Марина Никитина
Камешки «Марблс» как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о применении камешков МАРБЛС в дошкольной образовательной организации как технологии развития познавательного и речевого развития дошкольников. Камешки Марблс помогают организовать процесс обучения легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Камешки „Марблс“ как средство познавательного и речевого развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию и делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т. д. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка. На шестом году жизни малыш закрепляет свои умения определять правое и левое направление в пространстве, пространственные взаимоотношения предметов и объектов.
Одним из условий речевой готовности ребенка к обучению в школе является умение понимать сложные грамматические конструкции предложений. В свою очередь, в практике мы используем нераспространенные методы воздействия, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта и способствующих развитию моторики рук- это разноцветные камешки «Марблс» .Марблс — это наборы, состоящие из стеклянных камешков различного размера, цвета и формы. Говорят, что в игры с Марблс играли еще древние римляне и греки. Их вполне можно считать универсальным пособием, так как применять можно в различных вариантах: от декора до образовательных задач. Камешки марблс являются настоящей находкой для использования их с детьми. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого. О красоте и изысканности камешков марблс могут многое сказать их названия, например, «Зам рзшая Радуга», «Зв здная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Ч рная Пантера», «Синяя Полночь Опал», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл».
Используя камешки Марблс в работе с детьми, можно решить следующие задачи:
• Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
• Упражнять в ориентировке на плоскости листа
• Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
• Развивать связную речь
Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
• Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие
• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
• Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
Все эти задачи можно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка. Разные цветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают педагогу привлечь внимание детей к заданию. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы. У детей выявлена положительная динамика развития психических процессов. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции обогащение словарного запаса, памяти, внимания и логического мышления - развиваются в детской игре.
Список литературы
1. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
2. Климова Г. Б. «Учебно – методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми младшего возраста», журнал «Дошкольная педагогика» №8,2015,с. 28-37
3. Осорина М. В. «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых». Спб., 2011г.
4. Тарасова С. В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование инновационного материала – камешков Марблс, декоративных камешков. 2016г