Мария Кардополова
Картотека дидактических игр по математике. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по математике для стенда «Развивай-ка» 1
Игры с геометрическими фигурами
Угадай, что это?
Цель:Учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что, обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их. Упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Ход:
Загадывается любая фигура со стенда. Ребенка просят подойти к стенду с закрытыми глазами. И найти фигуру, которую загадали. Игры с геометрическими фигурами
Публикация «Картотека дидактических игр по математике, Часть 1» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Найди и назови
Цель:Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Ход:
Ребенка просят найти фигуру по задуманным признакам. Например :большой, синий,круглый или найди фигуру, у которой все стороны равны.
Отремонтируй коврик
Цель:Учить детей различать геометрические фигуры, классифицировать их по форме, размеру, формировать умение словесно обозначать форму предмета, учить правильному согласованию прилагательных с существительными
Дополнительный материал:
Коврик с прорезанными дырочками в виде геометрических фигур, геометрические фигуры, подходящие по форме и размеру к дырочкам.
Ход:
Дети должны подобрать заплатку нужной формы и закрыть все дырочки в коврике. Коврик прикладывается к стенду и называется фигура заплатки.
Поручения
Цель:Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. В этой игре дети впервые подбирают предметы, пользуясь не реальными геометрическими образцами, а представлениями об основных вариантах формы.
Дополнительный материал:
Комплект игрушек разной формы (круглой, квадратной, треугольной).
Ход:
Раскладываются игрушки, обращают внимание детей на расположение игрушек, затем вызывает одного ребенка и предлагает ему найти что-нибудь круглое. Ребенок показывает найденный предмет, называет его и форму предмета. Если ребенок правильно подобрал предмет (игрушку, ему хлопают в ладоши. Поручение дается каждому ребенку поочередно. В случае затруднения напоминаем детям, какие предметы той или иной формы они знают, и предлагает сравнить предметы, чтобы определить нужную форму.
Найди предмет такой же формы
Цель:Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Ход:
Детям предлагается найти предметы из ближайшего окружения такой же формы как на стенде, загадывая любую геометрическую фигуру
Выложи дорожку
Цель:Закрепить представления детей о разновидностях геометрических фигур.
Дополнительный материал:
Геометрические дорожки-раскладки. Геометрические фигуры разных размеров и цветов присутствующих на стенде.
Ход:
Детям предлагается выложить дорожку из чередующихся геометрических фигур для какого-нибудь персонажа по предложенному образцу.
Сравни и заполни
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.
Дополнительный материал: набор геометрических фигур, как на стенде. Формы для заполнения. Пустые формы.
Ход:
Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть стенд с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить на формах пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Собери картинку
Цель:. развивать наблюдательность и совершенствовать логическое и пространственное мышление.
Дополнительный материал: набор геометрических фигур, как на стенде. Геометрические картинки – образцы.
Ход:
Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть стенд с изображением геометрических фигур, выбрать из набора такие же фигуры и создать из них предмет либо картинку. Если ребенок затрудняется, предложите ему картинку-образец.
Фотоаппараты
Цель: совершенствуется умение узнавать геометрические фигуры, выделять их из рисунка, абстрагируясь от несущественных признаков.
Дополнительный материал: цветные мелки для асфальта, палочки.
Ход:
Дети берут в руки «фотоаппараты» (имитируют, показывают на несколько секунд геометрическую фигуру и закрывают ее, дети её «фотографируют» (запоминают, а затем «проявляют плёнку» - зарисовывают или выкладывают такую же фигуру.
Выложи дорожку 2
Цель: способствует развитию логического мышления и памяти.
Дополнительный материал: набор геометрических фигур как на стенде.
Ход:
Необходимо сложить линию из различных фигур, чтобы все фигуры были одной формы, а одна из фигур по своей форме отличалась от остальных, например, 3 квадрата и 1 круг. Спросите у ребенка- какая фигура лишняя и попросите его объяснить почему. Далее игру можно повторить, используя разницу в цветах фигур.
Игры на различение цвета и размера
Назови предметы цвета радуги
Цель: закрепить представление о цветовом спектре, о последовательности цветов радуги
Ход:
Читается стихотворение о цветах радуги, дети называют цвета радуги, показывают на стенде. Задается вопрос: «Какой цвет самый веселый? Самый нежный? Самый грустный? А кому из вас, какой цвет нравится больше всего?» Дети отвечают.
Большие и маленькие
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине
Ход:
Птенчик (П. Нефедов)
Вот несчастье, вот беда:
Выпал птенчик из гнезда.
Он лежит в траве густой,
От испуга чуть живой.
Я над птенчиком склонился:
– Как же ты, дружок, свалился?.
Я кормил его, поил,
Он весь день со мною был.
За день птенчик мой подрос,
А когда вернулся папа,
Он в гнездо его отнес.
Я сказал птенцу: – Сиди
и спокойно маму жди!
Нужно, при помощи взрослого, посадить маленького птенчика в тот стаканчик, который назовет взрослый.
Кто больше назовет
Цель: Закреплять представления детей о качествах величины предметов, развивать память, сообразительность.
Дополнительный материал: фишки.
Ход : Дети встают полукругом. Объясняются правила игры. Отвечать на вопросы нужно спокойно, не выкрикивая, прежде чем ответить, надо подумать. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек. Вопросы могут быть самыми разными, но направленными на определение величины предмета. Например, что бывает широким? Дети перечисляют варианты ответов: море, юбка, плот, карман и т. д. Что бывает длинным (узким, коротким, толстым, высоким и т. д. ?
Разложи по стаканчикам
Цель: Учить детей группировать однородные предметы двух контрастных цветов с помощью операции сравнения: раскладывать предметы разного цвета в разные стаканы.
Дополнительный материал: цветные крышки
Ход:
Предлагается ребенку разложить крышечки. при помощи взрослого, по стаканчикам в соответствии с цветом.
Определи место
Цель: упражнять в ориентировке на плоскости
Ход:
Предлагается ребенку определить и назвать положение загаданного стаканчика. Например: где расположен жёлтый стаканчик? Какой стаканчик находится слева он него?
Найди такой же цвет
Цель: учить детей определять цвет.
Дополнительный материал: круги соответствующие цветовой гамме стаканчиков.
Ход:
Детям предлагается зрительно соотнести цвет круга с цветом стаканчика.
Игры на определение состава числа
Рыбаки и рыбки
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10.
Дополнительный материал: шарики с цифрами
Ход:
Взрослый предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов (шарики) по ведрам. Дети опускают шарики в трубы и ловят их ведерками и чтитают. Взрослый проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре. Другие вариации:
«Отсчитай столько же», «Послушай и сосчитай»
Посчитай, сколько?
Цель: упражнять в счете на слух.
Дополнительный материал: шарики
Ход:
Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударится шарик». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».
Найди соседей числа
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Дополнительный материал: прищепки с цифрами
Ход:
Взрослый ставит прищепки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие прищепки. Взрослый выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, восемь» (Дети обосновывают свой ответ.)
Игры на определение состава числа
Составь число
Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.
Дополнительный материал: цветные шарики
Ход:
Взрослый предлагает детям «составить» число 5 (4,3) с помощью шариков разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько шариков вы отсчитали? Сколько шариков какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 (4,3) из единиц?».
Веселые прищепки
Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности) .
Дополнительный материал: цветные прищепки, карточки с цифрами от 1до 10
Ход:
Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» — одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно прикреплять к друг другу.
Собери корзину
Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.
Дополнительный материал: пластмассовый набор овощей и фруктов, корзины.
Ход :
Ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
Соберем букет
Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.
Дополнительный материал: цветные прищепки
Ход :
Ведущий предлагает детям собрать букет из заколдованых цветов - прищепок : одному ребенку – из роз (красные прищепки, второму – из тюльпанов (желтые прищепки, прикрепляя их к друг другу на стенде. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?
Золушка
Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц.
Дополнительный материал: шарики трех цветов, три корзины.
Ход игры:
Ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по три предмета (красный, желтый, зеленый). Дети прокатывают шарики через трубу в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц и т. д.
Решай примеры
Цель: закреплять состав числа с помощью решения примеров в пределах 5,10, 20 на сложение и вычитание, развивать внимание, память, логическое мышление, развитие мелкой моторики.
Дополнительный материал: шарики пустые, шарики с цифрами, карточки с примерами, корзина
Ход:
Ребенок вытягивает карточку с примером, ищет подходящие шарики и прокатывает их через трубы на стенде. Итог считает в корзине. Побеждает тот, кто правильно решит все примеры.
Освободи героя
Цель : закреплять умения детей в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10 ; развивать логику, мышление,зрительное восприятие.
Дополнительный материал: прищепки с цифрами, карточки с заданием.
Ход:
Ребенок выбирает карточку с изображением героев мультфильмов и дорожкой из примеров. Около каждого героя есть кружок с цифрой – ответом. Ребёнок решает пример и записывает ответ в кружок и помещает прищепку с цифрой на стенд, и так далее. Задача ребёнка прорешать всю дорожку и освободить героя.
Игры c часами
Который час?
Цель: развивать умение детей определять время по часам.
Ход:
Взрослый на циферблате ставит стрелки и, обращается к детям, спрашивает: «Который час?». Ребенку, правильно определившему время, даётся жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.
Назови предыдущую и последующую цифру
Цель: Учить называть предыдущую и последующую цифру натурального ряда в пределах 12
Ход:
Взрослый объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите циферблат и определите соседей своей цифры».
Дети находят предыдущую и последующую цифру изображенной на стенде.
Путаница
Цель: В процессе игры закрепляем знания цифр, счёта от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, а также внимание и память.
Ход: Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами. Задача ребёнка найти и исправить ошибку
Часы и время
Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Уточнять и развивать у детей временные представления.
Дополнительный материал: карточки с заданиями
Ход:
«Что мы делаем сейчас?». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время.
От минуты к минуте
Цель: Учить определять время по часам, упражнять, в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задач.
Дополнительный материал: картонные циферблаты на каждого игрока
Ход:
В игре могут принять участие от 5 до 10 детей. Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками. Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило (наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке. Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время.
Сколько времени мы тратим?
Цель: формирование умения ценить время и разумно им пользоваться.
Ход: педагог читает стихотворение С. Я. Маршака «Мы знаем, время растяжимо».
Детям предлагается произвести дома подсчет: сколько времени они тратят на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой постель, на дорогу от дома до школы, а затем проанализировать подсчеты и выяснить, можно ли некоторые из перечисленных дел выполнить быстрее и сэкономить на них время.