МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по алфавиту (от А до К) для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ткаченко
Картотека дидактических игр по алфавиту (от А до К) для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по алфавиту (от А до К) для детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1. Игра «Большой — маленький» «Великаны – гномы»

2. Игра «Будь внимателен»

3. Игра «Букет»

4. Игра «В зоопарке»

5. Игра «В лесу»

6. Игра «В океане и реке»

7. Игра «Веришь - не веришь»

8. Игра «Весёлые звуки»

9. Игра «Веселый жезл»

10. Игра «Весной бывает – не бывает»

Публикация «Картотека дидактических игр по алфавиту (от А до К) для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

11. Игра «Военные профессии»

12. Игра «Вопросы — ответы»

13. Игра «Вредная и полезная еда» с мячом

14. Игра «Вспомни быстрее»

15. Игра «Где живут витамины?»

16. Игра «Где что растет?»

17. Игра «Города России»

18. Игра «Дополни предложения»

19. Игра «Доскажи словечко»

1. Игра «Большой — маленький» «Великаны – гномы» МЕБЕЛЬ

Цель: Развивать слуховое внимание, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А. Васильевой (из предыдущего задания) и

задаёт вопросы по нему.

По какой сказке написано это стихотворение?

Какая мебель была в доме трёх медведей?

Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель. Например:

У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки маленькая кроватка.

У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки.

У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки.

Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка.

У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки.

У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки.

ВАРИАНТ 2 Игра «Великаны — гномики» ШКОЛА, СКАЗКА

Цель: Формировать грамматический строй речи, учить употреблению

уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу.

Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например: У великанов большие портфели, а у гномиков — маленькие портфельчики. У великанов большие книги, а у гномиков — маленькие книжечки. У великанов большие карандаши. У великанов большие тетради. У великанов большие линейки. У великанов большие ручки. У великанов большие кисти.

2. Игра «Будь внимателен!»

Цель: Развивать активное внимание. По теме: «Животные»

Ход игры

Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое – либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «Зайчик» - прыгать, на слове «Лошадка» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «Раки» - пятиться. «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге.

ВАРИАНТ 2. ОВОЩИ

Цель: Закреплять умение различать овощи по цвету.

Материал: плоские овощи разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая капуста.

Ход игры. Дети стоят полукругом, на доске размещены плоские овощи. Педагог, называя овощ и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных овощей, сказать, какого цвета овощи в корзинке.

ВАРИАНТ 3 ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу.

«СЕМЕЙКА»

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

Дед, слонище преупрямый, Бабка, слонка - пятитонка,

И внучата, два слонё нка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

У тебя ответ готов?

ВАРИАНТ 4 САД, ЛЕС, ОГОРОД, ПОЛЯНА

Цель: Учить ребенка составлять предложение с предлогом «на» по двум опорным картинкам.

Ход игры.

Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и составить по ним предложение с «маленьким словом «на». При составлении предложений полезно добиваться их вариантности.

Например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась на большую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т. д.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог «на».

ВАРИАНТ 5 СКАЗКИ

В какой сказке К, Чуковского скачет сито по полям? - «Федорино горе».

В этой сказке бежали друг за другом чайник, утюги, блюдца, стаканы.

Какое название посуды я пропустила? - Кофейник.

В какой сказке звери задрожали, в обморок упали? - «Тараканище».

В какой сказке прибегали светляки, зажигали огоньки? – «Муха – Цокатуха».

ВАРИАНТ 6 (Покажи правильно) ШКОЛА, ДЕТСКИ САД

Цель: Совершенствование детьми речевой инструкции.

Воспитатель кладет перед ребенком ручку, карандаш, линейку и фломастер, затем уточняет с ребенком название каждого предмета и четко, внятно, по одному дает следующие задания.

Покажи карандашом линейку, линейкой карандаш, фломастер ручкой, ручку фломастером, линейку фломастером и т. д.

При затруднении воспитатель сам производит оговоренное действие, уточняя задание вопросами – «Что надо показать?», «Чем показать?». Игра проводится до правильного выполнения всех инструкций.

ВАРИАНТ 7 (Хлопаем – топаем) ЛЕТО

Цель: Совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложения о лете.

Если они согласны с выражением, пусть хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

Летом птицы улетают на юг. Летом жарко. Летом в лесу много ягод. Летом звенит капель. Летом после дождя на небе можно увидеть радугу. Летом животные готовятся к зиме. Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

ВАРИАНТ 8 «Хорошо или Плохо»

Цель: усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание бережного отношения к игрушкам

Ход: дети в произвольном положении (стоя или сидя на ковре). У каждого из них в руке 2 карточки – одна зеленого цвета, другая красного). Зеленый-это хорошо, красный-плохо. Воспитатель называют ситуацию, а дети должны поднять карточку одного из цветов – зеленого (хорошо) или красного (плохо).

ВАРИАНТ 9 «Вспомни быстрее»

Цель: Развивать логическое мышление.

Ход игры. Предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета (игрушки) круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. д.

3. Игра «Букет»

Цель: Развивать грамматический строй речи - согласование существительного с числительным. Активизировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры.

Воспитатель читает текст, показывая в ходе рассказа картинку с изображением соответствующего цветка, дети дополняют рассказ. Затем воспитатель читает дополненный текст второй раз, а дети пересказывают.

Как-то летом Дашенька пошла гулять с подружками. Девочки набрели на полянку, полную самых разных цветов. Чего здесь только не было: и ромашки, и незабудки, и васильки. Девочки плели из цветов венки, а Даша решила собрать букет для бабушки. Букет получился красивым и пышным. В нё м были: три василька, пят ромашек, четыре незабудки, два мака и семь колокольчиков.

4. Игра «В зоопарке»

Цель: Учить употреблять порядковые числительные

Ход игры. На доске — десять картинок с изображением животных. Дети «пришли в зоопарк и увидели много разных животных». Потом они по очереди рассказывают. «В первой клетке я увидел слона. Во второй клетке я увидел жирафа. В третьей я увидел льва. В четвертой я увидел тигра. В пятой я увидел крокодила. В шестой я увидел белого медведя. В седьмой я увидел антилопу. В восьмой я увидел обезьяну. В девятой я увидел зебру. В десятой я увидел носорога. В зоопарке очень интересно».

5. Игра «В лесу»

Цель: Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить

перед детьми картинки с изображением грибов.

«Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь — не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (.) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички — (.) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (.). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет — (.).

6. Игра «В океане и реке»

Цель: Актуализация словаря по теме «Морские и речные рыбы». Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными, навыки звукобуквенного анализа.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и рассказать, кто на них нарисован.

Кого нарисовал художник? (Рыб и морских животных). Перечислите их – (Щука, сом, акула, кит, скат.)

Раскрасьте морских животных и рыб правильно. Подберите слова, отвечающие на вопросы - «Какой?», «Какая!», и расскажите о каждом из них. (Щука хищная, пятнистая, хитрая, (Сом большой, усатый, толстый, (Окунь морской, юркий, хищный, (Акула огромная, зубастая, опасная, (Кит огромный, синий, головастый, (Скат большой, плоский, длиннохвостый).

7. Игра «Веришь - не веришь»

Цель: Развитие речевого внимания, логического мышления.

Ход игры. Детям задаются вопросы, а они отвечают да или нет.

Верите ли вы, что зима наступит после осени?

Верите ли вы, что пингвины живут на Севере?

Верите ли вы, что красное море спелое?

Верите ли вы, что у нас 6 океанов?

Верите ли вы, что айсберги находятся в Северном Ледовитом океане?

Верите ли вы, что бурые медведи живут на Севере?

Верите ли вы, что белые медведи питаются мхом.

8. Игра «Весёлые звуки»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа слов (мох, сосна).

Ход игры. Воспитатель помещает картинки мха и сосны и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы, остальные работают с раздаточным материалом. Слова: мох, сосна.

ВАРИАНТ 2

Цель: Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель выставляет звуковые схемы слов и картинки, надо соотнести картинку со схемой.

Картинки : муха, комар, оса.

ВАРИАНТ 3 ЛЕТО

Воспитатель выставляет перед детьми картинки : мак, гром, радуга.

Дети должны составить из цветных кружков звуковые схемы этих слов.

9. Игра «Веселый жезл»

Цель: Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице. Активизировать знания детей, их речь, память, мышление. Воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: Слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Дать ответ можно, получив жезл. Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.

Ход игры. Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится. (Жезл переходит поочередно по командам)

(Переходить улицу можно по пешеходному, подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть налево, а затем направо и, убедившись в безопасности переходить).

10. Игра «Весной бывает – не бывает»

Цель: Развивать внимание.

Ход игры.

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз. Появляется первая травка. Становится тепло.

11. Игра «Военные профессии»

Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворения о военных профессиях. Предлагает назвать профессии, о которых говорится в стихотворениях, и вспомнить другие названия военных профессий.

ПОГРАНИЧНИК

Охранять границу — важно!

Пограничников зовут.

С верным псом они отважно Службу Родине несут. С. Чертков ЛЁТЧИК

Лётчик знает своё дело,

В небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело,

Совершая перелёт. МОРЯК

Плывёт моряк на корабле,

Он не тоскует по земле.

Он с ветром дружит и волной,

Ведь море — дом его родной.

12. Игра «Вопросы — ответы»

Цель: Закрепить усвоение притяжательных прилагательных. Расширить лексический запас по теме.

Ход игры.

Чья голова? — Это рыбья голова.

Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.

Чье туловище? — Это рыбье туловище.

Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.

Чей хвост? — Это рыбий хвост.

Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.

Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.

Чьи кости? — Это рыбьи кости.

ВАРИАНТ 2 «Как?» ШКОЛА

Цель: Формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик — хороший ученик, он учится (как). (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как). (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки (как). (старательно).

Прилежные ребята учатся (как). (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как). (отлично).

13. Игра «Вредная и полезная еда» с мячом

Цель: Обогащение атрибутивного словаря.

Ход игры. Яблочный сок - полезная еда. Капуста – полезная еда. Чипсы – вредная еда и т. д.

14. Игра «Вспомни быстрее»

Цель: Развивать логическое мышление.

Ход игры Предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. д.

16. Игра «Где что растет?»

Цель: Учить детей правильно употреблять предлог «в» с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа.

Ход игры. Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растет?» - дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде. Например: Груша (груши) растет (растут) в саду.

За правильный ответ получают картинки/фишки. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок (фишек.)

17. Игра «Города России»

Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слог* слова — названия городов России:

Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Мур-манск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи.

18. Игра «Дополни предложения»

Цель: Формировать грамматический строй речи, учить употреблению глаголов будущего времени.

Ход игры. Воспитатель предлагает дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Например: Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать) будет. (ярче светить, пригревать.)

Снег (что будет делать) будет. (чернеть, таять). На земле проталины (что сделают). (появятся).

Ручьи (что сделают). (побегут, зажурчат).

19. Игра «Доскажи словечко»

Цель: Развивать логическое мышление. ТЕМА «ПОСУДА»

Ход игры. Дети отгадывают загадки воспитателя.

Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Смастерили из досок и надели поясок.

И хранит посуда эта с грядки собранное лето. (Бочка)

Он округлый, но не шар, Медный — не монета,

В нём пылает алый жар, Им вода согрета.

Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках Люди. (самоваром!

Среди ложек я полковник.

И зовут меня. (половник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры: Воспитатель произносит.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции. Материалы: мяч. Ход.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: уточнить знания детей о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой. Дидактические игры для детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по алфавиту (от А до К) для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июля 2022 в 09:30
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по алфавиту (от А до К) для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ткаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД