Татьяна Трубачева
Картотека дидактических игр для детей раннего или младенческого возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебные пуговки»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал: Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Публикация «Картотека дидактических игр для детей раннего или младенческого возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Темочки
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
«Веселая радуга»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал: Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.
Ход игры: Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.
Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.
«Разноцветные бабочка»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал: Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
Появилась перед нами
Бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.
«Цветное поле»
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал: Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.
«Солнце или дождик?»
Цель игры: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Игровой материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«Чьи птички дальше улетят?»
Цель игры: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.
Игровой материал: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.
Ход игры: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должен сильно напрягаться.
«Большие и маленькие»
Цель игры: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Игровой материал: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
«Какой мяч больше?»
Цель игры: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Игровой материал: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
«Веселые человечки»
Цель игры: Учить детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т. д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.
«Курочка и цыплята»
Цель игры: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Игровой материал: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
«Палочки цветные»
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал : палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого,
черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем
предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки
такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал : палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого,
черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем
предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки
такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал : палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого,
черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем
предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки
такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал : палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого,
черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем
предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки
такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал : палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого,
черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем
предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки
такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал : палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого,
черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем
предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки
такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета
«Палочки цветные»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать
простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Дидактический материал : палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого,
черного цветов (по 10 каждого цвета).
Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем
предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки
такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета
«Палочки цветные»
Цель игры: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Игровой материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).
Ход игры: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
«Цветные мячики»
Цель игры: закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Игровой материал: разноцветные мячики, корзины.
Ход игры: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.
«Веселый грузовик»
Цель игры: формировать представление о форме, величине предметов.
Игровой материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
Ход игры: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.
«Укрась бабочку»
Цель игры: учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Игровой материал: бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры: воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.
«Прищепки в корзине»
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, развивать умение снимать и надевать прищепки.
Игровой материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).
Ход игры: Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с сотой принес. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит: зайчик хочет с вами поиграть и показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзину. После этого происходит обыгрывание, одну прищепку надевает ребенок, другую воспитатель (в роли зайчика) И так же снимают.