Марина Апаназова
Карта стратегии работы педагога-психолога с одаренными обучающимися в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Наиболее разработанной считается «Рабочая концепция одаренности» Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, авторы которой дают основополагающие понятия:
«одаренность»,
«одаренный ребенок»,
признаки одаренности,
виды одаренности,
Публикация «Карта стратегии работы педагога-психолога с одаренными обучающимися в дошкольном учреждении» размещена в разделах
основные принципы,
методы работы с одаренными детьми.
Учитывая содержание данного концептуального подхода, можно определить стратегию сопровождения одаренных обучающихся в ДОУ.
2. Принципы сопровождения одаренных обучающихся
- «на стороне ребенка»
– автономность
– непрерывность и преемственность
– комплексность
– активная позиция ребенка
– превентивность
3. Критерии одаренности
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
4. Цели и задачи
Цель. Содействие в выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: диагностические, развивающие, организационно-методические.
5. Планирование и этапы реализации
I.
Методическое обеспечение: составление плана мероприятий, знакомство с литературой, подборка кейса диагностических методик, соответствующих методов работы и форм организации сопровождения одаренных обучающихся.
II.
Диагностика:
- выбор диагностики в соответствии с видами и критериями одаренности и сроками реализации, -
- Экспресс-диагностика Синельникова В. и Кудрявцева В. с обучающимися 6-7 по изучению творческих способностей
- Карта выявления одаренных детей посредством наблюдения по А. Ф. Лазурскому.
- Рисунок на свободную тему.
- проведение процедуры обследования,
- анализ результатов и выводы.
III.
Организация сопровождения одаренных обучающихся:
Информирование и индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики (по запросу) и привлечение к совместному творческому процессу с детьми.
Групповые консультации, а также «памятки», «советы», «игры», «беседы» с педагогами по эффективному взаимодействию с обучающимися и развитию их творческих способностей:
- речевое направление - формирование вербально-логического мышления, содействие в освоении пространственных представлений, и логико-грамматических речевых конструкций в творческих заданиях,
- стимулирование познавательный интереса к окружающему миру и создание ситуации успеха в совместной детской деятельности,
- развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации,
- содействие в развитии навыков в изобразительной и конструктивной деятельности,
Организация и проведение занятий педагога-психолога с обучающимися данной группы на основе коррекционно-развивающей программы «Креативные самоцветы».
Направленность программы на:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- формирование положительной «Я-концепции», содействие позитивной социализации и саморазвитию дошкольников.
Задачи:
- развивать творческие способности, логическое мышление и воображение
- совершенствовать свойства внимания, виды память
Формировать у детей навыки эффективного общения
- мониторинг развития творческих способностей у обучающихся в процессе реализации программного материала
- содействовать в развитии рефлексивных умений
Обогащение предметно-пространственной развивающей среды дополнительными настольными играми и исследовательскими лабораториями, заданиями через организацию кружков интеллектуальной, творческой направленности;
Создание условия для участия одаренных обучающихся в интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня.
Формирование детских портфолио с достижениями обучающихся в олимпиадах и творческих конкурсах.
6. Опыт реализации стратегии
Результаты представить на итоговом Педагогическом совете ДОУ для координирования и интегрирования деятельности специалистов и родителей в сопровождении одаренных обучающихся в ДОУ и создания общей стратегии взаимодействия в этом направлении на следующий учебный год.
Дата ___
Педагог-психолог ___