Григорьева Ольга
Картотека артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статические упражнения
Цель: Воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.
Рекомендации: Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Публикация «Картотека артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики для дошкольников» размещена в разделах
1. «Лягушка»
Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.
На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихи:
Превратили нас в лягушек
-Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться.
2. «Хоботок»
Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихи:
Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком» сложили,
Со слоненком подружились.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
3. «Чашечка»
Цель: Выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась «чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и. п., закрыть рот. Повторить 3 – 5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.
На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.
4. «Грибок»
Цель: выработать подъема языка вверх, укрепление мышц языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать подсчет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения губы были в улыбке, язык располагался по всему небу, а кончик языка находился у верхних передних зубов. Рот необходимо держать широко открытым.
5. «Бегемотик»
Цель: Выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить А—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Широко открыли ротик —
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот — Отдыхает «бегемот».
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.
На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть.
6. «Заборчик»
Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Вышли утром мы во двор
построили забор.
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.
На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок не опускал голову вниз, а удерживал прямо.
7. Лопатка.
Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Раз, два — потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок не опускал голову вниз, удерживал расслабленный язык на нижней губе и не прижимал его верхними зубами и губой.
8. «Парус
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык упирался в альвеолы за верхними зубами.
9. «Иголка»
Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Язычок наш, как иголку,
Сделаем мы острым, тонким.
Раз, два, три. четыре, пять.
Нужно нам иглу убрать.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от I до 5. Повторить 4—5 раз.
Динамические упражнения
Цель упражнений : формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.
Рекомендации: Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
1. Чередование упражнений «Улыбка» - «трубочка»
2. «Чистим зубы»
Цель: Учить выполнять дифференцированных движений языком.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет»2» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упр. 5 – 7 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем ротик полоскать.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущен ной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять упражнение 6—7 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык выполнял точные движения, не выходил за край зубов, рот был широко открыт, губы находились в улыбке, нижняя челюсть оставалась неподвижной.
3. «Качели»
Цель: Учить выполнять точные, ритмичные движения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
На счет «1» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «2» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам. Выполнение упражнение под счет от 1 до5, 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упр. 5 -6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
На качелях качались,
Высоко мы поднимались –
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Очень крепко ты держись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5—6 раз
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был открыт широко, нижняя челюсть остается неподвижной. Язык должен точно касаться альвеол.
4. «Вкусное варенье
Цель: Выполнять круговые движения языком.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» высунуть язык, под счет от 1 до 5облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу, выполняя круговые движения 3- 4 раза. Затем закрыть рот, под счет от 1 до 5, повторить упр. 5 – 6 раз.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вниз, на счет «1» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью руки 4 раза, затем вернуться в и. п.
Повторить 5 -6 раз
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной.
5. «Лошадка»
Цель: Выработать умения ритмично щелкать языком, укреплять мышцы языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «1» улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать сильно языком, под счет от 1 до 10 (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 6 - 7 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Щелчки языком должны быть сильными, ритмичными.
6. «Индюк»
Цель: Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
На счет «1» улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким языком по верхней губе вперед – назад,
произнося» бл – бл – бл» Выполнять под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Рассердился наш индюк,
Не пустил играть на луг.
Он прогнал всех со двора,
Разбегайся, детвора!
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
При выполнении упражнения язык не должен прижиматься зубами.
7. «Маляр»
Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.
На счет «1» улыбнуться. Открыть рот и «погладить» языком твердое небо, делая движения вперед – назад, под счет от 1 до 4, в направлении от верхних передних зубов к горлу. Повторить упражнение 3 – 5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в и. п., удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
При выполнении упражнения следить, чтобы голова не наклонялась, нижняя челюсть была максимально опущена вниз, в упражнении принимал участие только язык.
8. «Катушка»
Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть кончик языка в основания нижних зубов и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. На счет «два» убрать язык вглубь рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Как катушку, мы свернули
Наш умелый язычок.
Покрутили, подогнули
И убрали снова в рот.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз. На счет «два» вернуть кисть в исходное положение. Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, чтобы язык оставался широким, а кончик языка не отрывался от резцов.
9. «Часики»
Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши часики спешат,
Язычку помочь хотят.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо. Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
10. «Блинчики»
Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык изо рта и положить на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить «пя — пя — пя — пя» под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д. (от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями. Затем вернуть ладони в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык не напрягался, был широким и расслабленным.
11. «Расческа»
Цель: учить удерживать язык широким и расслабленным.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Наши зубки — гребешок,
Причесали язычок.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт, а язык при втягивании в рот не сужался. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением, имитируя движения языка и зубов.
12. «Гармошка»
Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком и присосать к небу. На счет «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от неба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихи:
Раз, два, три, четыре —
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть —
И у нас гармошка есть.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз.
Под счет от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
Следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Язык при выполнении упражнения не отрывать от неба.
13. «Кролик»
Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
И. п. — сидя на стуле перед зеркалом. голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение А—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихки:
Любит грызть пушистый кролик
И капусту, и морковь.
Кролику морковку дали
И за ушки потрепали.
Описание движений кисти и пальцев руки.
И. п. — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца.
Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4—5 раз.
Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить за синхронными движениями пальцев руки.