Елена Земская
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет).
Образовательные области Цели-результаты Задачи образовательного взаимодействия в детском саду
Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами
Речевое развитие
Проблема:
Публикация «Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет)» размещена в разделах
Словарный запас беден. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.); имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирована связная речь.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Развивать артикуляционный аппарат.
Развивать фонематический слух.
Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном, винительном и родительном падежах.
Учить участвовать в беседе; упражнять в составлении рассказа по серии картин и по картине.
Развивать образность и выразительность речи за счёт чтения и разучивания произведений художественной литературы, совместных словесных и дидактических игр.
Совместно с родителями создать условия для поддержания устойчивого интереса к словесным играм.
Рекомендовать родителям для заучивания чистоговорки, скороговорки; чтение сказок с последующим пересказом по иллюстрациям.
Рекомендовать комплекс артикуляционной гимнастики, а также ряд словесных игр.
Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Например: игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»,
«Тихо – громко» и другие.
Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи. Например: «Один – много», «Чьи следы?», «Четвёртый лишний», «Скажи одним словом», «Из чего – какой?», «Опиши любимую игрушку» и другие.
Театрализованная деятельность.
Составление рассказа по серии картинок.
Пальчиковые игры. Следует проводить работу в тесной связи с логопедом.
Возможно привлечение музыкального работника.
Социально-коммуникативное развитие
Проблема:
Нарушение нравственных норм и правил поведения.
Проявляет немотивированную агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Способствовать формированию личностного отношения ребё нка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо.
Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Рекомендовать чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев.
Контролировать просмотр телепередач.
Предложить родителям хвалить ребёнка за хорошие поступки. Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений с последующим обсуждением характера героев, их настроения и поступков, беседы на этические темы. Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.
Обыгрывание проблемных ситуаций.
Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия», «Приглашение в гости», «Встань на его место», «Волшебные очки», «Хорошо - плохо» и др.
Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением.
Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» ( учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, обидно и т. д.)
Упражнение на установление причинно-следственных связей — закончить фразу: «С ребенком никто не хотел играть, потому что.». Работа проводится в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ.
Художественно-эстетическое развитие
Проблема:
Затрудняется передавать образы предметов, явлений. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). Вызывать интерес к рисованию.
Учить создавать свои художественные образы.
Учить правильно пользоваться кисточкой. Поощрять стремление ребёнка рисовать красками.
Обращать внимание на иллюстрации к художественным произведениям.
Рекомендовать комплекс пальчиковой гимнастики.
Дать рекомендации по проведению самомассажа рук и пальцев (растирание, использование ореха, карандаша, чёток или бус).
Предложить набор игр на развитие образного мышления. Использовать сюрпризные моменты, игровые ситуации.
Упражнять в рисовании различных геометрических форм.
Пальчиковая гимнастика.
Массаж рук и пальцев.
Применение нетрадиционных техник рисования.
Рисование по крупе, песку.
Игры, развивающие образное мышление. Например: «На что похоже?», «Продолжи узор», «Закончи рисунок» и другие.
Музыкотерапия.
Психологические разгрузки.
Необходима совместная работа с педагогом по изобразительной деятельности и с привлечением музыкального работника.
Познавательное развитие
Проблема:
Испытывает затруднения при счёте до 5; при сравнении количества предметов в группах на основе счёта (до 5) путём штучного соотнесения предметов; в определении, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Путается в определении положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади).
Путает названия геометрических фигур.
Обладает элементарными представлениями из области математики. Учить считать до 5 (на основе на наглядности, пользуясь правильными приёмами счё та: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы.
Учить сравнивать две группы предметов.
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта.
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя один предмет или убирая.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.
Развивать представление о геометрических фигурах.
Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
Развивать внимание, память, логическое мышление. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
В предметах домашнего обихода искать знакомые геометрические формы.
Конструирование из геометрических форм. Тренировки в определении левой и правой сторон.
Игры по ориентировке в пространстве относительно своего тела.
Игры, с использованием плоских и объемных геометрических фигур.
Карточки с цифрами.
Разучивание считалок с количественным и порядковым счётом.
Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.)
Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах, при сервировке столов к завтраку, обеду и ужину.
Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
Проводим физкультурно-математические досуги «В стране Геометрии».
Руководитель по физкультурному воспитанию, по музыкальному развитию и изобразительной деятельности работают в содружестве с воспитателями группы.
Физическое развитие
Проблема:
Незначительно нарушены координация, темп, ритм движения. Ребёнок моторно неловок.
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Развивать и совершенствовать двигательные навыки.
Развивать быстроту, силу, ловкость, координацию, темп и ритм движения.
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Рекомендовать совместное выполнение утренней гимнастики.
Познакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Предложить родителям выходные проводить с детьми в походах, катании на лыжах, санках, велосипедах (по сезону).
По возможности создать дома спортивный уголок. Обучение статическим и динамическим позам через создание выразительных образов.
Развитие чувства ритма через ритмизацию движений под мелодии, небольшие тексты.
Оснащение физкультурного уголка в группе спортивным инвентарём для двигательной активизации.
Проведение логоритмических занятий. Руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.