Ирина Малянова
Картотека дидактических игр для закрепления представлений о величине у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
дидактических игр,
направленных на закрепление
представлений о величине
для детей 5-6 лет.
«Сестрички идут по грибы»
Цель: закрепить умение соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.
Материал: фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14 см. ,
корзиночки (высотой от 2см до 5 см.).
Ход игры: Сегодня мы будем играть, как сестрички идут в лес по грибы.
Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая
Публикация «Картотека дидактических игр для закрепления представлений о величине у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог.
Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятав одну из них
(только не первую и не последнюю, и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали.
Ребенок расставляет их в ряд и замечает, что к одной матрешке не хватило корзиночки.
Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине
корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. Воспитатель дает недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.
«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»
Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы
одинаковой ширины, равной образцу.
Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины
Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.
Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же
ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность
выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.
Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков
«Посадим елочки в ряд»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.
Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Материал: 6-8 коробок разного размера.
Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).
«Игра в лото»
Цель: закрепление понятий о величине (большой – маленький, сравнивание предметов по этим признакам. Развитие внимания, наблюдательности, совершенствование зрительных восприятий, моторики. Научить дифференцировать предметы по величине, сопоставлять, сравнивать.
Материалы:
1)Карточки (8см x 4см, которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.
2)Трафареты предметов или геометрических фигур. Равные по величине нарисованным на карточках.
Описание: каждый ученик должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку. Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.
«Длинное - короткое»
Цель: закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине, пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».
Материал: Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Содержание: В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров). Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать
Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости
«Сломанная лестница»
Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.
Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Содержание: На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
«Сложи дощечки»
Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной ширины, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Материал: 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
Содержание:Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна - по убывающей ширине, другая - по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
«Палочки в ряд»
Цель: закреплять умение находить предметы длиннее, строить последовательный ряд по величине, развивать глазомер.
Материал: палочки разной длины. Можно вырезать тонкие полоски из картона разной длины.
Содержание: Воспитатель раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.
«Выполни задание»
Цель: закрепление понятий о величине.
Ход:На листе с крупно написанными буквами и цифрами ребенок выбирает самую широкую букву, обозначающую звук [щ], самую высокую, обозначающую звук [ш], самую низкую цифру 1, самую узкую цифру 8 и т. д.
2. Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:
а) измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д. ;
б) измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.
«Длинномер»
Цель: Закрепить понятия «длина»,»ширина», «высота».
Оборудование: полоски бумаги.
Ход игры: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
«Яблочки и цветочки»
Цель: закрепление понятий о величине.
Содержание:
Для игры подготовить комплекты двух изображений: яблок и цветочков. В каждый комплект должны входить несколько картинок разной величины: крупные, средние, мелкие. Разделите игроков на две команды: первую назовите «Пчела», ее участники будут собирать цветочки, вторую – «Гусеница», ее игроки будут добывать яблочки. На стол кучей выложите картинки. На другом конце помещения разместите два столика, на них участники будут класть картинки в ряд по возрастанию величины.
Игроки выстраиваются в два ряда. По сигналу по очереди подбегают к столу, хватают цветок или яблочко в зависимости от названия команды, бегут к своему столику, кладут картинку на него. Крупные картинки должны лежать с левой стороны, средние – в центре, мелкие – справа. Игра завершается, когда все картинки будут распределены. Побеждает команда, сумевшая первой и безошибочно распределить изображения.
«Мед для медведей»
Цель: закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку.
Содержание:
Для игры подготовить 3 коробки, в каждую поместите изображение горшочка с медом разной величины. Раздать игрокам по 3 горшочка соответствующих размеров.
Попросите детей вспомнить сказку «Три медведя», спросите, чем любят лакомиться эти звери. Предложите воспитанникам оправить медвежьему семейству 3 посылки с медом: для папы, мамы и медвежонка. Дети внимательно рассматривают картинки горшочков в коробках и у себя, выявляют соответствие. Затем распределяют горшочки по коробкам.
«Посадим цветочки»
Цель: закрепление понятий о величине.
Содержание:
Игра соревновательная. Разложить на столе изображения крупных и мелких цветов вперемешку. На полу сделать два подобия грядок.
Рассказать игрокам, что цветочки нужно срочно пересадить на грядки, чтобы они не зачахли. Дети рассматривают изображения, отмечают разницу в величине. Играют двое: один пересаживает мелкие цветки, второй – крупные. Дети быстро переносят картинки со стола на импровизированные грядки. Побеждает игрок, быстрее и безошибочно перенесший цветочки.
«Считаем шаги»
Цель: закрепление понятий о величине.
Содержание:
Объяснить воспитанникам, что расстояние можно высчитывать шагами. Попросить одного ребенка неторопливо, не меняя ширину шага, пройти с одного угла помещения в противоположный. Остальные считают шаги, записывают на доске. Дальше то же самое делает другой дошкольник. Важно выбрать ребенка, который выше ростом предыдущего. В итоге должно получиться меньшее количество шагов. Объясните детям, чем выше человек, тем длиннее у него ноги, тем меньше шагов ему требуется для преодоления дистанции.
«Найди различия»
Цель: Закрепить понятия «длина»,»ширина», «высота».
Содержание:
Подготовьте для игры две схожих сюжетных картинки. В целом они должны быть одинаковыми, но несколько изображенных на них объектов должны различаться каким-либо физическим параметром: высотой, толщиной, длиной. Задача дошкольников – найти различия.
«Что таким бывает?»
Цель: закрепление понятий о величине.
Содержание:
Ведущий называет определение, игроки по очереди вспоминают объекты, которые к нему относятся. За правильный ответ игрок получает балл. Победителем становится собравший наибольшее число баллов. Например:
• длинным бывает… платье, река, змея, веревка;
• глубоким бывает… море, колодец, яма, пещера;
• высоким бывает… дом, гора, человек, жираф.
Аналогично для других определений: толстый, широкий, узкий, короткий.
«Спортсмены строятся»
Цель: закрепление понятий о величине.
Оборудование:10 картонных полосок, одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см (от 2 до 20 см)
Содержание: ребенку необходимо расставить спортсменов по росту- от самого маленького до высокого
«Обед для матрёшек»
Цель: закрепление понятий о величине.
Оборудование:матрешки разных размеров, мисочки разных размеров по числу матрёшек – они будут изображать тарелки.
Содержание: каждая матрёшка должна получить подходящую ей по размеру тарелку.
«Построим дом»
Цель: закрепление понятий о величине.
Оборудование:вырезанные из картона стены с проёмами для дверей и окон,крыши, окна, двери разных размеров (по 3-4 комплекта деталей, разложенные в бесорядке.
Содержание: ребёнку необходимо построить дом, а для этого подобрать подходящие детали: крышу, окна и вставить их в соответствующие проёмы стены.
«Зоопарк»
Цель: закрепление понятий о величине.
Оборудование:картонные силуэты медведя, волка и зайца, лист бумаги ф А-4, ножницы, клей
Содержание: силуэты зверей разложить на столе. выяснить с детьми, кто из этих зверей самый большой, кто средней величины и кто самый маленький. Затем предложить детям для обитателей зоопарка вырезать из бумаги клетки-квадраты подходящей величины. Пусть дети посадят зверей в клетки – наклеят силуэты на вырезанные квадраты.
«Что такой длины,ширины, высоты!»
Цель: закрепление понятий о величине.
Содержание: Воспитатель загадывает какой-нибудь предмет (например, стол.) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, детям необходимо сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской.