Ирина Рябикова
Календарный план работы «Насекомые». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Насекомые» 22.07-26.07.19
Цель: закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы
Задачи:
-уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности;
-уточнить особенности внешнего вида насекомых.
Публикация «Календарный план работы „Насекомые“, Старшая группа» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
-закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы.
-формировать желание получать удовольствие от общения с природой.
Итоговое мероприятие: Викторина «Что мы знаем о насекомых» 26.07.2019г
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей среды для совместной деятельности
Взаимодействие с родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
ПОНЕДЕЛЬНИК –22.07.
УТРО
Утренняя гимнастика.
Формировать у детей прочные знания и умения в двигательной деятельности.
Упражнение «помоги пчелкам».
Развивать внимание детей, закреплять знания о пчелах и цветах.
Выучить стихотворение «Танец бабочек».
Развивать внимание, память, фразовую речь. Формировать положительно-эмоциональный настрой.
Дидактическое упражнение «Найди различие и сходство» Формировать интерес к играм. Индивидуальная работа по ТРИЗу игра «Путаница».
Закреплять умение детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Дидактическая игра «Один - много».Продолжать знакомить детей с различными способами словообразования.
Беседа «В мире насекомых».
Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, закреплять умение выражать мимикой их движения.
Дежурство в уголке природы: протираем растения.
Предложить детям рассмотреть иллюстрации, картинки, журналы на тему: «Насекомые».
Закреплять умение самостоятельно интересоваться пройденным материалом.
Дидактическая игра «Чудо-вещи вокруг нас».Обратить внимание детей на окружающие нас спортивные атрибуты. Поговорить с родителями о самочувствии детей.
Оформление папки-передвижки «Первая помощь при укусах насекомых»
НОД 1. Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Незнайка в стране насекомых»
Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжаем вводить использование
схематической модели для описания внешнего вида; развивать зрительную и слуховую память; развивать связную речь; развивать образность речи;
2. Физкультура. Занятие№3
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге между предметами колонной по одному и врассыпную; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом; повторить упражнения в равновесии и с обручем
ПРОГУЛКА Наблюдение за насекомыми.
Организовать наблюдение за бабочкой лимонницей, предложить детям составить рассказ по результатам наблюдения, описать бабочку и ее действия. Учить детей использовать образные выражения, рассказать о жизни бабочек в весенний период, о народных приметах, связанных с ними.
П/и «Мыши».
Формировать умение детей правильно выполнять игровые действия в качестве игрока и водящего. Развивать быстроту и ловкость, способствовать закаливанию детского организма. Повышать речевую и двигательную активность детей. Дидактическая игра «Испорченный телефон».
Развивать у детей слуховое восприятие, внимание, умение регулировать силу своего голоса, четко произносить слова громко или шепотом.
Труд в природе: уборка сухих веток, срезанных дворником с кустарников.
Обсудить с детьми назначение работы, проделанной дворником; предложить выбрать рациональный способ выполнения поручения -уборки веток, подобрать необходимый инвентарь. Формировать культуру трудовой деятельности, акцентировать внимание на положительных эмоциях, возникающих от проделанной работы. Самостоятельная детская деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»
Цель: Продолжать учить действовать в соответствии с игровым сюжетом и принятой на себя ролью.
ВЕЧЕР
Оздоровительная гимнастика после сна.
Упражнение «Жуки».
Развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей.
Работа в уголке физического воспитания: упражнения с мячом.
Упражнять детей в ловле мяча на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола).
Экспериментальная деятельность: оздоровительная игра на преодолений последствий болезни сердечно - сосудистой системы «Дни недели». Развивать чувства равновесия, умения
ориентироваться в пространстве; развивать внимания, быстроты реакции, воспитание выдержки, терпения; тренировать различные навыки в ходьбе, беге и т. д. Хозяйственно-бытовой труд: моем игрушки.
Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление его поддерживать. Закреплять умение детей выбирать самостоятельно игрушки, которые необходимо привести в порядок.
Предложить детям Настольно-печатную игру «Домино». Закреплять знания детей о видах транспорта, формировать умение использовать знания и опыт для решения игровых задач.
Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность.
Предложить детям выполнить произвольный рисунок, выбрать для воплощения замысла различи материалы.
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей среды для совместной деятельности
Взаимодействие с родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
ВТОРНИК – 23.07.
УТРО
Утренняя гимнастика.
Развивать умение дифференцировать ощущения напряжения и расслабления.
Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «Прилетела к нам вчера, полосатая пчела».
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Разгадывание загадок про насекомых.
Формировать у детей умение разгадывать загадки-описания.
Индивидуальная работа по ФЭМП.
Формировать навыки ориентации по плану- карте, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Придумай предложение».
Развивать речевую и мыслительную активность. Познакомить детей с различными конструкциями. Формировать интерес строить предложение по образцу.
Дежурство в уголке природы: поливаем растения.
Закреплять умение детей выбирать растения, которые нуждаются в поливе.
Настольные игры: игры с мозаикой.
Закреплять умение детей создавать узор из цветной мозаики по образцу, по представлению; придумывать узор, изображать при помощи мозаики несложные рисунки.
Работа в уголке физического воспитания: самостоятельная деятельность.
Напомнить детям правила безопасности. Помочь в выборе различных атрибутов, организовывать игры. Развивать самостоятельность, творчество в двигатель деятельности. Беседа с родителями о наличие сменной одежды в ящичке у ребенка
Предложить родителям конкурс рисунков «Насекомые»
НОД
1. Чтение худ. лит-ры. Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
(по методике «Расскажи стихи руками»)
Цель: развить память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма
2. Музыка. Тема: «Слушание музыки «Пчелка» Пение «В траве сидел кузнечик» Цель: Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность тематика «Насекомые»
ПРОГУЛКА Наблюдение за насекомыми : бабочки.
Предложить детям понаблюдать за бабочкой, описать ее внешний вид, поведение. Рассказать детям о том, чем питаются бабочки, как выводят потомство, о превращениях, которые претерпевает бабочка за свою жизнь (яйцо - гусеница - куколка - бабочка).
Подвижная игра «Пятнашки».
Способствовать совершенствованию техники бега; учить детей соблюдать правила игры, воспитывать чувство товарищества и коллективизма. Дидактическая игра «Повторяйте друг за другом».
Закреплять умение детей понимать игровую задачу, пояснять, как нужно действовать игрокам. Развивать память, внимание.
Спортивные упражнения: катание на самокате.
Совершенствовать технику езды на самокате; учить организовывать соревнования, справедливо оценивать свои действия и действия соперника. Труд в природе: прополка огорода.
Показать значимость проводимой работы; воспитывать трудолюбие и дисциплинированность.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Формировать у детей культуру движений, поощрять инициативность, самостоятельность, творчество.
ВЕЧЕР
Оздоровительная гимнастика после сна.
Дыхательные упражнения и игры
"Комар".
Развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Индивидуальная работа. Дидактическая игра «Живые цифры». Усложнение: перевернутые карточки лежат на столе.
Закреплять понимание детьми отношений между числами натурального ряда, формировать умение находить место заданного числа в ряду натуральных чисел.
Индивидуальная работа. Загадывание загадок с рифмой-подсказкой.
Закреплять умение детей анализировать и сопоставлять признаки загаданного объекта. Обогащать словарный запас. Работа в уголке книги : ремонт книг. Предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предположить, какие правила работы с книгой был нарушены.
Эксперимент с водой: «Звенящая вода».
Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Заинтересовать играми с крупным строительным материалом.
Упражнять детей в сооружении знакомых построек по памяти, побуждать их к проявлению творчества и изобретательности;
Самостоятельная конструктивная деятельность.
Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Предложить игру «Кто? Чем? занимается».
Закреплять знания детей по данной теме.
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей среды для совместной деятельности
Взаимодействие с родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
СРЕДА - 24.07.
УТРО
Утренняя гимнастика.
Формировать радостное, бодрое настроение.
Рассматривание иллюстрации на тему «Насекомые».
Предложить детям составить рассказы-описания по рисункам, используя опыт наблюдения за объектами живой природой. Обогащать словарь, учить использовать образные выражения.
Индивидуальная работа по развитию речи.
Упражнять детей в употреблении сложных предлогов (из-за, из-под). Закреплять умение детей правильно включать их в различные речевые конструкции. Развивать грамматический строй речи, внимание.
Индивидуальная работа в уголке сенсорного воспитания: игры с деревянным строительным материалом.
Совершенствовать умение детей выделять в процессе восприятия различные качества предметов, сравнивать их по форме. Упражнение «Аккуратный шкафчик».
Формировать навыки самообслуживания, стремление следить за своим внешним видом.
Игровая деятельность по интересам детей.
Развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Заинтересовать играми по обучению грамоте «Соедини картинки», «Составь слово».
Закреплять буквы русского алфавита, обогащать словарный запас детей, активизировать речь, развивать произвольное внимание, логические мышление, память.
Индивидуальные беседы по запросам родителей
Предложить художественную литературу по теме недели
НОД 1. Аппликация. Тема: «Насекомые»
Цель: Расширить знания детей о насекомых. Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», изучить особенности внешнего вида используя вид изо-деятельности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. Закрепить, как правильно и безопасно держать ножницы.
2. Физкультура
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге между предметами колонной по одному и врассыпную; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом; повторить упражнения в равновесии и с обручем
ПРОГУЛКА Наблюдение за бабочками.
Предложить детям по результатам наблюдения выделить в строении бабочек черты, характерные для всех насекомых; особенности строения и поведения бабочек. Воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижная игра «Улиточка».
Формировать умение детей ходить и бегать легко, ритмично; изменять направление и темп движения в соответствии с игровой ситуацией. Развивать память, внимание, ловкость, быстроту реакции. Воспитывать умение действовать в коллективе.
Дидактическая игра «Помоги найти».
Закреплять умение детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды.
Спортивные упражнения: катание на самокате.
Упражнять детей в умении кататься по кругу, плавно выполнять повороты; учить по сигналу воспитателя (зеленый, желтый, красный флажок) продолжать, возобновлять движение или останавливаться. Труд в природе: посадка семян на огороде.
Закреплять умение детей высаживать семена овощных культур, формировать соответствующие трудовые навыки, знакомить с правилами личной гигиены. Поощрять желание приносить пользу.
Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель:
Развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками.
Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ледянки.
ВЕЧЕР
Оздоровительная гимнастика после сна.
Повысить мышечный тонус, настроение, развивать пластику движений.
Ознакомление с художественной литературой: К. И. Чуковский «Тараканище».
Формировать умения, связанные с коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи. Прослушивание аудиозаписи Виктора Пелевина «Жизнь насекомых». Индивидуальная работа по развитию речи : дидактическая игра «Рифмы».
Продолжать знакомить детей с правилами стихосложения. Учить подбирать рифмующиеся слова, исходя из их размера, звучания.
Индивидуальная работа по рисованию на тему «Пчелы и улей».
Закреплять умение детей рисовать насекомых с помощью схем поэтапного рисования. Совершенствовать изобразительные навыки и умения; Воспитывать аккуратность и самостоятельность Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой».
Уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе.
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Развивать у детей внимание и память.
Закреплять умение детей самостоятельно организовывать различные виды деятельности с книгой: рассматривание иллюстраций, пересказ отрывков из сказок, рассказов, обсуждение их содержание.
Предложить модули для постройки домика для пчелы.
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей.
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей среды для совместной деятельности
Взаимодействие с родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
ЧЕТВЕРГ - 25.07.
УТРО
Утренняя гимнастика.
Развивать ориентировку в пространстве, точность движений, чувство ритма и темпа.
Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».
Развивать воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого, сформировать желание защитить бабочек, любоваться ими. Индивидуальная работа по изобразительному искусству: лепка «гусеница».
Закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки. Формировать умение детей лепить знакомые предметы конструктивным способом. Индивидуальная работа по ФЭМП : Дидактическая игра «Живые цифры». Усложнение: развёрнутые карточки лежат на столе.
Закреплять понимание детьми отношений между числами натурального ряда, формировать умение находить место заданного числа в ряду натуральных чисел.
Дежурство в уголке природы: упражнение «Доктор для растений».
Формировать умение детей проводить осмотр растений, проверять, нет ли вредителей, при необходимости обрабатывать растения мыльным раствором.
Рисование детей на свободную тему.
Формировать у детей желание переносить в рисунок увиденные предметы и образы, воплощать средствами линии, цвета представления о них, использовать освоенные изобразительные умения и навыки.
Игра-лото «Угадай настроение».
Закреплять у детей представление о том, как графически изображается настроение и состояние человека- Развивать наблюдательность, зрительную память.
Индивидуальная работа с родителями
Оформление папки – передвижки «Домашние задания по теме насекомые»
НОД
1. Музыка. Тема: «Слушание музыки «Пчелка». Пение «В траве сидел кузнечик»
Цель: Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность тематического характера «Насекомые»
ПРОГУЛКА Наблюдение за насекомыми : комары.
Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, рассказать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обитания комаров.
Подвижная игра «Уголки».
Совершенствовать выполнение детьми игровых действий, поощрять стремление детей как можно лучше выполнить упражнение. Вызывать положительные эмоции во время игры. Развивать выдержку, внимание, ориентировку в пространстве. Спортивная игра баскетбол.
Закреплять умение детей самостоятельно организовывать игру и отдельные игровые действия, оценивать их соответствие правилам.
Трудовые поручения: наведение порядка в песочнице.
Воспитывать самостоятельность, формировать бережное отношение к игрушкам и "трудовому инвентарю. Закреплять умение сгребать песок горкой по окончании игры, убирать и вытряхивать песок из игрушек.
Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель:
Развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками.
Выносной материал: корм для птиц, лопатки, ледянки.
ВЕЧЕР
Оздоровительная гимнастика после сна.
Дыхательные упражнения и игры
«Веселые движения".
Развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Подвижная игра с мячом «Близко - далеко, низко - высоко».
Упражнять детей в различении предметов по высоте, в определении расстояния на глаз. Развивать зрительное восприятие, глазомер. Индивидуальная работа по экспериментальной площадке: игра «Воздушный шар».
Развивать координацию движения, равновесия; улучшает функции дыхания.
Работа в уголке книги : ремонт книг.
Помочь детям разделиться на рабочие группы по интересам, каждая из которых будет выполнять один из видов работы : отбор и сортировка книг, нуждающихся в починке, подклейка книг, размещение отремонтированных книг на полках.
Предложить детям дидактическую игру «Больше-меньше».
Формировать у детей умение сравнивать предметы по величине.
Настольно-печатные игры: сбор пазлов «Веселые картиночки».
Развивать зрительное восприятие, воображение.
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей
Организация развивающей среды для совместной деятельности
Взаимодействие с родителями
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
ПЯТНИЦА-26.07.
УТРО
Утренняя гимнастика.
Закреплять умение выполнять движение ритмично, синхронно с текстом, в едином темпе, красиво.
Беседа с детьми на тему: «Из жизни муравья».
Закрепить и уточнить знания об образе жизни, повадках, пользе муравья.
Игра-драматизация «Сочиняем сказку».
Закреплять умение детей подбирать интонации и тембр голоса в соответствии с характером героя, развивать дикцию, выразительность речи.
Индивидуальная работа.
Способствовать развитию связной речи детей. Активизировать словарный запас детей.
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Наоборот».
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Трудовое поручение «Накрой стол к завтраку»
Цель: приобщение детей к труду взрослых, уважение труда взрослых, закрепление умения правильно накрывать на стол столовые приборы
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» : сюжет «Делаем покупки».
Закреплять умение детей договариваться о последовательности совместных действий, устанавливать контакты игре, считаться с интересами товарищей.
Слушание фрагмента музыкального произведения Моцарта «Времена года».
Индивидуаль-
ные беседы по запросам родителей
Делимся впечатлениями о прошедшей недели
НОД 1. Рисование. Тема: «Бабочки летают над лугом» Комарова с. 113
Цель: учить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек, закреплять умение рисовать акварелью. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы
2. Физкультура на улице
Цель:
ПРОГУЛКА Наблюдение за майскими жуками.
Предложить детям рассмотреть жуков, охарактеризовать их внешний вид, способы передвижения. Рассказать о жизненном цикле майских жуков (яйцо - личинка - взрослое насекомое); о роли, которую они играют в природе.
Подвижная игра «Пустое место».
Предложить детям пересказать правила игры, ответить на вопросы воспитателя о том, как нужно действовать игрокам в различных игровых ситуациях. Учить ребят ориентироваться в пространстве. Развивать их внимание, укреплять детский организм.
Дидактическая игра «Подбери слово».
Продолжать знакомить детей с правилами стихосложения, учить подбирать рифмующиеся слова с учетом их смысла, размера.
Спортивные упражнения: эстафета на самокате.
Совершенствовать технику скоростной езды на самокате, учить детей выполнять правила эстафеты, справедливо оценивать исход соревнований.
Игровое упражнение «Прыжок вверх».
Развивать ловкость, меткость, расширять двигательный опыт детей.
Спортивная игра городки.
Совершенствовать технику игры в городки; учить детей самостоятельно играть и соблюдать правила.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Формировать у детей культуру движений, поощрять инициативность, самостоятельность, творчество.
ВЕЧЕР
Оздоровительная гимнастика после сна.
Развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи.
Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Закрепить знания детей по пройденному материалу.
Индивидуальная работа на тему Составление рассказа по серии сюжетных картин «Удачная рыбалка»
Закреплять умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; расширять словарный запас детей. Работа по экспериментированию: упражнение для формирования правильного носового дыхания «Поймай свой хвост».
Развивать координацию движения, чувство равновесие, изменять направление движений; стимуляцию функций дыхания.
Предложить игру «Кто это? Что это?».
Познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Настольно-печатная игра «Найди лишний предмет».
Упражнять детей пояснять свой выбор.
Предложить дидактическую игру «Опасно-безопасно».
Упражнять детей в классификации предметов по признаку их опасности (безопасности).