Ирина Журавлёва
Картотека дидактических игр для ознакомления с природным и рукотворным миром для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр для ознакомления с природным и рукотворным миром для детей среднего дошкольного возраста.
«Что лишнее?»
Цель:
выявить умение детей различать и объединять объекты природного и рукотворного мира.
Материал.
Публикация «Картотека дидактических игр для ознакомления с природным и рукотворным миром для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Предметные картинки – одна из картинок изображает объект живой природы, а три – объекты рукотворного мира (и наоборот).
Например, предлагается набор картинок : стул, корова, шарф, кастрюля.
Ход.
Каждому ребенку предлагается из набора картинок выбрать одну лишнюю,
объясняя причину выбора; далее предлагается
объединить объекты рукотворного или природного мира.
«Что в круге?»
Цель:
учить детей составлять группы объектов и называть их обобщающим словом.
Материал:
Наборы карточек с изображением различных объектов.
Ход.
Одна группа подбирает карточки с изображением предметов одной классификационной группы и располагает их в круге (стул, стол, диван, кровать). Вторая – называет предметы в круге одним словом (мебель).
Далее – первая подгруппа, обобщает, вторая – подбирает картинки.
«Анализ детских работ»
Цель:
выявить проявления у детей среднего дошкольного возраста интереса к рукотворному миру.
Материал.
Рисунки, аппликации, постройки, объёмные изображения, выполненные как на занятиях, так и самостоятельно.
Инструкции:
При анализе фиксировать, что изображает ребёнок, какие объекты являются для него эмоционально значимыми, изображает ли он объекты рукотворного мира; возможно при анализе задать следующие вопросы:
Что ты обычно рисуешь?
Ты можешь нарисовать какой-либо объект, сделанный взрослым человеком?
«Угадай, какой предмет загадан»
Цель:
Выявить у детей дошкольного возраста умение отгадывать загадки об объектах рукотворного мира, ориентируясь на данное в загадке описание их функций
и назначения.
Материал:
Предметы близкого окружения.
Игровое действие.
Узнавание, отгадывание.
Ход.
Воспитатель описывает объект, характеризуя его признаки, а ребёнок должен узнать и назвать объект.
«Логический поезд?»
Цель:
Развивать интерес к окружающему миру, восприятие, воображения, логического мышления и речи.
Оборудование:
магнитная доска (наборное полотно); магниты; набор предметных картинок, например: ложка, чашка, самолёт, аэродром, и т. д
Ход.
Педагог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) перечисленные в оборудовании картинки в указанной последовательности.
Детям предлагается найти и объяснить то общее, что связывает стоящие рядом картинки. Например: «Ложка относится к посуде и чашка тоже».
«Расскажи о понравившемся объекте»
Цель:
выявить индивидуальные склонности детей среднего дошкольного возраста в выборе объекта рукотворного мира;
выявить соответствие между внешней привлекательностью объекта для ребёнка и степенью
осведомлённости о нём.
Материал:
Предметные карточки с изображением предметов близкого окружения.
Ход.
Каждому ребёнку предлагается выбрать одну предметных картинок с изображением понравившегося объекта и рассказать о нём.
С целью помочь ребёнку в ориентации и построении рассказа в определё нной логической последовательности предлагается примерный план ответа:
Какой объект по материалу?
Какие части есть у объекта?
Какая функция объекта и как его использовать?
Что тебе больше всего нравится в этом объекте?
«Где будет интереснее?»
Цель:
выявить эмоциональное отношение к различным группам объектов, удовлетворяющих потребности в некоторых видах детской деятельности.
Материал:
Макет детского сада с помещениями для музыкальной, трудовой, игровой, физической и изобразительной деятельности, оснащённые соответствующими объектами;
набор карточек с изображением лиц с разными эмоциональными состояниями.
Ход.
Ребёнку предлагается совершить экскурсию по детскому саду – макету. Для того чтобы попасть в комнаты, надо открыть двери, за которыми скрываются предметы, удовлетворяющие потребности детей в музыкальной, трудовой, игровой, физической, изобразительной деятельности. Ребёнок открывает дверь, видит изображе-ние комнаты, оснащённой определённым видом объектов, и безликого человека, занятого соответствующим видом деятельности
Перед дошкольником ставят задачи :
1. Определить, чем занимается человек?
Какие объекты ему могут понадобиться?
Какие объекты можно перенести в эту комнату?
Для чего?
2. Определить, какое у этого человека должно быть настроение. С этой целью предложить ребёнку набор с изображениями лиц в разных эмоциональных состояниях
дошкольник должен выбрать из них одно и подставить безликому «человеку», поясняя свой выбор.
3. После завершения «экскурсии» ребё нок ставится в ситуацию выбора: где бы ты хотел остаться, где тебе будет интереснее туда и повесь флажок на дверь.
«Назови объект, сделанный из стекла»
Цель:
выявить умение детей среднего дошкольного возраста называть предметы из стекла, описывать его свойства;
устанавливать причинно - следственные связи между материалом и способом использования вещи.
Материал:
Стакан, ложка, ваза, ваза, вилка, мяч.
Ход.
Каждому ребёнку предлагается назвать вещи, изготовленные из стекла, определить свойства данного материала: прозрачное, твёрдое или мягкое, гладкое или шершавое.
По такому же принципу дети характеризуют объекты из металла, кожи, пластмассы, определяя характерные признаки материала. Детям предлагаются 4 -5 объектов из трёх разных материалов.
Возможно, задать следующие вопросы
Можно ли использовать ложку из стекла?
Можно ли использовать мяч из стекла?
Можно ли использовать сапоги из пластмассы?
Можно ли использовать стакан из кожи?
Можно ли использовать туфли из металла?
«Кому что нужно?»
Цель:
определить широту и устойчивость познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста к профессиям взрослых людей.
Материал:
Две серии картинок первая – изображает людей разных профессий
(повар, шофер, швея, парикмахер, врач и т. п.);
вторая – содержит используемые человеком труда предметы.
Ход.
Задание носит индивидуальный характер и состоит из трё х этапов:
1этап:
детям предлагается первая серия картинок и задаётся вопрос : «Какая профессия тебе больше нравится?»
2этап:
детям предлагается вторая серия картинок с заданием : «Подбери картинки, изображающие предметы, которые необходимы для выбранной профессии».
3этап:
ребёнку повторно предлагается первая серия картинок со следующими вопросами:
Ты хотел бы быть взрослым? Почему?
Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
Затем ребёнку предлагается подобрать соответствующую карточку.
«Нарисуй любимую профессию»
Цель:
соотнести данные каждого рисунка со сведениями вербального характера, полученными в ходе предыдущей методики;
оценивать характер и содержание рисунков, эмоциональное состояние ребёнка.
Инструкция.
При анализе рисунков следует отразить следующие особенности:
Выбор формата,
цвета, расположения фигур, предметов на рисунке, наличие декоративных элементов, характеризующих человека выбранной профессии;
Содержание рисунка, что лежит в его основе;
Желание закончить рисунок;
Степень самостоятельности.
«В гостях у королевы Изобретений» (Круги Луллия)
Цель:
учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснить причину такого деления.
Материал.
Задания проводятся на большом круге, разделённом на несколько секторов. Каждый сектор обозначает какую - либо классификационную группу (мебель, посуда, одежда, транспорт, игрушки). Количество картинок с изображением представлений этих групп не ограничено.
Ход.
Воспитатель объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком (изобретателем) с какой-либо целью:
транспорт – для перемещения человека в пространстве;
посуда – для удержания пищи (помогает удерживать её не только в момент употребления, но и в момент приготовления);
одежда – создана человеком для сохранения тепла от внешних воздействий.
мебель – создана для удержания человека и других объектов;
игрушки – созданы для игр и развлечений.