Мальцева Алия
Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО с учетом социальной ситуации региона
▼ Скачать +Заказ
Содержание
Введение
1. Часть основной образовательной программы
1.1. Цели и задачи реализации парциальной программы
2. Заключение
3. Список литературы
Введение
Дошкольное образование - это первый этап образования в жизни человека. Именно в дошкольном образовании закладываются первоначальные навыки и умения, которые потом останутся с человеком на всю жизнь.
Публикация «Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО с учетом социальной ситуации региона» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Целостность образовательного процесса должно достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.
Парциальная программа - это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности.
Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Парциальные программы направлены на приоритетные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, и предназначены для реализации отдельных задач. Календарно-тематическое планирование – это проект будущей учебной и воспитательной деятельности педагога.
Грамотно составленный план способствует правильному распределению нужного материала и профессиональных усилий. Таким образом, дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка — характера, навыков.
1. Часть основной образовательной программы
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно ребенка все время удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в различных ситуациях.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека происходит в результате предотвращения, локализации и ликвидации как имеющихся, так и потенциальных источников опасности. Исходя из группы факторов, составляющих жизнедеятельность человека, можно выделить следующие компоненты безопасности жизнедеятельности человека:
1) личная безопасность (безопасность самого себя);
2) экологическая безопасность (безопасное состояние экосистемы);
3) социальная безопасность (безопасное существование человека в обществе, в том числе и в процессе труда);
4) глобальная безопасность (безопасность биосферы в глобальном масштабе)
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Раньше правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Условия жизни человека со временем изменились, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны:
- с интенсивным движением транспорта на улицах,
- развитой сетью коммуникаций,
- большим скоплением людей,
- и технизацией жилища.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:
• Распознание опасностей и их источников;
• Разработка предупредительных мер;
• Ликвидация возможных последствий.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило:
- либо используют долгие наставления и нравоучения,
-либо регулируют поведение детей путем прямых запретов.
И тот, и другой путь малоэффективны. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
1.1. Цели и задачи реализации парциальной программы
Система работы рассчитана на решение этой проблемы.
Цель системы работы – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. Наша задача научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Нельзя брать ножи и острые предметы, иначе я обрежусь и мне будет больно» и т. п. ;
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
Эти общие задачи делятся на ряд конкретных задач:
1. Формирование и расширение представлений о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем.
2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасности на улице.
3. Учить безопасности детей в быту.
4. Объяснить правила общения с животными.
5. Учить детей правильно вести себя с чужими людьми.
6. Обогащать представления детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
7. Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания помощи. Ит. д.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
МБДОУ детский сад №136 «Полянка» г. Ульяновска по вопросам включения регионального компонента опирается на парциальную программу «Основы безопасности» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:
• «Ребенок и другие люди»;
• «Ребенок и природа»;
• «Ребенок дома»;
• «Здоровье ребенка»;
• «Социально-эмоциональное развитие»;
• «Ребенок на улице».
При разработке системы используем принципы:
-Принцип полноты: Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам.
-Принцип системности:
Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течении дня на каждом возрастном этапе
-Принцип сезонности:
При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия. (региональный компонент)
-Принцип возрастной адресованности:
При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
-Принцип преемственности: Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
-Принцип повторения: - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств.
В работе используем различные методы, включая:
• Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
• Применение видеоматериалов;
• Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
• Используем разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые, и в первую очередь - родители. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Во время прогулки с ребенком можно использовать как вариант ненавязчивых рассказов, используя дорожные ситуации, беседовать с малышом о транспортных средствах, объяснять их особенности. Указывать на водителей и пешеходов, которые нарушают правила, и на тех, кто их соблюдает. Главной задачей и родителей, и педагогов, является – доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасность несоблюдения правил.
В детском саду, обучая детей основам безопасности жизнедеятельности, использую разнообразные формы и методы в работе:
• ежедневные «минутки безопасности»;
• тематические занятия;
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание картин, плакатов;
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
• целевые прогулки;
• работа с родителями.
Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В них хорошо описаны нарушения правил безопасности, например: «Гуси - лебеди», «Красная шапочка», «Сказка о глупом мышонке», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса». Давайте подумаем, какие правила безопасности нарушили герои сказок? Какой вывод из их поступков можно сделать? В сказе «Гуси - лебеди» - нельзя оставлять маленьких детей без присмотра; «Красная шапочка» - нельзя разговаривать с незнакомцами; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - необходимо слушать советы взрослых; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - нельзя брать угощения у незнакомых людей; «Колобок» - опасно гулять без присмотра взрослых.
В группе создан уголок, где представлены следующие материалы и оборудование по основам безопасности жизнедеятельности:
• Наглядные пособия по безопасности. (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.)
• Дорожные знаки нагрудные и переносные «Пешеходный переход». «Движение пешехода запрещено». «Остановка автобуса». «Осторожно – дети!». «Телефон». «Пункт медицинской помощи».
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, пожарника, игрушки транспортные.
• Картотека дидактических игр: «Назови пожароопасные предметы». «Назови причины пожара». «Хорошо - плохо». «Подумай и отгадай». «Что будет, если…». «Что мы знаем о вещах?». «Можно - нельзя», «Так - не так»; «Источники опасности»; «Ребусы».
Картотека «Минуток безопасности». Видеотека: «Кошкин дом», «Смешарики», «Безопасность дома», «Правила поведения в транспорте», «Дорожные знаки», «Спички – не игрушка»,
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на этапах жизни человека, а начинать её необходимо с дошкольного возраста.
Эффективность системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Основам безопасности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по формированию навыков безопасного поведения у детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Например, проведение тематических бесед и индивидуальных консультаций, организация специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, оформление папок - передвижек, размещение информации в «уголках родителей», отражающей текущие события, несущей конкретные знания и рекомендации по освоению детьми основ безопасности.
Заключение:
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности в различных опасных ситуациях.
Как показывает опыт работы и итоги обследования детей, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа в детском саду. Крайне важно начать ее вовремя, нельзя упускать драгоценное время. Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.
Ребенок учиться правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычек.
Благодаря целенаправленной работе наши воспитанники приобрели большой багаж знаний по правилам дорожного движения, знают свой домашний адрес, как вести себя с незнакомыми людьми, телефон экстренного вызова. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь. Ведь основа безопасности - это не просто усвоенные знания, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Таким образом, парциальные программы в ДОУ по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности и корректировки воспитательного процесса, достижения запланированных образовательных результатов в рамках реализации требований нового стандарта. Составление плана работы в детском саду — это необходимая часть работы педагога, позволяющая рационализировать время работы с детьми, сделать его максимально продуктивным. Но при всем этом для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса важны все виды планирования.
Список литературы.
1. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Н. В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет». –«Учитель», 2020.
4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность» – СП., «Детство-Пресс», 2021г
воспитания обучающихся".