Ирина Радчук
Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково
Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И.
Картотека дидактических игр для детей 4-5 лет.
Настольно - печатные игры
«Парные картинки»
Публикация «Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей : похожие,разные, одинаковые.
Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки.
Выигрывает тот, кто не ошибется.
Игровое действие. Поиск одинаковых картинок.
Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10—12, все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят наити и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не
сразу замечают.
Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются.
«Кто что делает?»
Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.
Игровое правило. Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: тракторист пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур и т. д.
Игровые действия. Поиск нужных частей картинки; рассказывание о виде труда, изображенном на получившейся целой картинке. Соревнование— кто первым сложит картинку.
Ход игры. Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10 шт.
Здесь надо быть еще более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку. Он получает значок победителя, например звездочку.
«Не ошибись!»
Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Игровое правило. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об одном виде спорта.
Игровые действия. Поиск нужных частей картинки, их складывание; соревнование.
Ход игры. У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе — в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. Кто первым сложит целую картинку, тот и выигрывает.
По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям. Например, строитель: подобрать все инструменты, необходимые ему для работы,— лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя — подъемный кран, экскаватор, самосвал и др.
На картинках изображены люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года : повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, строитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой : из маленьких картинок должна получиться большая, целая.
«Домино»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру — и ни разу не ошибется; он получает фишку — красный кружок.
Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.
Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4—6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4—6 карточек, и игра продолжается.
«Лото»
Дидактическая задача. Разрозненные знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье. Систематизировать, активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, школа, семья.
Игровое правило. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, семья, школа, домашние животные.
Ход игры. Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки,тот и выигрывает, получает фишку.
Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают: у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку, а ее убрали на место.
«Охотник и пастух»
Дидактическая задача. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Игровые правила. Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки, которые нужны охотнику или пастуху. Кто раньше отберет все картинки, тот и выигрывает.
Игровые действия. Поиск нужных картинок; соревнование, использование фланелеграфа.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сегодня у нас новая интересная игра. Называется она «Охотник и пастух». Кто такой охотник? Кто знает? (Дети отвечают.) Да, он охотится в лесу. Вспомните, каких диких
зверей вы знаете.
— Заяц, лиса, волк, медведь, белка, тигр, перечисляют дети.
- Почему они называются дикими? — спрашивает ребят воспитатель. — Правильно. Потому что они живут в лесу, далеко от дома человека. Значит, кто охотится за дикими зверями?
- Охотник,— дружно отвечают дети.
- А кто такой пастух? — снова задает вопрос воспитатель. - Каких животных он пасет?
Дети отвечают, воспитатель просит всех ребят сказать хором слова домашние животные и дикие звери.
Итак, пастух пасет домашних животных, а охотник охотится за дикими зверями. Вот сейчас мы выберем для игры пастуха и охотника. Кто хочет быть охотником? А кто пастухом? (Для начала выбирает детей более активных.) Витя пастух, а Женя охотник. Хорошо. Теперь слушайте правила игры: на этой половине фланелеграфа, справа — луг, где пасутся домашние животные, а с левой стороны — лес, там живут дикие звери.
По сигналу «Ищите!» Витя и Женя будут брать и ставить на фланелеграф картинки с изображением животных. А вы, дети, следите за ними, правильно ли отобраны картинки. Если кто-то ошибется, значит, он плохой пастух или охотник.
Пастух и охотник выходят к столу. «Ищите!» — подает сигнал воспитатель. Для первого раза следует положить небольшое количество видов животных (4—5, в следующий раз надо добавить еще по 2—3 вида, чтобы усложнить задание.
В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и сколько домашних животных. В игре карточек с изображениями диких зверей и домашних животных должно быть поровну.
«Что лишнее?»
Дидактическая задача. Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Игровое правило. Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.
Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.
Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках — необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре — рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.
Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями: повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
«Когда это бывает?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток : утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.
Игровое действие. Поиск нужной картинки.
Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь в детском саду; утренняя гимнастика, завтрак, игры на участке, образовательная деятельность, сон, уборка групповой комнаты,
катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток : на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер»,— говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.
— Почему ты показал эту карточку? — спрашивает воспитатель вызванного ребенка.
— Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно,— отвечает он.
«Ночь»,— говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.
Словесные игры
«Где мы были не скажем, а что делали покажем»
Народная игра
Дидактическая задача. Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.
Игровое правило. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.
Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
— Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».
Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.
— Что я делаю? — спрашивает он у детей.
— Дрова пилите.
— Давайте все будем пилить дрова.
Приглашают водящего.
— Где вы были? Что делали? — спрашивает он.
Дети отвечают хором:
— Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:
— Вы пилите дрова.
Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.
— Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,— предлагает воспитатель.
— Они рисуют.
«Мыши»
Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.
Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3—4 детей, они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.
Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Развелось их, просто страсть!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут — вот напасть!
Берегитесь вы,ОРОБУШКИ И плутовки!
Доберемся мы до вас.
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.
Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.
«Воробушки и автомобили»
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.
Игровое действие. Имитация летающих птичек.
Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:
— Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?
— У-у-у,— повторяют дети.
— Сейчас мы поиграем так,— продолжает воспитатель,— Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить : «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.
После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.
Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.
«Кто в домике живет?»
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
Игровое правило. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).
Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.
Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.
Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:
— Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?
Дети отвечают:
— Му-му-му.
— Ме-е.
— Мяу-мяу.
— Бе-е, бе-е.
— Га-га-га.
— Ко-ко-ко.
Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.
Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.
Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
Не следует менять роли детей на одном занятии : это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.
«Гуси»
Народная игра
Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Игровое правило. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.
Игровое действие. Имитация движений гусей.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси» : «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку», а в этом углу будет мой дом.
Воспитатель объясняет детям ход игры.
Слова воспитателя Действия детей
Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расстав-
Гуси белые, гуси серые, ляют пальцы, машут руками.
Ступайте домой!
Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:
Лапы красные растопырили,
«Га-га-га! Не хотим домой.
Нам Крыльями машут,
и здесь хорошо!» Носы раскрывают.
Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу.
Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.
«Гуси - гуси»
Народная игра
Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.
Игровое правило. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»
Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.
Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк — в стороне.
Слова хозяйки гусей Ответы гусей
Гуси! Гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Ну, летите! Нам нельзя!
Почему? Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси летят к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.
«Сколько»
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.
Игровое правило. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.
Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка лошадок, гребцов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки Две лодочки по озеру
Взвился и полетел. Широкому плывут;
Вы слышите, как весело Гребцы сидят на лавочках
Он песенку запел? И весело гребут.
Три зайца от охотника Четыре скачут лошади,
Прыжками в лес бегут, Во весь опор летят,
Скорей, скорее, зайчики, И слышно, как по камешкам
В лесу вас не найдут! Подковы их стучат.
Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:
- Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.
Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.
Слова Движения
1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по
комнате.
2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и
прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.
3-е четверостишие Объединяются по двое и. изображая гребцов,
гребут веслами.
4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут,
изображая лошадок.
Эта игра проводится в конце года.
Так бывает или нет?
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Игровое действие. Отгадывание небылиц.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
Примерные рассказы воспитателя:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.
Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках»,— сказала Света. «А я люблю купаться в реке,— сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.
«КАРАВАЙ»
Народная игра
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.
Игровые правила. Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.
Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.
Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:
Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.
Слова Движения
Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем
останавливаются, делают круг
Вот такой…. Широким,
Вот такой…. Сужают круг приседают все,
Вот такой…. руки поднимают кверху
Вот такой…. и хлопают в ладоши.
Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале
Кого хочешь выбирай! Выводит ее в круг.
Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.
Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.
«КОРШУН»
Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.
Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»
Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.
— Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном,— говорит воспитатель.
— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.
— Ямочку копаю,— отвечает коршун.
— Что в ней ищешь?
— Камешек.
— Зачем тебе камешек?
— Чтобы носик точить.
— Зачем тебе носик точить?
— Чтобы твоих детушек клевать!
Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами,— продолжает воспитатель. — Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.
Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.