным мы прикрепим к еде, которую он любит».
Дети прикрепляют животных по очереди: каждый по одному. Воспитатель помогает правильно держать прищепку либо просит ребенка держать круг. В какой-то момент кукла - мышка включается: «О, ребята, смотрите, это же я! Ух ты! А где еда для меня?»
По окончании прикрепления всех карточек («животные поели») ребенку предлагается сложить всех животных в коробку.
Дидактическая игра по развитию речи «Времена года»
Цель: закрепить признаки времен года, развивать связную речь, мышление, внимание, память.
Материал: карточки с изображением времен года и признаками времен года.
Ход игры:
1 вариант
Положить перед ребенком карточку с изображением времени года (изучаемого) и карточки с признаками времен года. Предложить ребенку подобрать нудные картинки.
2 вариант (усложненный)
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточки и найти ошибку (1 признак подобран неправильно) и исправить ее.
Дидактическая игра «Разноцветные прищепки» (солнышко, тучка, травка)
Цель: формировать умение детей правильно брать и открывать прищепку, различать основные цвета (желтый, синий, зеленый). Развивать речь, зрительное внимание, восприятие, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.
Материал: цветные картинки : солнышко, тучка, травка, набор цветных прищепок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает игру сразу с несколькими детьми. В начале игры дети должны освоить работу с прищепками (открывать-закрывать).
Игра «Веселое солнышко»
Солнышко утром рано встает.
Лучики тянет – Тепло нам дает.
(Воспитатель предлагает ребенку картинку солнышко без солнечных лучей). Давайте поможем солнышку снова ярко засветить.
(Воспитатель предлагает детям сделать лучики из прищепок)
- Какого цвета наше солнышко? (желтого)
- А какого цвета сделаем ему лучики? (желтого)
Затем дети крепят прищепки на солнышко.
Игра «Тучка»
Тучка по небу гуляла
Все дождинки растеряла.
(Воспитатель предлагает ребенку картинку тучки).
Давайте поможем тучке собрать дождинки.
(Воспитатель предлагает детям сделать дождинки из прищепок)
- Какого цвета наша тучка? (синего)
- А какого цвета будут ее дождинки? (синего)
Затем дети крепят прищепки на тучку.
Игра «Травка»
Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без нее беда,
Она их главная еда.
(Воспитатель предлагает ребенку зеленую полоску, имитацию травки без травинок).
- Какого цвета наша травка? (зеленого)
(Дети крепят прищепки зеленого цвета)
Дидактическая игра – пазлы
Тематики: овощи, фрукты, транспорт, животные
Цель: формировать умение правильно передавать внешний вид предметов, составляя картинки из частей, развивать зрительное восприятие, внимание, память, воображение, мышление, мелкую моторику.
Материал: дидактические пазлы
Ход игры:
Ребята, поросенок принес нам сегодня картинки. Но вот по дороге с картинками приключилась беда. Злой волк отобрал картинки у поросенка и разрезал их. Поросенок очень расстроился и просит вас, ребята, ему помочь.
Поможем?
Давайте соберем картинки.
Дети собирают картинки из кусочков, затем называют получившиеся изображения.
Дидактическая игра по речевому развитию «Разноцветные ведерки»
Цель: закреплять знания цветов (желтый, синий, зеленый, красный, развивать речь
Материал: ведерки четырех цветов (красного, зеленого, синего и желтого, красное яблоко.
Ход игры:
- Какие ведерки стоят на столе? (красное, зеленое, синее и желтое)
Сейчас вы зажмурите глаза, а я уберу одно ведерко. Вы должны угадать, какого ведерка не стало. Ответить надо так: «Не стало красного/зеленого/желтого/синего ведерка»
- (Воспитатель прячет красное яблоко в ведерко) Вы должны внимательно смотреть и заметить, в какое ведерко я спрячу красное яблоко. Ответить нужно так: «Красное яблоко в зеленом/красном/желтом/синем ведерке».
Дидактическая игра «Где чей дом?»
Цель: расширять знания детей о животных и их домах. Формировать умение соотносить изображение животного с его местом обитания, правильно называя его. Развивать речь, воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление. Разнообразить словарный запас детей
Материал: карточки с изображением животных и их «домиках».
Ход игры:
В игре принимают участие двое и более детей. Поочередно дети находят животное и предполагаемое убежище, либо наоборот, проговаривая слова, например, муравей живет в муравейнике и т. д.
Воспитатель на выбор предлагает взять сначала животного, а затем подобрать к нему домик. Если игра проводится в первый раз, то воспитатель по картинкам рассказывает, кто и где живет.
Дидактическая игра «Цвета»
Цель: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.
Задачи игры:
- учить правильно, узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый)
- развивать зрительное (сенсорное) восприятие
- развивать мелкую моторику
- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память).
- воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам)
Материал: карточки с изображением предметов определенного цвета.
Ход игры:
На столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку к карандашику соответствующего цвета
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет, развивать зрительную память.
Материал: «волшебный мешочек», овощи (огурец, помидор, капуста, перец желтый)
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ и назвать его цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешок, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Дидактическая игра на внимание и речевое развитие «Что изменилось?»
Цель: развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.
Материал: картинки, на которых необходимо найти отличия
Ход игры:
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании картинок ребенку предлагается найти отличия. В случае возникновения трудностей необходимо оказать помощь, задать соответствующие вопросы.
Дидактическая игра «Что к чему и почему?»
Цель игры:
- расширять знания детей о животных и их домах. Формировать умение соотносить изображение животного с его местом обитания, правильно называя его. Развивать речь, воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление. Разнообразить словарный запас детей
- формировать умение мыслить логически, подбирая ассоциации
- формировать умение называть действия (сидит, лежит, стоит и т. д.)
Материал: карточки по тематикам «Чей это домик?», «Ассоциации», «Кто как двигается?»
Ход игры:
Для начала необходимо выбрать тематику.
Кто как двигается
Воспитатель предлагает ребенку вытянуть карточку. На каждой карточке есть вопрос, например, «Кто стоит?». Зачитайте вопрос и попросите найти нужного персонажа. Задача ребенка указать на персонажа, который совершает действие, указанное в вопросе
Чей это домик
Воспитатель делит карточки на 2 стопки : животные и их домики. Затем карты раскладываются в два ряда в случайном порядке, сначала персонажи, а потом их домики. Задача ребенка подобрать каждому животному или человеку его домик, соединив карточки друг с другом.
Ассоциации
Карточки раскладываются в 2 ряда. Ребенку предлагается взять любую карточку и подобрать ей пару. Например, если ребенок взял карточку птички, то ему нужно взять карточку с изображением скворечника.
Дидактическая игра по развитию речи «Чей малыш?»
Цель: формировать умение детей сопоставлять животных на картинках с их детенышами, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к изображенным животным их детенышей. Как только ребенок правильно разложит картинки, он должен назвать детенышей (например, у кошки – котенок).
Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Снежная буря»
Цель: формировать умение дуть через трубочку, развитие сильного непрерывного выдоха.
Ход игры: предложить ребенку дуть через трубочку в стаканчик так, чтобы «снег» разлетался по всему объему стаканчика.
Дидактическая игра «Разноцветные геометрические фигуры» (Дидактические кубики)
Цель: формировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры, основные цвета. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Развивать речевую активность, внимание.
Материал: дидактические кубики с изображением геометрических фигур различных цветов.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку подбросить кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись» и назвать цвет и геометрическую фигуру, оказавшуюся сверху.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть изображения. Формировать представление детей о классификации предметов по основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Материал: веера по тематикам «Дикие и домашние животные» и «Фрукты и овощи»
Ход игры:
Воспитатель предлагает вниманию детей изображение и просит назвать его. Каждый веер имеет соответствующую тематику. Впоследствии ребенку предлагают выделить общий признак каждого веера.
Дидактическая игра «Волшебные сказки»
Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки (например, курочка ряба –золотое яичко).
Ход игры:
Дети получают карточки с изображением одного героя знакомой сказки и должны подобрать ему либо другого героя из этой сказки, либо предмет-ассоциацию этого героя.
Дидактическая игра «Шнуровка»
Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи.
Ход игры:
Взрослый предлагает участникам игры помочь персонажам, дополнив картинки недостающими изображениями, выполненными при помощи шнурков. Воспитатель объясняет, как это сделать, конец веревки продевает в дырочку, затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Дидактическая игра «Собери и разбери пирамидку»
Цель: развитие сенсорных способностей, умение действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании. Различать и называть цвета.
Материал: пирамидки разных форм
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кольца пирамидки. Какие кольца по размеру? Найдите самое большое? А самое маленькое? Как можно определить остальные кольца по размеру? (путем наложения). Собрать пирамидку из трех, пяти колец.
Дидактическая игра «Нанизывание бусин на шнурок»
Цель: сенсорное развитие, активизация речи ребёнка. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывания «бус» на шнурок.
Материал: шнурочки, деревянные бусины
Ход игры:
Предложите ребенку сделать бусы для. Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок. Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на игрушку
Дидактическая игра на застегивание и расстегивание пуговиц
Цель: развитие мелкой моторики, координации движения обеих рук, глазомера, концентрации внимания, познакомить детей с разными геометрическими фигурами.
Материал: салфетки со съемными застежками – пуговками.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку, как правильно расстегивать и застегивать пуговицы. Затем предложить ребенку самостоятельно сначала расстегнуть, а потом застегнуть пуговички на салфетках.