Галина Сатосова
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Материалы: мяч
Процесс: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё т голос:
Корова - мычит.
Тигр – рычит.
Змея – шипит.
Комар – пищит.
Собака – лает.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
«Кто где живёт?»
Цель: помочь закрепить употребление в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Материалы: мяч.
Процесс: бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Кто живёт в дупле? (белка)
Кто живёт в скворечнике? (скворцы)
Вариант 2.
Где живёт медведь? (в берлоге)
Где живёт волк? (в логове)
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Найди ошибку»
Цель: побуждать отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Материалы: игрушка любая.
Процесс: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Доскажи слово»
Цель: побуждать отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Материалы: нет.
Процесс: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го…
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
«Где что можно делать?»
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Процесс: воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
• Что можно делать в лесу? (гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
• Что можно делать на реке?
• Что делают в больнице?
• Что можно делать в садике?
«Какая, какой, какое?»
Цель: помочь развитию умения подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Процесс: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
«Закончи предложение»
Цель: помочь формированию умения дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Процесс: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Снег холодный, а огонь…. (горячий)
Ночь темная, а день…. (светлый).
Лимон кислый, а конфета….(сладкая).
Дерево высокое, а кустик….(низкий).
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака- бегает, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)
«Горячий – холодный»
Цель: помочь закреплению в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий - шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна».
Педагог: Солнце что делает? - (ответ детей) Светит, греет.
Ручьи – что делают? Бегут, журчат.
Снег – что делает? Темнеет, тает.
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? Звенит, капает. Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Педагог: идёт – (ответы детей) человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, снег, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Скачет – кузнечик, девочка, зайчик….
Стучит – дятел, молоток, плотник…
Ревет – медведь, девочка, ураган…
«Из чего сделано?»
Цель: помочь закрепить в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные
Стакан из стекла – стеклянный
Стул из дерева – деревянный
Тарелка из пластмассы – пластмассовая
Кораблик из бумаги – бумажный
Снеговик из снега – снежный
Ложка из железа – железная
Кукла из тряпок – тряпичная