Наталья Синягина
Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.
– Я буду кидать мяч и называть игрушки, а вы назовете их ласково, например, мяч — мячик.
Собака –
Дом –
Пирамида –
Машина –
и т. д.
2. ИГРА «МОЙ, МОЯ, МОЕ».
Цель: формирование навыков согласования личных местоимений мой, моя, мое с именами существительными.
Педагог раздает детям по одной игрушке и предлагает им превратиться в «жадин» и сказать про свою игрушку, что она его, например, это моя машина.
3. ИГРА «ПОСЧИТАЙ-КА».
Публикация «Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: формирование навыка согласования числительных с именами существительными.
Педагог собирает у детей розданные в начале занятия картинки и прикрепляет их на доску.
– Давайте посчитаем, сколько у нас яблок, груш, бананов и лимонов. Например, одно яблоко, два яблока…
4. ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Цель: формирование навыка согласования имен существительных с прилагательными в единственном числе.
Педагог выставляет куклу и говорит: Маленькая Катя ела фрукты и теперь хочет рассказать о том, что она ела. Я не поняла Катю. Давайте поможем ей сказать правильно:
Катя ела красный яблоко (Катя ела красное яблоко).
Кислая лимон.
Вкусный груша.
Желтая банан и т. д.
5. ИГРА «ПРЕВРАТИ!»
Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.
Педагог раздает детям картинки, на одной стороне которых нарисован большой фрукт, на другой — маленький.
– У меня есть волшебная палочка (показыва-
ет). Давайте с помощью нее превратим большие фрукты в маленькие, например, был лимон, а стал лимончик (переворачивает карточку).
Педагог поочередно дотрагивается до картинок детей.
6. ИГРА «КАКОГО ЦВЕТА?».
Цель: развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).
Педагог раздает детям карандаши красного, желтого, зеленого, коричневого цветов (можно использовать карточки аналогичных цветов).
– Я буду называть овощ, а вы поднимать карандаш такого цвета, каким бывает: огурец, капуста, помидор, лук, картофель.
7. ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО».
Цель: формирование навыка образования родительного падежа имен существительных единственного числа.
Педагог вывешивает на доску изображения овощей: помидор, огурец, морковь, капуста, лук и спрашивает: как назвать это все одним словом? Сейчас я буду убирать по одному овощу, а вы скажете – чего не стало. Будьте внимательны!
8. ИГРА «СРАВНИ».
Цель: формирование навыка подбора простых пар антонимов.
Педагог вывешивает изображения овощей парами (можно использовать настоящие овощи или муляжи) : помидор–капуста, огурец–морковка, огурец–помидор, капуста–картошка; и предлагает сравнить их.
Помидор маленький, а капуста…
Огурчик короткий, а морковка…
Огурец твердый, а помидор…
Капуста большая, а картошка…
9. ИГРА «КАКОЙ ФОРМЫ?».
Цель: развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).
Педагог вывешивает на доску треугольник, круг, овал.
Детям раздает изображения овощей и просит детей назвать,
какую форму имеет овощ и повесить картинку под фигуру.
Например, помидор круглый…
10. ИГРА С МЯЧОМ «ОДИН — МНОГО».
Цель: формирование навыка образования множественного числа имен существительных.
– Я буду кидать мяч и называть один фрукт или овощ, а вы много, например, помидор — помидоры.
Яблоко —
Банан —
Огурец —
И т. д.
11. ИГРА С МЯЧОМ «ЖАДИНА».
Цель: формировать навыки согласования притяжательных местоимений мой, мое, моя с именами существительными.
– Я буду кидать мяч и называть фрукт или овощ. Вы должны сказать, что это ваш фрукт или овощ, например, помидор – мой помидор.
Морковка –
Яблоко –
Груша –
Капуста –
Лук – и т. д.
12. ИГРА «ЛИСТОЧКИ».
Цель: расширение и активизация словаря.
Педагог показывает детям листочки: дубовый, кленовый, березовый, рябиновый.
– Когда я шла в садик, начался листопад. По-
смотрите, какие листочки я собрала! Давайте скажем, с ка-
кого они дерева. Например: этот листок упал с дуба…
13. ИГРА «ГДЕ ЛИСТОК?».
Цель: уточнение понимания предлогов на, под, в.
Педагог вывешивает на доску картинки : кленовый листок на машине; дубовый листок под скамейкой; березовый листок на земле; кленовый листок под машиной; рябиновый листок в траве.
14. ИГРА «НАЗОВИ».
Цель: расширение и активизация словаря.
Педагог выставляет на доску картинки : дуб, клен, ель, береза, яблоня, груша.
– Сегодня мы поговорим о деревьях. Назовите деревья, изображенные на картинках.
Затем показывает части деревьев (ствол, листья, корни) и просит назвать их.
15. ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».
Цель: формирование навыка дифференциации диких и домашних животных.
Педагог выставляет на доске картинки : кошка, собака, лошадь, волк и предлагает детям найти лишнее животное и объяснить свой выбор.
Аналогично работа проводится с картинками : Овца, коза, лиса, кошка. Медведь, волк, корова, еж.
16. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ».
Цель: расширение словаря по теме.
– Встаньте в круг, мы будем передавать друг другу мяч и называть по одному предмету мебели. Слушайте своих товарищей внимательно, старайтесь не повторяться.
17. ИГРА «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО».
Цель: уточнение представления о мебели.
Педагог раздает детям картинки с изображением разных предметов мебели, просит детей посмотреть на них и сказать, для чего нужны эти предметы? Например, кровать —
нужна для того, чтобы спать…
18. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО».
Цель: формирование навыка дифференциации имен существительных единственного и множественного числа.
Педагог вывешивает на доске картинки : ягоды, ягода, собака, собаки, ложка, ложки.
– Я буду читать предложение, а вы добавите подходящее по смыслу слово. Картинки вам помогут.
Дети собирали в лесу вкусные красные…
Миша съел одну вкусную красную…
На столе лежит большая…
Дети для обеда взяли столовые…
У меня живут добрые, ласковые…
Старушка вела на поводке маленькую…
19. ИГРА «УГАДАЙ ПО ПРИЗНАКАМ».
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Педагог вывешивает на доске картинки : кошка, кошки, подушка, подушки, яблоко, яблоки и предлагает детям угадать, про что он говорит:
Вкусные, красные, сладкие…
Пушистая, ласковая, серая…
Мягкие, большие…
20. ИГРА С МЯЧОМ «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ».
Цель: уточнение представления о домашних птицах.
Педагог приглашает детей выйти на ковер и встать в круг.
– Сейчас я буду кидать мяч и говорить, как птица подает голос, а вы должны сказать, что это за птица,
например, болбочет — индюк.
Кудахчет – Крякает –
Кукарекает – Гогочет –
21. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО».
Цель: расширение и активизация словаря.
– Я буду читать предложение, добавьте в него одно «зимнее» слово. Например: Маша и Витя слепили …
(снеговика).
Ира катается на лыжах с …
С неба падают красивые …
Зимой лужи покрыты…
Чтобы не простудится, мы одеваем на голову теплую…
22. ИГРА «ХЛОПНИ, ЕСЛИ УСЛЫШИШЬ».
Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.
– Я буду называть предметы. Если я назову предмет ласково – вы хлопните в ладоши: собака, собачка, белка, белочка, шкаф, столик, стул…
23. ИГРА «МИША ИЛИ МАША?». Вариант 1
Цель: сформировать навык различать глаголы мужского и женского рода.
Педагог раздает детям картинки с изображением мальчика и девочки и называть разные действия. Дети должны внимательно слушать. Если логопед скажет, что делала Маша, они должны изображение девочки, а если Миша –
то мальчика.
24. ИГРА С МЯЧОМ «МИША И МАША». Вариант 2
Цель: формирование умения преобразовывать мужской род глагола в женский и наоборот.
– Давайте вспомним наших знакомых Мишу и Машу и поиграем в игру: я буду кидать мяч и говорить, что сделал Миша, а вы тоже самое говорить про Машу, например, Миша лег спать — Маша легла спать.
Миша пошел в магазин –
Миша пришел в садик – и т. д.
Теперь наоборот, я говорю про Машу, а вы про Мишу:
Маша пускала кораблики –
Маша выпила молоко –
Маша играла в мяч – и т. д.
25. ИГРА «О КОМ Я ГОВОРЮ?».Вариант 3
Цель: формирование навыка различать глаголы мужского и женского рода.
Педагог выставляет на доске пары картинок с изображением девочки Саши и мальчика Саши и предлагает детям послушать, о ком она говорит.
Саша попила чай. Саша попил чай.
Саша закрыл дверь. Саша закрыла дверь.
Саша наступил в лужу. Саша наступила в лужу.
26. ИГРА «ПОСЧИТАЕМ ДО 5».
Цель: формирование навыка согласования числительных с именами существительными.
Педагог раздает детям картинки, на которых нарисованы «зимние» предметы: снежинки, елки, подарки (от 2 до 5).
– Красавица Зима принесла вам к Новому году подарочки, давайте посмотрим, что досталось каждому из вас. Посмотрите на картинки и посчитайте, сколько у вас нарисовано предметов, например, одна елочка, две елочки…
27. ИГРА «МОИ ВЕЩИ».
Цель: формирование навыка согласования местоимений мой, моя с именем существительным в роде.
– Сейчас я буду подходить к каждому из вас и дотрагиваться до какого-то предмета одежды, а вы должны назвать эту одежду со словами «мой» или «моя». Например, это моя юбка…
28. ИГРА «ВОРОНЫ».
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, зрительное и пространственное восприятие.
Педагог предлагает детям быть воронами и объясняет правила игры. Для игры нужно выбрать ведущего, который будет громко и тихо каркать. Если он каркнет громко, дети «летают» по группе, если тихо – садятся на корточки и закрывают глазки.
Игра повторяется 2–3 раза, ведущие меняются.
29. ИГРА «ГДЕ ОДЕЖДА?».
Цель: формирование навыка составления предложений по картинке.
Педагог показывает детям куклу Машу (одетую в маечку и трусики).
– Маша-растеряша никак не может собраться в садик! Вчера она раскидала свою одежду по всей квартире и теперь не может ее найти. Давайте ей поможем.
Педагог выставляет на доске сюжетные картинки, по которым предлагает детям составить предложения.
Девочка кладет колготки в ящик.
Девочка вешает кофту на стул.
Девочка кидает юбку под стул.
Девочка вешает куртку в шкаф.
Девочка кладет шарф на пол.
30. ИГРА С МЯЧОМ «ЧТО ИЗ ЧЕГО?».
Цель: формирование навыка образования имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами у, из.
– Я буду кидать мяч и говорить предложение, а вы должны его закончить. Деревянный стул сделан из… дерева.
Шоколадная конфета сделана из…
Стеклянная чашка сделана из…
Шерстяная кофта сделана из… и т. д.
31. ИГРА С МЯЧОМ «КАКАЯ МАМА».
Цель: закрепление навыка подбора имен прилагательных.
– Каждый из Вас очень любит свою маму. Сейчас мы будем передавать друг другу мяч и говорить по одному теплому слову о том, какая мама. Например: нежная,
красивая….
32. ИГРА «ЗАМРИ».
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции.
Педагог предлагает детям кружиться и танцевать, пока они н услышат «сладкое» слово: лимон, мороженое, сахар, мед, рыба, компот, конфета, суп, пирожное…
33. ИГРА «ИГРУШКИ СПРЯТАЛИСЬ».
Цель: формирование навыка образования имен существительных в творительном падеже единственного числа с предлогами.
Педагог выкладывает на столе игрушки – животных (собака, кошка, корова, заяц, ежик и т. д.) и просит детей взять любую игрушку со стола.
– Скажите, с какой игрушкой вы будете играть.
(Я буду играть с кошкой.)
После того, как дети составили предложения, педагог просит детей положить игрушки на стол, отвернуться, а сам прячет их под стулья, столы, платки.
– Игрушки спрятались. Найдите свою игрушку и скажите, как она спряталась (кошка была под стулом).
34. ИГРА «УГОСТИ ЖИВОТНЫХ».
Цель: формирование навык образования имен существительных в творительном падеже единственного числа без предлога.
Педагог раскладывает игрушки на столе, а также картинки с изображением угощения для них (косточка, рыбка, трава, морковка, яблоко и т. д.).
– Подойдите к столу. Давайте угостим наших гостей. Положите картинку с угощением рядом с вашим животным. Скажите, чем вы его угостите. (Я угощу зайца морковкой)
35. ИГРА «КОМУ ЧТО НУЖНО».
Цель: формировать навык образования дательного падежа имен существительных единственного числа.
Педагог достает коробку, в которой лежат половник, расческа, указка, шприц, весы, каска.
– По дороге в садик я встретила почтальона, он передал мне вот эту посылку. Тут лежат вещи людей разных профессий, я буду доставать по одному предмету, а вы скажете, кому это принадлежит? (Указка нужна учителю)
36. ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».
Цель: уточнение представления о профессиях.
– Я буду говорить вам, что делают люди разных профессий, а вы исправлять ошибки. Например: врач учит детей (врач лечит людей).
Учитель строит дома.
Продавец лечит людей.
Повар тушит пожары.
Врач стрижет и делает людям прически.
Пожарный учит и воспитывает детей.
Полицейский продает продукты в магазине.
37. ИГРА «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?».
Цель: уточнение представления о временах года.
– Послушайте и скажите — бывает так или нет:
Летом дети катаются на санках.
Зимой дети играют в снежки.
Осенью опадают листья.
Весной птицы улетают в теплые края.
Осенью дети купаются и загорают.
Литература
Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-граммати ческих представлений и связной речи у детей 4– 5 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 110 с.