Анна Нечаева
Картотека артикуляционной гимнастики для звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс артикуляционных упражнений
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Правильная артикуляция шипящих :
Губы вытянуты вперед;
Зубы разомкнуты, сближены;
Язык: кончик широкий, приподнят к передней части неба, язык принимает форму
«чашечки»; на звуки Ш, Ж, Щ образует щель с передней частью твердого неба; на звук Ч
– сначала смычка с передней частью твердого неба, а затем щель, спинка слегка
Публикация «Картотека артикуляционной гимнастики для звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Темочки
прогнута, корень слегка напряжен, боковые края прилегают к верхним коренным зубам,
мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт,
голосовые складки – Ш, Щ, Ч –разомкнуты, Ж – сомкнуты, вибрируют.
1 «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти
(мама считает, ребенок держит улыбку).
2 «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до
десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3 «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4 «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке,
развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот
открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке,
зубы видны.
5 «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким
распластанным на счет до пяти.
6 «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на
нижнюю губу, удерживать под счет.
7 «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную целенаправленную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед
ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на
столе. Ворота постепенно отодвигаются.
Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
8 «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка,
близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть
верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.