Лучший педагог года

Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Наталья Синягина
Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать

1. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.

– Я буду кидать мяч и называть игрушки, а вы назовете их ласково, например, мяч — мячик.

Собака –

Дом –

Пирамида –

Машина –

и т. д.

2. ИГРА «МОЙ, МОЯ, МОЕ».

Цель: формирование навыков согласования личных местоимений мой, моя, мое с именами существительными.

Педагог раздает детям по одной игрушке и предлагает им превратиться в «жадин» и сказать про свою игрушку, что она его, например, это моя машина.

3. ИГРА «ПОСЧИТАЙ-КА».

Публикация «Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Цель: формирование навыка согласования числительных с именами существительными.

Педагог собирает у детей розданные в начале занятия картинки и прикрепляет их на доску.

– Давайте посчитаем, сколько у нас яблок, груш, бананов и лимонов. Например, одно яблоко, два яблока…

4. ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель: формирование навыка согласования имен существительных с прилагательными в единственном числе.

Педагог выставляет куклу и говорит: Маленькая Катя ела фрукты и теперь хочет рассказать о том, что она ела. Я не поняла Катю. Давайте поможем ей сказать правильно:

Катя ела красный яблоко (Катя ела красное яблоко).

Кислая лимон.

Вкусный груша.

Желтая банан и т. д.

5. ИГРА «ПРЕВРАТИ!»

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.

Педагог раздает детям картинки, на одной стороне которых нарисован большой фрукт, на другой — маленький.

– У меня есть волшебная палочка (показыва-

ет). Давайте с помощью нее превратим большие фрукты в маленькие, например, был лимон, а стал лимончик (переворачивает карточку).

Педагог поочередно дотрагивается до картинок детей.

6. ИГРА «КАКОГО ЦВЕТА?».

Цель: развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).

Педагог раздает детям карандаши красного, желтого, зеленого, коричневого цветов (можно использовать карточки аналогичных цветов).

– Я буду называть овощ, а вы поднимать карандаш такого цвета, каким бывает: огурец, капуста, помидор, лук, картофель.

7. ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО».

Цель: формирование навыка образования родительного падежа имен существительных единственного числа.

Педагог вывешивает на доску изображения овощей: помидор, огурец, морковь, капуста, лук и спрашивает: как назвать это все одним словом? Сейчас я буду убирать по одному овощу, а вы скажете – чего не стало. Будьте внимательны!

8. ИГРА «СРАВНИ».

Цель: формирование навыка подбора простых пар антонимов.

Педагог вывешивает изображения овощей парами (можно использовать настоящие овощи или муляжи) : помидор–капуста, огурец–морковка, огурец–помидор, капуста–картошка; и предлагает сравнить их.

Помидор маленький, а капуста…

Огурчик короткий, а морковка…

Огурец твердый, а помидор…

Капуста большая, а картошка…

9. ИГРА «КАКОЙ ФОРМЫ?».

Цель: развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).

Педагог вывешивает на доску треугольник, круг, овал.

Детям раздает изображения овощей и просит детей назвать,

какую форму имеет овощ и повесить картинку под фигуру.

Например, помидор круглый…

10. ИГРА С МЯЧОМ «ОДИН — МНОГО».

Цель: формирование навыка образования множественного числа имен существительных.

– Я буду кидать мяч и называть один фрукт или овощ, а вы много, например, помидор — помидоры.

Яблоко —

Банан —

Огурец —

И т. д.

11. ИГРА С МЯЧОМ «ЖАДИНА».

Цель: формировать навыки согласования притяжательных местоимений мой, мое, моя с именами существительными.

– Я буду кидать мяч и называть фрукт или овощ. Вы должны сказать, что это ваш фрукт или овощ, например, помидор – мой помидор.

Морковка –

Яблоко –

Груша –

Капуста –

Лук – и т. д.

12. ИГРА «ЛИСТОЧКИ».

Цель: расширение и активизация словаря.

Педагог показывает детям листочки: дубовый, кленовый, березовый, рябиновый.

– Когда я шла в садик, начался листопад. По-

смотрите, какие листочки я собрала! Давайте скажем, с ка-

кого они дерева. Например: этот листок упал с дуба…

13. ИГРА «ГДЕ ЛИСТОК?».

Цель: уточнение понимания предлогов на, под, в.

Педагог вывешивает на доску картинки : кленовый листок на машине; дубовый листок под скамейкой; березовый листок на земле; кленовый листок под машиной; рябиновый листок в траве.

14. ИГРА «НАЗОВИ».

Цель: расширение и активизация словаря.

Педагог выставляет на доску картинки : дуб, клен, ель, береза, яблоня, груша.

– Сегодня мы поговорим о деревьях. Назовите деревья, изображенные на картинках.

Затем показывает части деревьев (ствол, листья, корни) и просит назвать их.

15. ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Цель: формирование навыка дифференциации диких и домашних животных.

Педагог выставляет на доске картинки : кошка, собака, лошадь, волк и предлагает детям найти лишнее животное и объяснить свой выбор.

Аналогично работа проводится с картинками : Овца, коза, лиса, кошка. Медведь, волк, корова, еж.

16. ИГРА С МЯЧОМ «НАЗОВИ».

Цель: расширение словаря по теме.

– Встаньте в круг, мы будем передавать друг другу мяч и называть по одному предмету мебели. Слушайте своих товарищей внимательно, старайтесь не повторяться.

17. ИГРА «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО».

Цель: уточнение представления о мебели.

Педагог раздает детям картинки с изображением разных предметов мебели, просит детей посмотреть на них и сказать, для чего нужны эти предметы? Например, кровать —

нужна для того, чтобы спать…

18. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО».

Цель: формирование навыка дифференциации имен существительных единственного и множественного числа.

Педагог вывешивает на доске картинки : ягоды, ягода, собака, собаки, ложка, ложки.

– Я буду читать предложение, а вы добавите подходящее по смыслу слово. Картинки вам помогут.

Дети собирали в лесу вкусные красные…

Миша съел одну вкусную красную…

На столе лежит большая…

Дети для обеда взяли столовые…

У меня живут добрые, ласковые…

Старушка вела на поводке маленькую…

19. ИГРА «УГАДАЙ ПО ПРИЗНАКАМ».

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Педагог вывешивает на доске картинки : кошка, кошки, подушка, подушки, яблоко, яблоки и предлагает детям угадать, про что он говорит:

Вкусные, красные, сладкие…

Пушистая, ласковая, серая…

Мягкие, большие…

20. ИГРА С МЯЧОМ «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ».

Цель: уточнение представления о домашних птицах.

Педагог приглашает детей выйти на ковер и встать в круг.

– Сейчас я буду кидать мяч и говорить, как птица подает голос, а вы должны сказать, что это за птица,

например, болбочет — индюк.

Кудахчет – Крякает –

Кукарекает – Гогочет –

21. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО».

Цель: расширение и активизация словаря.

– Я буду читать предложение, добавьте в него одно «зимнее» слово. Например: Маша и Витя слепили …

(снеговика).

Ира катается на лыжах с …

С неба падают красивые …

Зимой лужи покрыты…

Чтобы не простудится, мы одеваем на голову теплую…

22. ИГРА «ХЛОПНИ, ЕСЛИ УСЛЫШИШЬ».

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа.

– Я буду называть предметы. Если я назову предмет ласково – вы хлопните в ладоши: собака, собачка, белка, белочка, шкаф, столик, стул…

23. ИГРА «МИША ИЛИ МАША?». Вариант 1

Цель: сформировать навык различать глаголы мужского и женского рода.

Педагог раздает детям картинки с изображением мальчика и девочки и называть разные действия. Дети должны внимательно слушать. Если логопед скажет, что делала Маша, они должны изображение девочки, а если Миша –

то мальчика.

24. ИГРА С МЯЧОМ «МИША И МАША». Вариант 2

Цель: формирование умения преобразовывать мужской род глагола в женский и наоборот.

Давайте вспомним наших знакомых Мишу и Машу и поиграем в игру: я буду кидать мяч и говорить, что сделал Миша, а вы тоже самое говорить про Машу, например, Миша лег спать — Маша легла спать.

Миша пошел в магазин –

Миша пришел в садик – и т. д.

Теперь наоборот, я говорю про Машу, а вы про Мишу:

Маша пускала кораблики –

Маша выпила молоко –

Маша играла в мяч – и т. д.

25. ИГРА «О КОМ Я ГОВОРЮ?».Вариант 3

Цель: формирование навыка различать глаголы мужского и женского рода.

Педагог выставляет на доске пары картинок с изображением девочки Саши и мальчика Саши и предлагает детям послушать, о ком она говорит.

Саша попила чай. Саша попил чай.

Саша закрыл дверь. Саша закрыла дверь.

Саша наступил в лужу. Саша наступила в лужу.

26. ИГРА «ПОСЧИТАЕМ ДО 5».

Цель: формирование навыка согласования числительных с именами существительными.

Педагог раздает детям картинки, на которых нарисованы «зимние» предметы: снежинки, елки, подарки (от 2 до 5).

– Красавица Зима принесла вам к Новому году подарочки, давайте посмотрим, что досталось каждому из вас. Посмотрите на картинки и посчитайте, сколько у вас нарисовано предметов, например, одна елочка, две елочки…

27. ИГРА «МОИ ВЕЩИ».

Цель: формирование навыка согласования местоимений мой, моя с именем существительным в роде.

– Сейчас я буду подходить к каждому из вас и дотрагиваться до какого-то предмета одежды, а вы должны назвать эту одежду со словами «мой» или «моя». Например, это моя юбка…

28. ИГРА «ВОРОНЫ».

Цель: развитие внимания, памяти, мышления, зрительное и пространственное восприятие.

Педагог предлагает детям быть воронами и объясняет правила игры. Для игры нужно выбрать ведущего, который будет громко и тихо каркать. Если он каркнет громко, дети «летают» по группе, если тихо – садятся на корточки и закрывают глазки.

Игра повторяется 2–3 раза, ведущие меняются.

29. ИГРА «ГДЕ ОДЕЖДА?».

Цель: формирование навыка составления предложений по картинке.

Педагог показывает детям куклу Машу (одетую в маечку и трусики).

– Маша-растеряша никак не может собраться в садик! Вчера она раскидала свою одежду по всей квартире и теперь не может ее найти. Давайте ей поможем.

Педагог выставляет на доске сюжетные картинки, по которым предлагает детям составить предложения.

Девочка кладет колготки в ящик.

Девочка вешает кофту на стул.

Девочка кидает юбку под стул.

Девочка вешает куртку в шкаф.

Девочка кладет шарф на пол.

30. ИГРА С МЯЧОМ «ЧТО ИЗ ЧЕГО?».

Цель: формирование навыка образования имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами у, из.

– Я буду кидать мяч и говорить предложение, а вы должны его закончить. Деревянный стул сделан из… дерева.

Шоколадная конфета сделана из…

Стеклянная чашка сделана из…

Шерстяная кофта сделана из… и т. д.

31. ИГРА С МЯЧОМ «КАКАЯ МАМА».

Цель: закрепление навыка подбора имен прилагательных.

– Каждый из Вас очень любит свою маму. Сейчас мы будем передавать друг другу мяч и говорить по одному теплому слову о том, какая мама. Например: нежная,

красивая….

32. ИГРА «ЗАМРИ».

Цель: развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции.

Педагог предлагает детям кружиться и танцевать, пока они н услышат «сладкое» слово: лимон, мороженое, сахар, мед, рыба, компот, конфета, суп, пирожное…

33. ИГРА «ИГРУШКИ СПРЯТАЛИСЬ».

Цель: формирование навыка образования имен существительных в творительном падеже единственного числа с предлогами.

Педагог выкладывает на столе игрушки – животных (собака, кошка, корова, заяц, ежик и т. д.) и просит детей взять любую игрушку со стола.

– Скажите, с какой игрушкой вы будете играть.

(Я буду играть с кошкой.)

После того, как дети составили предложения, педагог просит детей положить игрушки на стол, отвернуться, а сам прячет их под стулья, столы, платки.

– Игрушки спрятались. Найдите свою игрушку и скажите, как она спряталась (кошка была под стулом).

34. ИГРА «УГОСТИ ЖИВОТНЫХ».

Цель: формирование навык образования имен существительных в творительном падеже единственного числа без предлога.

Педагог раскладывает игрушки на столе, а также картинки с изображением угощения для них (косточка, рыбка, трава, морковка, яблоко и т. д.).

– Подойдите к столу. Давайте угостим наших гостей. Положите картинку с угощением рядом с вашим животным. Скажите, чем вы его угостите. (Я угощу зайца морковкой)

35. ИГРА «КОМУ ЧТО НУЖНО».

Цель: формировать навык образования дательного падежа имен существительных единственного числа.

Педагог достает коробку, в которой лежат половник, расческа, указка, шприц, весы, каска.

– По дороге в садик я встретила почтальона, он передал мне вот эту посылку. Тут лежат вещи людей разных профессий, я буду доставать по одному предмету, а вы скажете, кому это принадлежит? (Указка нужна учителю)

36. ИГРА «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

Цель: уточнение представления о профессиях.

– Я буду говорить вам, что делают люди разных профессий, а вы исправлять ошибки. Например: врач учит детей (врач лечит людей).

Учитель строит дома.

Продавец лечит людей.

Повар тушит пожары.

Врач стрижет и делает людям прически.

Пожарный учит и воспитывает детей.

Полицейский продает продукты в магазине.

37. ИГРА «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?».

Цель: уточнение представления о временах года.

– Послушайте и скажите — бывает так или нет:

Летом дети катаются на санках.

Зимой дети играют в снежки.

Осенью опадают листья.

Весной птицы улетают в теплые края.

Осенью дети купаются и загорают.

Литература

Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-граммати ческих представлений и связной речи у детей 4– 5 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 110 с.

Автор публикации:
Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 20:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Синягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД