Айгуль Исламова
Календарно-тематическое планирование занятий с использованием мнемотехники для детей с низким уровнем развития памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения Используемые смысловые опоры
I этап Развитие зрительной памяти «Повтори за мной»;
«Сделай как я»
(Сначала перед ребенком строим фигуру из счетных палочек, просим построить такую же. Затем строим фигуру за экраном, ребенку показываем уже готовую и просим повторить. После вводим изображение фигуры на карточке, показываем и убираем карточку, ребенка просим построить из палочек такую же). Фигуры построенные из счетных палочек;
Картинки с изображением: квадрата, прямоугольника (прил. 1).
«Чего не стало?»
Публикация «Календарно-тематическое планирование занятий с использованием мнемотехники для детей с низким уровнем развития памяти» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
(Перед ребенком выкладываются в ряд 3-4 картинки, а затем его просят закрыть глаза и убирают одну картинку. Ребенок должен найти эту картинку среди предложенных 5-6). Картинки с изображением бабочки, машины, книги, кубик, яблока, куклы
(прил. 2).
«Как расположены картинки»
(Перед ребенком раскладываются 5-6 картинок, а затем просят закрыть глаза и меняют местами 2 картинки и просят разложить их в правильном порядке. В случае если ребенок не справляется -упрощаем задание, оставив 3-4 картинки.) Картинки с изображением: кубик, ландыш, лиса, мак, дерево, кукла
(прил. 3).
Развитие образной памяти «Нарисуй»
(Показываем на доске ребенку изображение кленового, березового, дубового листа, затем закрываем и просим нарисовать те, что запомнил). Изображение листьев: березы, клена, дуба (прил. 4).
«Найди такую же»
(ребенку предлагается посмотреть и запомнить 2 изображения, затем просят закрыть глаза и меняют картинки на 6 изображений: исходное изображение, отличающееся деталью, сходное лишь по назначению) Исходные картинки: туфли, стул.
Изображения на замену: туфли, туфель без пары, кроссовки; стул, табуретка, скамейка
(прил. 5).
II этап Развитие слуховой памяти
«Музыканты»
(Перед ребенком выкладывают картинки с изображением знакомых ему музыкальных инструментов 3-4, затем включают запись и просят назвать какой инструмент звучал). Музыкальные инструменты и их изображения: барабан, дудка, колокольчик, треугольник (прил. 6).
«Домашние животные»
Перед ребенком выкладывают картинки с изображением знакомых ему домашних животных 4, затем включают запись и просят назвать голос какого из животных сейчас звучал. Затем можно попросить ребенка расставить картинки по порядку, чей голос был сначала, чей потом. Можно усложнить задание добавив посторонний звук). Картинки с изображениями: кошка, собака, корова, петух, (прил. 7).
«Послушай и выбери»
(Ребенку зачитывается стихотворение, затем просим его выбрать картинки с изображением предметов, о которых говорилось в стихотворении. Стихотворение зачитывается по частям (сначала две части, затем еще три) по мере выбора ребенком картинок.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать стихот - ворение еще раз). Матрешки и их изображения: матрешки в зеленом, желтом, голубом, синем, красном платьях. Помимо этих изображений добавляются любые другие, для создания выбора перед ребенком (прил. 8).
«Весёлые стихотворения»
(Ребёнку предлагают внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка выбрав соответствующие картинки.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох) Картинки с изображением: картофеля, капусты, моркови, гороха, петрушки и свеклы. Также можно добавить картинки фруктов чтобы у перед ребенком встал выбор (прил. 9).
«Послушай и выбери»
(Перед ребенком выкладывают ряд предметных изображений, затем зачитывают ряд слов 5-6 и просят выбрать из картинок те, что прозвучали) Изображения: мяч, дом, ракета, книга, зонт, расческа, линейка, зеркало, цветок (прил. 10).
III этап
Развитие тактильной памяти «Установи последовательность»
(Необходимо подготовить 5 небольших дощечек, на которые наклеиваются разные по фактуре материалы: спички, бархат, мех, фольга, вельвет. Сначала даем ребенку их рассмотреть, потрогать, затем просим закрыть глаза и тщательно пощупать каждую из них, запомнить их последовательность; после меняем местами две дощечки и просим ребенка расставить их правильно, все это выполняется с закрытыми глазами).
«Дай»
(Предварительно показываем ребенку игрушки, затем просим закрыть глаза и на ощупь выбрать необходимую игрушку выбирая из двух предметов. В случае если ребенок не справляется можно дать одну игрушку и попросить угадать что это). Матрешка, юла, машинка, мячик.
Развитие двигательной памяти «Делай как я»
(Сначала взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, а потом просит малыша повторить эти движения.
Затем для усложнения взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их).
«Зеркало»
(Педагог ставит детей полукругом около ширмы, сам встает за нее. Приняв определенное положение – поднимает одну руку вверх, а другую в сторону, выходит из за ширмы и просит детей повторить за ним; в случае если ребенок не может повторить педагог показывает движение и просит выполнить по подражанию).
«Повтори»
(Показываем ребенку 2-3 карточки – действия и просим ребенка повторить действия. Сначала можно использовать две карточки, затем по мере усвоения можно усложнять задание.)
Карточки с изображением действий – сидеть, стоять, идти (прил. 11).
IV этап
Развитие зрительной памяти «Как расположены картинки»
(Перед ребенком раскладываются 6 картинок, а затем просят закрыть глаза и меняют местами 2 картинки и просят разложить их в правильном порядке) Картинки с изображением: кубик, ландыш, лиса, мак, дерево, часы (прил. 12).
«Какой игрушки не хватает?»
(Перед ребенком на 20-25 сек. ставится 4-5 игрушек, затем просим его закрыть глаза и:
а) убираем одну, спрашиваем ребенка чего не хватает?
б) меняем игрушки местами и просим расставить в правильном порядке). 4-5 детских игрушек, для усложнения можно использовать 1-2 новые игрушки.
Развитие слуховой памяти «Назови пару»
(Ребенку зачитываются пары слов и выкладываются соответствующие картинки. Затем пары картинок убирают, называют первое слово, а ребенок должен назвать второе:
Булка - мука
Свитер - нитка
Зонт – туча
Корзина – грибы). Картинки с изображениями: булка, мука, свитер, нитка, зонт, туча, корзина, грибы (прил. 13).
«Продолжи ряд»
(Ребенку зачитываются ряды, состоящие из 3-х слов и выкладываются соответствующие картинки. Затем по две картинки из каждого ряда убирают, называют первое слово, а ребенок должен назвать оставшиеся два:
Сирень – ваза – цветы
Окно – крыша – дом
Гриб – корзина - осень
(Если ребенок не справляется с задание, то просим добавить только по одному слову). Карточки с изображением:
Сирень – ваза – цветы
Окно – крыша – дом
Гриб – корзина - осень
(прил. 14).
Заучивание стихотворения при помощи пиктограмм
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч.
При заучивании используется опорная схема, на которой слова «наша», «громко», «уронила», «тише», «плач», «утонет» изображены в виде цветных прямоугольников (предлоги в схеме не отражаются, а слова «Таня», «плачет», «речку», «мячик», «Танечка», «речке», «мяч» представлены в виде предметных картинок. Затем педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, на которые дошкольники отвечают с опорой на схему:
1. Кто громко плачет?
2. Что уронила в речку Таня?
3. Как мы можем успокоить Танечку? Что ей надо сказать?
После этого педагог еще раз читает стихотворение и предлагает дошкольникам рассказать его [50]. Картинки с изображением: Таня, плачь, речка, мячик.
(прил. 15).