Надежда Боричева
Календарно-тематическое планирование в средней группе «Народные культура и быт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Народные культура и традиции»
Программное содержание:
1. Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
2. Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.
3. Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
Публикация «Календарно-тематическое планирование в средней группе „Народные культура и быт“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
ЗАНЯТИЯ Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье
Понедельник 24.10.22
Речевое развитие
09.00 – 09.20
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНОГО РАССКАЗА ПО НАБОРУ ИГРУШЕК «ТАНЯ, ЖУЧКА, КОТЁНОК».
Цель: Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек; активизировать в
речи слова, обозначающие качества и действия предметов; закреплять
правильное произношение
изолированного звука (з)
О. С. Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет стр. 118.
Худ эст развитие
(Музыка)
09.50 – 10.10 Утро
-рассмотреть иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Репка»;
-развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок).
Гигиенические процедуры:
-использование потешек, поговорок, загадок» Солнышко, колоколнышко», пословицы «Поспешишь – людей насмешишь»,
при умывании, одевании на прогулку.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
-использовать приёмы формирования культуры поведения за столом.
Прогулка
Наблюдение за перелетными птицам
Ход наблюдения: Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль. (большой).
• Утка серая, а лебедь. (белый).
Трудовая деятельность: Уборка сухих листьев
Подвижная игра «Воробушки».
Вечер
-рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;
-проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода»;
Вечерняя прогулка:
-подвижные игры: «С кочки на кочку», «Найди себе пару».
Самостоятельная деятельность детей. Предложить детям:
иллюстрации к русским народным сказкам
-внести книги, картинки, иллюстрации о быте русского народа.
Рекомендовать родителям:
-домашнее чтение русских народных сказок с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;
-рассматривание книг.
Вторник 25.10. 2022
09.00 – 09.20
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Знакомство с традициями и бытом русского народа».
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.
Физическое развитие (группа)
09.50 – 10.10 Утро
-рассмотреть предметы народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т. п.);
-игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек.
Гигиенические процедуры:
-ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой).
Завтрак, обед, полдник, ужин:
-ситуативные разговоры о назначении предметов столовой посуды.
Прогулка
Наблюдение за перелетными птицам
Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Вечер:
-обыграть ситуацию «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.
Вечерняя прогулка:
-подвижные игры: «С кочки на кочку», «Замри», «Найди себе пару»;
-труд: ситуативная деятельность по поддержанию порядка на участке
Индивидуальная работа по развитию движений.
Самостоятельная деятельность детей.
Предложить детям:
-игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;
-выставка предметов народно-прикладного искусства и народных игрушек.
Рекомендовать родителям:
рассмотреть предметы на тему «Русской избы»;
-рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т. д.)
Среда 26.10. 2022
(Восприятие худ. литературы и фольклора).
09.00 – 09.20
Тема: "Русские народные сказки из волшебного сундучка"
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество,
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
Систематизировать знания о русских народных сказках;
Обеспечить развитие памяти, логического мышления;
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Познавательное развитие
(конструирование)
09.30 – 09.50
Тема: «Как мелкий колодец стал глубоким»
И. А. Лыкова,
стр. 58
Цель: Расширять опыт создания замкнутых конструкций. Развивать восприятие, пространственное мышление, воображение. Воспитывать любознательность активность. Утро:
- рассмотреть куклы в народном костюме, картинки, иллюстрации о предметах старинного быта,
-рассмотреть иллюстрации, альбомы, фотографии, образцов росписи;
-выкладывания на фланелеграфе узора;
Гигиенические процедуры:
-знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками, скороговорками
«Маленькая болтунья»; «Барабек».
Завтрак, обед, полдник, ужин:
-ситуативные разговоры по правилам этикета.
Прогулка:
Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Подвижная игра «Замри»
.Вечер
-использовать считалку в игре «На золотом крыльце сидели…»
познакомить с портретами русских богатырей.
-рассмотреть изделия народных промыслов.
Вечерняя прогулка:
-подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Замри».
-труд: ситуативная деятельность по поддержанию порядка на участке
Индивидуальная работа по развитию движений.
Самостоятельная деятельность детей. Предложить детям:
-куклу в народном костюме;
-предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии, образцы росписи,
-формы для выкладывания на фланелеграфе узора;
Внести изделия народных промыслов.
Папка – передвижка для родителей: «Как приобщить ребенка к народной культуре»
Четверг 27.10.2022
Физическое развитие (группа)
09.00 – 09.20
Художественно - эстетическое развитие
(Музыка)
11.45 – 12. 05 Утро:
-рассмотреть иллюстрации, альбомы, фотографии, образцов росписи;
-рисование предметов народного творчества, используя трафареты.
Гигиенические процедуры:
-использовать в режимных моментах загадки об осени и осенней одежде.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- рассказать о блюдах, которые дети едят.
Прогулка:
Наблюдение за осенними работами на огороде
Подвижная игра «Замри»
Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.
Ход игры: Все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» - остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.
Вечер
-образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров.
- Экскурсия в музейную комнату «Русская изба»
Вечерняя прогулка:
-подвижные игры: «Бубен», «Хороводная».
Труд: ситуативная деятельность по поддержанию порядка на участке
Индивидуальная работа по развитию движений.
Самостоятельная деятельность детей.
Предложить детям:
-предметы быта, расписанные в стиле городецкой и хохломской росписи, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками.
Рекомендовать родителям:
-посетить музей декоративно-прикладного искусства.
Пятница 28.10.2022
Художественно - эстетическое развитие
(рисование/лепка/
аппликация)
Тема: «Роспись чайника» (Гжель)
Цель: Знакомство детей с гжельской росписью – ее историей, колоритом и составляющими элементами.
Физическое развитие (Зал)
09.40 – 10.00
Утро
-познакомить с народными инструментами (трещотка и дудочка);
-создать условия для игры - драматизации по сказке «Теремок».
Гигиенические процедуры:
-использовать потешку для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса…»
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативные беседы о правилах поведения за столом.
Прогулка
-наблюдения за деревьями;
-подвижные игры: башкирская народная игра «Липкие пеньки»; бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок», русские народные игры «Дорожки», «Ловишки в кругу»;
Труд: - сбор природного материала для
дальнейшего использования;
индивидуальная работа по развитию движений: ходьба по прямой;
самостоятельная деятельность детей.
Вечер:
-использовать различные виды конструкторов и схем построек старинных домов, зданий для игр драматизаций;
Вечерняя прогулка:
-подвижные игры: «Выше земли», «Совушка»;
-труд: ситуативная деятельность по поддержанию порядка на участке
Индивидуальная работа по развитию движений.
Самостоятельная деятельность детей.
Предложить детям:
-атрибуты и элементы костюмов для игры-драматизации по сказке «Теремок»,
-различные виды конструктора.
Внести детские музыкальные инструменты предметы и оборудование в стиле народных традиций для разворачивания игровых сюжетов по мотивам музыкальных произведений и народного творчества.
Рекомендовать родителям:
-рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы».