Марина Птицына
Календарное планирование работы на осень «Ягоды. Домашние заготовки»
Цель: Расширять представление детей о ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами.
Итоговое мероприятие : вечер загадок. Вернисаж детских работ
Утренняя гимнастика №8 (Планирование на каждый день, сентябрь – ноябрь, стр. 295).
Бодрящая гимнастика: «Ягоды в лукошке»
Воспитание КГН, навыков самообслуживания: Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь,сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью. Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т. д.) Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.
Работа с родителями: показать значимость совместного досуга в воспитании дошкольников.
Занятие Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание предметно пространственной развивающей среды
Понедельник I половина дня Познавательное развитие
(Окружающий мир/сенсорные эталоны)
Что нам осень подарила – ягоды. Необычные ягоды
Ц Побуждать узнавать новое и неизвестное о ягодах
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Художественно- эстетическое развитие
(Музыка. По плану муз. Руководителя)
Беседы «Разнообразие ягод»(лесные и садовые, о пользе лесных ягод для человеческого организма
Презентация «Съедобные и несъедобные ягоды»
Упр. «Один – много», «Большой – маленький», «Опиши, а мы узнаем».
П/и «Ровным кругом друг за другом», «Мяч по кругу», «Золотые ворота», «У медведя во бору».
Пальчиковая гимнастика «Ягодки».
Познавательно-исследовательская деятельность. «Полезные свойства ягод»
Экспериментирование: Можно ли рисовать ягодами?
Рассказ- описание на тему: «Моя любимая ягода».
Кроссворд «Ягоды» «
Наглядно-демонстрационный материал «Ягоды».
Сюжетная картинка «В лесу» (сбор грибов и ягод).
Корзинка с ягодами.
Прогулка Наблюдение: за гроздями рябины
Цель: Развивать наблюдательность, закреплять знания о лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.
Труд: уборка листьев под деревья, сбор ягод и веток рябины для поделок, кормления птиц.
Цель: помощь дворнику
Конструктивная деятельность: Строим мост
Цель: учить строить мосты, используя бросовый материал, закреплять названия частей моста.
Индивидуальная работа: Расскажи о погоде. Цель: подбор прилагательных, характеризующих погоду.
Исследовательская деятельность: выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе.
Цель: Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» - осень (ТРИЗ)
Цель: Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников.
Подвижная игра: «Разведчики» Цель: развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
II половина дня Речевое развитие (Развитие речи)
Лесные и садовые ягоды Ц - Обучать составлению рассказа-описания по схеме. .Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.
Составление ментальной карты «Съедобные и несъедобные ягоды» (с использованием ИКТ).
Д/игра. Подбери признаки
П/и «Ровным кругом друг за другом», «Мяч по кругу», «Золотые ворота», «У медведя во бору».
Сюжетно-ролевые игры. «Семья» - «Приготовим варенье и компот»
Рисование по трафаретам «Ягоды» Штрихование в различных направлениях.
Прогулка Наблюдение: за небом
Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Дидактическая игра: «Назови больше» Цель: подбор прилагательных к существительному «н е б о»
Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо».
Цель: Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.
Индивидуальная работа: Выучить скороговорку:
Дед Данил делил дыню: Дольку- Диме, дольку- Дине.
Цель: Развивать слуховое внимание и память
Подвижная игра: «Пустое место» Цель: Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным.
Работа с родителями Материал для родителей «Пальчиковые игры по теме «Ягоды».
Чтение художественной литературы Т. А. Шорыгина «Голубая ягода»
вторник I половина дня Познавательное развитие (ФЭМП)
Знакомство со знаками + = Решение задач на сложение. Находить сходство с геометрическими фигурами в окружающей обстановке
Колесникова Занятие №2
Голицына стр 103
Совместная деятельность логопеда с детьми (по подгруппам)
Физическое развитие
(активные игры на прогулке) Беседа «Кто питается ягодами».
Д/и «Что лишнее», «Кто быстрее соберет ягоды в корзину», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Положи в корзинку».
Игра с мячом «Назови ягоды»
Хороводная игра «Кто зовет тебя узнай поскорей».
Беседа – рассуждение на тему: «Что можно приготовить из ягод?» Коллаж «Дары осени»
Таблица для составления описательного рассказа о ягодах.
Прогулка Наблюдение: Осмотр участка
Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.
Учить применять народные приметы в жизни.
Подвижная игра «День и ночь» Цель: Развивать ловкость, внимание, умение быстро бегать, действовать согласно правилам игры.
Индивидуальная работа: Что делают листья? (появляются, зеленеют, растут, шевелятся, желтеют, багровеют, опадают, отрываются, кружатся, ложатся, мокнут, гниют, удобряют почву).
Цель: продолжить формирование знаний детей об осени, ее особенностях связанных с листопадом.
Труд: сортировка выносного материала
Цель: продолжать формировать положительное отношение к труду.
Беседа «Коварные двойники»
II половина дня
Музыкальный досуг
Д / и «Угадай по описанию» - придумывание уменьшительно-ласкательных слов.
Ситуативный разговор «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?»
Работа над пословицей: «Всякую ягодку в руки берут, да не всякую в кузов кладут». «Лучше ягоды с ветки, чем любые таблетки»..
Прогулка Наблюдение: за птицами, их повадками.
Цель: Обратить внимание на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы, наблюдать за быстротой их движений.
Дидактическое упражнение «Скажи иначе» Цель: подбор синонимов: (стая, клин, дуга, линия, шеренга, стадо, шеренга, караван).
Подвижная игра «Перелетные птицы» Цель: Учить детей помогать друг другу.
Труд: Подкормка птиц, чистка кормушек. Цель: Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Индивидуальная работа: «Кто с кем летят на юг»
Цель: образовать уменьшительно – ласкательные суффиксы: журавли летят с журавлятами, утки -, гуси -, лебеди-, аисты Исследовательская деятельность: проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону
Работа с родителями Привлечь к изготовлению книжки-малышки по теме «Чистоговорки о ягодах»
Чтение художественной литературы В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
среда I половина дня Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя
Художественно- эстетическое развитие
(Аппликация / конструирование)
«Заготовки на зиму
Ц продолжать учить составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа; вспомнить рациональные способы вырезывания ягод Игровые ситуации «Растение какое оно?»
С/р игра «Путешествие в лес».
Игра «Готовим блюда из ягод».
Придумывание загадок о ягодах (описание внешнего вида).
Игра с мячом «Назови ягоды»
Хороводная игра «Кто зовет тебя узнай поскорей». Макеты ягод.
Р/и «Парочки» (грибы, ягоды)
Прогулка Наблюдение: за действием ветра.
Цель: Развивать практические навыки детей (определение силы, направление ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое мышление).
Исследовательская деятельность: Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить. Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает)
Конструктивная деятельность: Мельница Цель: развивать зрительное восприятие, воображение, фантазию.
Подвижная игра: «Ручеек» Цель: Учить выполнять прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед.
Труд: подметание дорожек Цель: Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Игровое упражнение: Догони обруч Цель: Развивать координацию движений, ловкость, повышать двигательную активность.
Беседа «Берегите леса, берегите от пожаров, от злых людей!»
II половина дня Совместная деятельность логопеда с детьми Игра с мячом «Назови ягоды»
Хороводная игра «Кто зовет тебя узнай поскорей».
Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в лесу» Рассматривание плаката «Безопасное поведение в лесу».
Прогулка Наблюдение: за трудом взрослых
Цель: Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное, закреплять знания о профессиях.
Художественное слово: Загадывание загадок об орудиях труда. Цель: Развивать мышление и память дошкольников
Индивидуальная работа: дидактическая игра: «Профессии»:
Кто шьет одежду? (швея). Кто готовит еду? Кто проводит электричество?
Кто стеклит окна? Кто учит детей? Кто ремонтирует трубы и раковины?
Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.
Исследовательская деятельность: подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)
Цель: Учить детей при помощи воспитателя выдвигать предложения, формировать выводы.
Труд: Подмести веранду. Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми
Индивидуальная работа: назвать место работы родителей. Название транспорта, профессий.
Цель: Активизировать в речи и уточнить понятия связанные с местом работы родителей, названием транспорта.
Подвижная игра: «Футбол» (элементы).
Цель: Развивать мышцы ног, способность распределять внимание.
Работа с родителями Поделиться семейными рецептами блюд с использованием ягод.
Чтение художественной литературы В. Зотов «Лесная мозаика»
четверг I половина дня «Познавательное развитие
(Познавательно-исследовательская деятельность / ознакомление с миром природы)
Лесные и садовые ягоды
Ц классифицировать ягоды по месту произрастания
(садовые, лесные).
Художественно- эстетическое развитие
(Музыка. По плану муз. Руководителя)
Д/и «Что лишнее», «Кто быстрее соберет ягоды в корзину»,
Упражнения «Поймай мяч», «Сбей кеглю», «Кольцеброс»
Д/игры «Где лево, где право?» Упражнения: «Движения по заданной инструкции»
В лес по ягоды пойдём - усвоение понятий: вверху, внизу под, на, за Разрезные картинки
Прогулка Наблюдение: за дождем, мокрым снегом
Цель: Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются снегопадом.
Индивидуальная работа: дидактическая игра «Подбери признаки»: дождь сильный, мелкий, моросящий, холодный, белый.
Цель: активизация глагольного словаря
Подвижная игра: «рыболов» Цель: формирование согласованности движений.
Труд: сортировка выносного материала. Цель: Воспитывать трудолюбие, ответственность.
Конструктивная деятельность: создание узоров на песке из выносного материала.
Цель: Учить создавать узоры по образцу, использовать детали с учетом их свойств
II половина дня Совместная деятельность логопеда с детьми Загадывание загадок о ягодах
Д/и. «Где что зреет?»
Беседа по пословице «Собирая по ягоде, наберешь кузовок»
Слушание детских песен о ягодах
Беседа «Что такое хорошо….».
Ситуативный разговор «Как можно нарисовать ягоды?»
Упражнение «Соедини по цифрам», «Раскрась по цифрам»
Прогулка Наблюдение: за тем, как одеты люди осенью.
Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.
Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них, сделать вывод, что одежда защищает от холода. Цель: Формировать осознанное отношение к своему здоровью
Труд: подметание дорожек. Цель: Способствовать совершенствованию трудовых умений, воспитывать культуру труда.
Индивидуальная работа: дидактическая игра «Подбери признак к предмету»
Осенняя куртка…погода, одежда…
осенний плащ…ветер, лес…
осеннее настроение…пальто, небо…
осенние ботинки…листья, заморозки…
Цель: учить согласовывать существительное с прилагательным
Подвижная игра: «Гуси- лебеди»» Цель: Упражнять в беге, развивать ловкость, мышцы спины, шеи.
Работа с родителями Консультация для родителей «Ягоды в рационе детей».
Чтение художественной литературы Н. Павлова «Земляничка»
пятница I половина дня Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя)
Художественно- эстетическое развитие
(Рисование Клубничное угощение
Ц Нарисовать ягоду клубники на тарелочке и закрепить приемы работы кистью и красками.
Свободное общение «Что мы знаем о ядовитых ягодах»
Упр. «Один – много», «Большой – маленький», «Опиши, а мы узнаем».
Придумывание загадок о ягодах (описание внешнего вида).
Шнуровка «Ежик», «Белочка».
Презентация «Необычные ягоды»
Хороводная игра «По малину в сад пойдем» Трафареты и обводки
Раскраска «Веселые ягодки»
Прогулка Наблюдение за транспортом
Цель: учить различать грузовой и легковой транспорт; называть его назначение. Развивать внимание, память.
Подвижная игра «Самолеты»»
Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.
Дидактическая игра: «Как гудит машина?» - по заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произносят согласные звуки. Цель: учить произносить согласные звуки. Отработка силы, громкости голоса.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: пройти по дорожке (ходьба по ограниченной поверхности)
Цель: развивать внимание, сохранять равновесие.
Труд: собрать игрушки Цель: учить очищать игрушки от песка, аккуратно складывать их.
Самостоятельная деятельность детей
II половина дня Художественно- эстетическое развитие
(Лепка) Ягоды в корзинке
Ц Совершенствовать навыки работы с пластилином
Шнуровка «Ежик», «Белочка».
Коллективная работа «Ягодное лукошко»
заучивание стихотворения «Черника»
Я спросил у Васи: «Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот и усы лиловые,
И лиловый сок течёт на рубашку новую».
И ответил Вася: «Губы я не красил,
Я черничный пил компот, вот и стал лиловый рот».
Беседа-рассуждение «Умеешь ли ты дружить»
Прогулка Наблюдение за пешеходом
Цель: познакомить детей с пешеходной дорогой, научить правильно, переходить дорогу, соблюдать правила дорожного движения.
Подвижная игра: «Поезд».
Цель: научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Дидактическая игра: «Запомни, повтори» Цель: учить детей запоминать 4-5 слов. Развивать слуховую память.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: допрыгни до листика (прыжки в высоту)
Цель: упражнять детей прыгать вверх с силой отталкиваясь от земли.
Труд: сбор семян растений. Цель: рассмотреть семена растений, учить детей правильно их собирать.
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями Совместное изготовление знаков «Что нельзя делать в лесу»
Чтение художественной литературы В. Даль «Война грибов с ягодами