Иванова Надежда
Картотека дидактических игр для формирования гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЧИСТОПЛОТНЫЕ ДЕТИ
ЗАДАЧИ ИГРЫ:
Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход ИГРЫ:
Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут,что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше). Затем воспитательница говорит: "Руки”.Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”.Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы”(гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, "купание”(ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).Вариант. Воспитательница задает вопрос:"Что нам нужно, когда мы утром встаем?”Дети знают, что должны назвать предметы гигиены,которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
Публикация «Картотека дидактических игр для формирования гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
ЧТО НУЖНО КУКЛЕ!
ЗАДАЧИ ИГРЫ:
Упражнять культурно-гигиенические навыки.
ПОСОБИЯ: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход ИГРЫ:
Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовали все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”
«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
ЗАДАЧИ ИГРЫ. Учить ребенка чистить зубы.
ПОСОБИЯ. Две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
ХОД ИГРЫ. Педагог просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Педагог достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
«Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!»
В конце игры педагог вместе с ребенком смотрит в зеркало, и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
«ВЫМОЙ РУКИ»
ЗАДАЧИ ИГРЫ: Учить ребенка мыть руки.
ПОСОБИЯ. Заяц резиновый.
ХОД ИГРЫ: Педагог обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Педагог ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры педагог от имени зайчика хвалит ребенка.
«ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ»
ЗАДАЧИ ИГРЫ. Учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
ПОСОБИЯ. Зеркало, расческа, нарядная кукла.
ХОД ИГРЫ. Педагог демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Педагог расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
«СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ»
ЗАДАЧИ ИГРЫ. Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
ХОД ИГРЫ. Педагог обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (педагог произносит потешку) :
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»;
открыть кран;
сложить ладони рук «лодочкой»;
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая педагогу, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Научить ребёнка раздеваться могут помочь многократно повторяющиеся в течение дня ситуации в туалете, при укладывании спать. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка приспускает ее, предоставляя ребенку завершить действие.
Позиция взрослого позади ребенка дает последнему ощущение, что он действует сам, и в то же время он чувствует готовность взрослого помочь. Взрослый постепенно ослабляет помощь, будучи готовым эту помощь предоставить опять до наступления аффективного «взрыва» в результате неуспеха.
Для обучения навыкам одевания желательно организовать стереотипную бытовую ситуацию, для чего важно понаблюдать, где, на каком стуле ребенок предпочитает садиться, где и в каком порядке лучше разложить одежду, чем можно порадовать ребенка после завершения действия (держать под рукой его любимую игрушку, покружить, пощекотать, рассказать любимую прибаутку). Поначалу бывает важно хвалить ребенка уже за то, что он сидит на стульчике, пока «мы вместе надеваем колготки». Затем руками ребенка взрослый начинает подтягивать колготки вверх на завершающем этапе одевания и по мере увеличения активности и самостоятельности ребенка в выполнении данного действия начинает подключать его раньше и раньше, хвалит за малейшие самостоятельные движения. Чтобы не произошло пресыщения похвалой, сохранялась ее ценность, сторонники оперантного обучения советуют ослаблять похвалу за те действия, которые автоматизируются, и переносить свое внимание на те операции, которые требуют освоения. Со временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т. п., гибкое использование которых позволяет последовательности в подкреплении желательного поведения не превратиться в механистичность.
И в поведенческой терапии, и в эмоциональном подходе отмечается важность формирования ритуала, которому можно следовать изо дня в день. Лучше сажать ребенка на горшок в одном и том же месте (в туалете, если нет страха туалета, или рядом). Можно вместе выливать горшок (управляя руками ребенка, спускать воду (если ребенок не боится шума спускаемой воды) и т. п. В зависимости от состояния ребенка можно либо подождать, пока он сам оденется, либо дать ему возможность слегка подтянуть вверх колготки и закончить действие за него, либо быстро совершить необходимые действия за ребенка, создавая лишь видимость совместного выполнения. Чуткость к колебаниям состояния ребенка с нарушениями в развитии и терпение поможет сделать этот ритуал естественным для ребенка, согласованным с его внутренним ритмом, что способствует формированию поведенческого стереотипа.
До того как ребенку предоставят большую самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.