Фейзуллаева Луара
Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у младших дошкольников посредством легоконструирования
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 191»
Методическая разработка
«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей второго младшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»
** Авторы-составители:**
**Фейзуллаева Луара Гайдаровна**
**Смирнова Екатерина Александровна**
**Краснодар, 2024 г***
** Содержание:**
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у младших дошкольников посредством легоконструирования» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Дидактические игры с использованием LEGO
- Лего. Конструктор LEGO
- Средняя группа
- Темочки
1. **Пояснительная записка**…3
2. **Картотека дидактических игр**…. 7
3. **Заключение**…. 12
4. **Литература**…. 13
5. **Приложение**….15.
**Пояснительная записка**
Сегодня технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации всей системы в целом.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который предполагает чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования подразумевает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми.
Конструктивная деятельность является идеальной формой работы, позволяющей педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Под детским конструированием понимается создание ребёнком конструкций и моделей из различных материалов, которые определяют вид конструирования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает разработку и внедрение новых образовательных моделей, в основу которых должны входить современные образовательные технологии, соответствующие принципу развивающего образования. Одной из таких современных образовательных технологий является Лего-конструирование.
Лего-конструирование — это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего-конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка. Благодаря своей педагогической универсальности, Лего-конструирование служит важнейшим средством развивающего обучения.
Именно поэтому мы, Фейзуллаева Луара Гайдаровна и Смирнова Екатерина Александровна, воспитатели МАДОУ МО г. Краснодара «Детский сад общеобразовательного вида № 191», разработали и внедрили данную методическую разработку.
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций. В ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития конструктивной деятельности у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.
**Актуальность**
Дошкольное воспитание — это важный этап в развитии образного мышления у детей. В настоящее время одним из наиболее эффективных средств обучения являются конструкторы LEGO.
**LEGO — конструирование**
Это современное направление в развитии детей, которое активно использует трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и воспитания. С LEGO дети учатся, играя, а также познают мир через игру.
**Как это работает**
Детям предоставляется возможность «проживать» интересный для них материал. Узнавая новое, они учатся выражать свое отношение к происходящему. В процессе конструирования они погружаются в организованную взрослыми ситуацию, где становятся строителями, архитекторами и творцами. Они придумывают и воплощают свои идеи, развивая творческое воображение, коммуникативные навыки и любознательность.
Цель: развитие первоначальных навыков инженерной деятельности, воображения, мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с LEGO и апробация парциальной модульной программы «LEGO — конструирование».
**Задачи*
Развитие первоначальных навыков инженерной деятельности, воображения и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игру с LEGO. Апробация парциальной модульной программы по LEGO — конструированию.
— Создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по LEGO — конструированию.
— Развитие конструктивного мышления.
— Развитие воображения и любознательности детей.
— Формирование умений действовать с деталями и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
— Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Начиная с простых фигур, ребенок постепенно продвигается вперед, видя свои успехи. Это придает ему уверенности и стимулирует переход к более сложным этапам обучения.
**Ожидаемые результаты**
1. Дети получат элементарные представления и знания о конструкторе LEGO, научатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям или словесной инструкции, объединенные общей темой.
2. У детей обогатится словарный запас.
3. Появится интерес к конструктивной деятельности, желание придумывать и делать оригинальные постройки своими руками.
4. Будут развиваться коммуникативные способности и навыки работы в парах и малых подгруппах.
---
### Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием LEGO
**«Найди кирпичик как у меня»**
Цель: Закрепить знание цвета и формы деталей (квадрат, прямоугольник).
Ход игры: В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог по очереди достает по одному кирпичику и просит детей назвать его цвет и форму, а затем найти такую же деталь среди предложенных трех-четырех.
**«Найди все кубики»**
Цель: Научить различать детали конструктора с помощью осязания, тренировать группирование с учетом одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.
Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные элементы.
**«Найди пару»**
Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать умение группировать детали с учетом одинаковых признаков, развивать зрительные функции.
Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора LEGO, и найти каждой детали пару.
**«Найди предмет такой же формы»**
Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.
Ход игры: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.).
**«Чего не стало»**
Цель: Развивать внимание и память.
Ход игры: Дети сидят вокруг стола, перед ними выставляются пирамидка, кубик и мячик. Затем накрываем их платком и незаметно убираем одну игрушку. Дети должны отгадать, чего не стало.
**«Расскажи, где находится деталь»**
Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.
Ход игры: На столе выкладываются 10-12 деталей конструктора. Взрослый предлагает рассказать, где находится каждая из них (например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева — желтый кирпичик»).
**«Передай кирпичик лего»**
Цель: Развивать координацию движений.
Ход игры: Педагог закрывает глаза. Дети стоят по кругу и по команде «Передавай» быстро передают кирпичик друг другу.
**«Четвертый лишний»**
Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление и объяснительную речь.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор. «Найди лишнюю деталь»
Цель: Развитие логичного мышления.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком 3-5 кирпичиков лего и просит ребенка показать, какой из них лишний.
### Игры с конструктором Лего для детей
#### «Наводи порядок»
Цель: Закрепить знания основных цветов.
Ход игры: Дети собирают рассыпанные детали конструктора и раскладывают их на подносы соответствующих цветов.
#### «Разложи по цвету»
Цель: Развитие умения определять и называть цвет деталей конструктора Лего.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть кирпичики Лего и назвать их цвет.
#### «Построй заборчик»
Цель: упражнять в расположении элементов в ряд, закреплять умение устанавливать соотношение между элементами по высоте и длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.
Ход: Взрослый предлагает построить забор для дачного участка, показывая способы соединения деталей: стопкой, внахлест, ступенчато.
#### «Найди постройку»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотносить изображенное на карточке с постройками.
Правило: дети по очереди достают карточку из коробочки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют изображенное и ищут соответствующую постройку. Кто ошибается, берёт вторую карточку.
#### Игра «Кто быстрее»
Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.
Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего 2х2, 2х4 по 2 на каждого игрока.
Правило: игроки делятся на две команды, у каждой свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.
#### Игра «Собери модель по памяти»
Цель: развивать память, внимание.
Оборудование: кирпичики Лего, образец постройки из 3-5 деталей.
Ход игры: воспитатель показывает детям модель в течение определенного времени, а затем убирает её. Дети собирают по памяти за отведенное время, а затем сравнивают свою постройку с образцом.
## Заключение
Во время работы над моделями дети не только применяют знания, полученные на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи и изобразительному искусству, но и углубляют их.
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы, помимо решения конкретных конструкторских задач, ребенок расширял свой кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
На занятиях по LEGO-конструированию дети учатся устанавливать, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину и высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях.
В процессе занятий развивается воображение, мелкая моторика (ручная ловкость, творческие задатки, диалогическая и монологическая речь, расширяется словарный запас.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята работают с предложенными инструкциями, схемами, строят по замыслу, заданным условиям или образцу.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия, задания выполняются индивидуально, парами или подгруппами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
# Приложение
## Правила безопасной игры с LEGO
1. Для работы с конструктором необходимо подготовить специальное рабочее место, которое будет достаточно просторным для сборки моделей. Это может быть стол или парта, на которых следует предусмотреть достаточно места для контейнера с деталями и «сборочной площадки». Пространство перед каждым ребенком должно составлять примерно 60 см на 40 см, что соответствует размеру половины парты.
2. Воспитанники рассаживаются за свои рабочие места по двое за стол.
3. На каждый стол устанавливается один промаркированный контейнер с конструктором.
4. После вводной беседы дети приступают к конструированию.
5. Детали следует хранить только в специальном контейнере.
6. Если работа осуществляется в группах, необходимо распределить обязанности: координатор и сборщики. Каждый должен отвечать за свой этап работы.
7. При работе с конструктором следует внимательно следить за деталями, так как они очень мелкие. Используйте их только по назначению. Нельзя глотать, класть детали в рот или уши, а также раскидывать их на рабочем столе. Если деталь упала на пол, немедленно поднимите ее и верните в контейнер или присоедините к конструкции согласно инструкции.
8. Четко следуйте словесным инструкциям воспитателя. Стройте конструкцию согласно прилагаемой схеме.
9. Когда воспитатель обращается к вам, приостановите работу и ответьте. Не отвлекайтесь во время работы.
10. Не используйте инструменты и предметы, правила обращения с которыми вам неизвестны.
11. При работе держите инструмент так, как указано в инструкции или как показал воспитатель.
12. Содержите рабочее место в чистоте и порядке.
13. Выполняйте работу внимательно, не отвлекайтесь на посторонние дела.
14. После завершения сборки и обыгрывания конструкции, она остается на промаркированном подносе (соответствующем маркировке контейнера) на некоторое время (вечер, день, а затем разбирается.
15. Разбирать конструкцию должны дети, которые ее построили.
16. По всем возникающим вопросам обращайтесь к воспитателю.