Екатерина Суслова
Картотека дидактических игр для развития логического мышления
▼ Скачать
Дидактическая игра «Найди варианты».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Материал: карточки с изображением 6 кругов.
Ход игры: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить
закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур
Публикация «Картотека дидактических игр для развития логического мышления» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания.
Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество ре-
шение.
Дидактическая игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные
пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Ход игры: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур.
На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например:
прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко.
Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует
больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю
вручается символический приз.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Материал: карточки с изображением предметов, относящихся к одному
понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего
цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра
проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением
различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок,
на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию
(одежда, насекомое и т. д.).
Дидактическая игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Ход игры: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).
• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
• Если два больше одного, то один. (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже
Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая. (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).
Дидактическая игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Материал: несколько картинок с различными предметами.
Ход игры: предложить ребенку
отобрать предложенные картинки по
названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все
одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Дидактическая игра «Из чего сделано».
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из
какого материала изготовлен предмет.
Ход игры: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен
перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него
можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.
Дидактическая игра «Что бывает.».
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы
следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким?
- Что бывает красным (белым, желтым?
- Что бывает длинным (коротким?
Дидактическая игра «Ассоциации».
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой
рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова,
обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке,
используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета,
как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки.
Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы
меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются
ведущим.
Дидактическая игра «Я беру с собой в дорогу».
Цель: развивать логическое мышление.
Материал: картинки с изображениями одиночных предметов.
Ход игры: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку
отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло
успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем
необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о
том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны
быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В
мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо
спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть
различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
Дидактическая игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Материал: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты,
прямоугольники и т. п., вырезанные из цветного картона (фигуры одной
группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Ход игры: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист
картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем
выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку,
оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».