Ольга Эрднигоряева
Картотека дидактических игр «Культура питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр
Д/и «Кто больше назовет блюд»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.
Публикация «Картотека дидактических игр „Культура питания“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Правильное питание. Игры, дидактические пособия
- Продукты питания
- Темочки
Д/и «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
Д/и «Столик, накройся!».
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.
Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
Д/и «Накроем стол для кукол».
Цель. Совершенствовать умения детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Д/и «Кормление кукол»
Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)
«Красивые салфеточки для трех поросят»
Цель: Продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.
Игры с предметными картинками «Дети обедают»
Цель: Закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом
Д/и «Покормим зверей салатом»
Цель:
-закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);
-перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.
Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.
Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.
Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.
В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.
Рифмовка: Я сегодня не скучаю,
Всех салатом угощаю.
Звери на пеньке сидят
И салатик мой едят.
Ребенок должен приготовить "салат" :
• сложить овощи в салатницу;
• круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;
• положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;
• угостить зверей салатом.
Д/и «Чай для кукол»
Цель:
-закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
-обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
-закреплять знание «чайной церемонии» : вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.
Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.
Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.
Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет.
Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.
Рифмовка: Таню в гости приглашаю,
Чаем с плюшкой угощаю.
Пей, Танюша, чай!
Пей и не скучай!
Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.
Д/и «Научим куклу мыть посуду»
Цель: -воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;
-приучать использовать посуду по назначению, бережно к
ней относиться;
-называть предметы посуды во время кормления куклы;
-называть действия (вытирать, ставить).
Д/и "Что чем едят"
Карточки с изображением различных продуктов и блюд,
- дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками
Что едят ложкой
Что едят вилкой
Что едят вилкой и ножом
Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!
Правила поведения за столом
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Будешь печь ты пироги -
Нос, смотри, не обожги.
Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно.
Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи.
Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой).
Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.
Д/и «Этикет – школа изящных манер».
Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование: предметные картинки.
Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.
Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье,мороженое, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны,
когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки:
сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.
Д/и «Полезная и вредная еда».
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для
организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с
изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные,
конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты);
поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка,
груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания.
Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с
вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не
допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Д/и «Пищевое лото».
Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры);
маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт., большие
карты по типу лото.
Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. *
Витамины : морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко.
* Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба.
* Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и
сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.
Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие
карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту.
Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
Д/и «Магазин полезных продуктов»
Цели. Развивать навыки здорового питания. Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить видовые понятия.
В комплект игры входят: вывеска «Магазин полезных продуктов» и набор карточек с изображениями продуктов питания (по выбору педагога) .
Описание игры: Игре предшествует беседа о правильном питании.
Д/и «Полезные и вредные продукты».
Детям демонстрируется большая картинка с изображением вывески «Магазина полезных продуктов». Педагог заранее в произвольном порядке расставляет на трех полках магазина (в качестве полок магазина используется
наборное полотно) по пять перевернутых карточек с изображениями продуктов питания из трех групп : «крупы», «овощи», «молочные продукты», а также добавляет пять карточек с изображениями вредных продуктов. Далее педагог объясняет детям, что в этом магазине должны продаваться только полезные для организма человека продукты питания, но поставщики магазина не всегда
соблюдают это правило. Он предлагает убрать с полок магазина вредные для организма человека продукты и объяснить свой выбор. Дети по очереди переворачивают карточки, рассматривают их, называют продукт и делают выбор, комментируя свои действия: «Это — морковь. Морковь — овощ, в ней много витаминов. Морковь — полезный продукт и может продаваться в этом магазине»,«Это — чипсы, они очень вредные для организма человека. Я убираю их с полки».
Когда все карточки будут перевернуты, и на полках останутся только полезные продукты, игра заканчивается, педагог благодарит детей за помощь магазину. В дальнейшем педагог может использовать для игры другие группы продуктов питания.
Д/и «Объедини в группы».
Педагог предлагает детям объединить продукты в группы, расставить на отдельные полки и прокомментировать свои действия. Например: «Морковь, помидор, тыква — это овощи. Я положу их рядом, на одну полку», «Молоко,
кефир и йогурт — это молочные продукты, поэтому я тоже поставлю их вместе».
Если дети испытывают затруднения, педагог сам называет группы продуктов —«овощи», «молочные продукты», «крупы».
Д/и «Чудесный мешочек «Полезные продукты»
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.