Елена Претцер
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Целевые ориентиры: создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений детей об пресноводных и аквариумных рыбах, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы.
Задачи:
- Расширять знания детей о рыбах, упражнять в сравнении декоративных (аквариумных) рыб с речными;
- обогатить словарь детей названиями рыб, их частей тела;
- развивать познавательную активность детей;
- познакомить с некоторыми формами защиты рыб в природе;
Публикация «Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе „Пресноводные и аквариумные рыбы“» размещена в разделах
- Аквариум
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- формировать желание получать удовольствие от общения с природой;
- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогиче-скую речь.
- формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности де-тей.
- развивать любознательность, зрительное внимание, образное мышление, восприятие, познавательный интерес;
-развивать умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц;
- поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и игре.
- стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, их родителей и педагогов.
Индивидуальная работа с детьми:
Формирование словаря по теме. Согласование существительных с числительными, умение грамматически правильно составлять предложения. Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке род-ственных слов лишнее. Пересказ.
Материалы и оборудование: Иллюстрации и репродукции картин по лексической теме. Глобус и карты Земли. Мне-мотаблицы и сюжетные картинки для составления творческих рассказов. Разрезные картинки, штриховки. Материа-лы для ХТД. Мяч. Ноутбук. Видеопрезентации «подводный мир океана», «аквариумные и пресноводные рыбы.
Итоговое мероприятие: Литературная викторина «Подводное царство».
Работа с родителями: привлечение родителей к подготовке к презентации проектов «Мой аквариум», «Рыбалка».
Понедельник.
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Беседа «Рыбы – кто они?». Разучивание пальчиковой гимнастики «Жил да был один налим». Упражне-ние- расслабление: «Шум прибоя». Работают с календарём природы, рас-сматривают иллюстрации по теме. Н/и «Собери картинку». Игры в центрах занятости. Упр. «Подбери признак»: рыбка (какая) – аквариумная, речная и т. п. - Костя Л., Ки-рилл П., Ярослав В. Актуализировать и дополнить знания детей о реке, озере, их обитателях. Формировать элементарные экологи-ческие представления.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак. Инд. трудовые поручения. Выполняют упр., перестроение в ко-лонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации занятия. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккурат-ность при подготовке к занятиям.
9.00-10.30 Тема ООД: 1. Подготовка к обучению грамоте: [Г]- [Гь], [Г]- [К]. Звуко-буквенный анализ. Формирование навыка отгадывания ребусов.
2. Логопедическое
10.30-12.30 Наблюдение за работой дворника. Тру-довая деятельность: строительство гор-ки из снега. П/и. «Метелица», «с льдины на льди-ну». Игра малой подвижности: «Кого не стало». Самостоятельная деятель-ность детей. Развитие движений: отрабатывать умение передвигаться прямым и боковым галопом со сменой направления - Даниил П., Ки-рилл П., Софа М, Денис Д. Развивать умение ценить труд других людей, помогать взрослым по возмож-ности; играть в коллективе по общим правилам.
12.30-13.00 Чтение рассказов С. Сахарнова «Кто в море живёт? - беседа по содержанию. Массаж биологически активных зон «Снеговик». Внимательно слушают, беседуют по произведению; проговаривают знако-мые стихи с разной интонацией. Вы-полняют упражнения. Учить видеть красоту природы в про-изведении. Работа над выразительно-стью речи. Профилактика простудных заболеваний.
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник. Индивидуальная игра воспитателя и детей в С. /р игре «Подводная экспеди-ция». Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Знакомятся с новой игрой, обговаривают сюжет, готовят атрибуты и среду для игры. Д/и «Засели соседей в домик» -закрепление состава чисел – Вова С., Ар-тём Ж., Ваня Р. Костя М. Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. Форми-ровать способность согласовывать свои действия.
15.50-16.20 3. Физкультура 15.40—16.10
«Ребёнок открывает мир природы» (СОД) «Животные водоемов, морей и океанов». О. А. Соломенникова «Озна-комление с природой в детском саду» Д/и «Кто где живет», рассматривание глобуса, открыток «Пестрый мир аква-риума». энциклопедий, книг и др. ил-люстраций. Поиск информации. Расширять представления о многооб-разии обитателей водоемов, морей и океанов. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.
16.20-17.30 Прогулка: катание с горки. Беседа с детьми «Безопасная улица». Обговари-вание правил безопасной прогулки в ДОУ. Играют с выносным материалом. П/и «Мальки и кашалот», «Стой, олень!». Самостоятельная деятельность детей. Д/ упр. «Один - много» (образование мно-жественного числа имен существитель-ных) - Божена С., Денис Д., Дамир Б., Ар-сений К. Закрепить знания перехода улицы, расширять представления об улицах города; закреплять знания о правилах дорожного движения.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Н/п. игры сбор пазлов. Пласти-ческий этюд «На льдине». КГН. Работа в уголке книги: ремонт книг. Предложить детям выбрать кни-ги, нуждающиеся в ремонте, предпо-ложить, какие правила работы с кни-гой был нарушены Упражнять детей в сборе разрезных картинок по образцу, учить рассказы-вать о сути комичной ситуации, о сво-их впечатлениях.
В
торник
[/h4]Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Беседа «Растения или жи-вотные?» - беседа об анемонах, мор-ских звёздах и др. беспозвоночных. Участвуют в беседе, рассуждают. Рас-сматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением стадий развития. Д/и «Кто лишний?». Д/и «Дорисуй картинку» - развитие графиче-ских навыков, мелкой моторики, координа-ции движения руки и глаза – Костя М., Вова С., Дима Ш., Арсений К Развивать представления о внешнем виде, месте обитания животных, развить речь.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужи-вание. Завтрак. Трудовые поручения (по подгруппам). Зрительное упр. «Весёлый лучик». Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации деятельности. Укрепление мышц, развитие гибко-сти. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.
9.00-10.30 Тема ООД: 1 Логопедическое.
2. Математика: «На рыбалке».
Физкультура на улице 10.30-11.00
10.30-12.30 Прогулка: наблюдение за метелью»
Трудовая деятельность: очистка до-рожек, детского оборудования от сне-га П/и «Преодолей препятствие», «два Мо-роза», «Догони свою тень» (познакомить с понятиями света и тени). Игры с вы-носным материалом. Катание с горки. Развитие движений - упражнять в прыжках в длину с места на двух ногах, развитие коор-динации движений - Арсений К., Костя Л., Божена С., Денис Д. Развивать представления о движе-нии снега в ветреную погоду, твор-ческое воображение, желание фан-тазировать.
12.30-13.00 Чтение рассказа В. Бианки «Где раки зимуют». Игры с мячиками Су-Джок. КГН. Слушают, обговаривают, высказывают своё отношение к прочитанному. Игра-ют с мячиками. Расширять «читательский» опыт слушанья разных литературных жанров. Развивать способность по-нимать главные характеристики героев.
15.00-15.50 Подъём, закаливание. КГН. Массаж ног «Ловкие пальчики». «Школа мыш-ления»: д/и «Расскажи без слов», «Вы-ложи из спичек», «Придумай сам». Выполняют гимнастику на кроватях, босохождение. КГН. Решают логиче-скую задачку. Пантомимой передают образы выбранного животного или ры-бы. Д/упр. «В начале, в середине или в конце?» -умение определять место звука в слове - Бог-дан Г., Софья М., Тамик Ш., Алиса В. Воспитание логики и мышления; продолжаем знакомить с пантоми-мой. Развитие логического мышле-ния
15.50-16.20 ФППоМРиОтечестве (СОД) – водо-ёмы нашей республики (реки и озёра) – просмотр презентации Смотрят презентацию, обсуждают уви-денное, дополняют собственными впе-чатлениями. Кружок «Читайка» - 16.00 Пополнение знаний детей о при-родных водных ресурсах нашей республики, фауне водоёмов.
16.20-17.30 Прогулка: Познавательно – исследо-вательская деятельность «Как сделать морскую воду». Упр. «Ветер по морю гуляет…» - работа над силой выдоха. П/и «Выше ноги от земли», «Ручеёк». Игры с выносным материалом. Работа с детьми по заданию логопеда (авто-матизация звуков) - Миша Д., Ваня Р., Дани-ил П., Вова С. Расширять представление детей об экосистеме «Море». Активизировать внимание и память. Учить замечать изменения в природе.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общение воспитателя с детьми. Заучивание стихотворения отрывка из стихотворения «Кит и кот». Трудовое поручение: навести порядок в игровых центрах. КГН. Заучивают стих-ие. Хозяйственно-бытовой труд «Наве-дём порядок в уголке игрушек». «Вырежи по контуру» – Алдар Д., Ваня Р., Миша Д. Учить запоминать стихотворение, четко проговаривать слова.
Среда
.
Время в ре-жиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, утренний фильтр. «Моря бывают разные». Д/и «Как появляются рыбки». Зрительная гимнастика «На море». Участвуют в беседе. Смотрят презента-цию. Дежурство в уголке природы – уход за растениями. Самостоятельная деятель-ность в центрах занятости. Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда. Игра-упр. «Насосик» (развитие правильного диафрагмального дыхания) –Софа М., Дима Ш., Алдар Д., Дамир. Дать представление о том, что на Земле много морей и каждое - имеет свое название. Дать пред-ставление об этапах развития рыб.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслу-живание. Завтрак. Трудовые пору-чения (индивидуально). Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурство по столовой и помощь няне (протирают стульчики). Укрепление мышц, развитие гиб-кости, осанки. Развитие желания помогать старшим.
9.00-10.30 Тема ООД: 1. Логопедическое.
2. Развитие речи: Составление рассказа по серии картинок «Воришка».
10.30-12.30 Второй завтрак. Прогулка: наблю-дение и кормление птиц в кормуш-ках. Расчищенные кормушек от снега. Д/и «Чем похожи, чем не похожи». Наблюдают, высказывают своё мнение и предположения. П/и: «Птички - домики», «Медведи и моржи», «Метель-мороз». Развитие физических качеств: «Игра в лягу-шек» - способствовать развитию прыгучести (прыжки из глубокого приседания) – Божена С., Даниил П., Ваня Р., Вова С. Развивать воображение, внима-ние, желание помогать птицам в холодный период. Побуждение к двигательной активности.
12.30-13.00 Чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Заучива-ние стихотворения И. Толмаковой «Где спит рыбка». Слушают сказку, высказывают своё от-ношение к прочитанному. Заучивают и рассказывают стих. Продолжать знакомить детей с разными литературными жанра-ми; развивать внимание, память, выразительное чтение.
15.00-16.00 Подъём, закаливание, КГН, пол-дник.
3. Музыка 15.10-15.40 Выполняют гимнастику на кроватях, бо-сохождение по массажным дорожкам, КГН. Формирование потребности в ЗОЖ.
16.00-16.30 Кружок «Читайка» - 16.00
16.20-17.30 Прогулка. Наблюдение за долго-той дня. Наблюдают, рассуждают, отгадывают загадки. П/и «Палочка-выручалочка», «Рыбак и рыбки». Катание с горок. Д/и «Подбери рифму» - развитие внимания, логического мышления, речи - Алиса В., Ко-стя Л., Костя М., Тамерлан Ш. Закреплять представления о ча-стях суток; о том, почему при-бавляется длительность светово-го дня; помочь сделать вывод самостоятельно.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспита-теля с детьми. Рефлексия дня. Н/и «Веселая рыбалка». Н/и. с конструк-тором, лего и мозайкой. Свободное рисо-вание. Закреплять умения играть в игры, соблюдая правила. Воспитывать дружелюбие. Развивать ловкость, глазомер
Четверг.
Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Рассматривание репродукции картины А. Рылова «Море. Камни». Пальчиковая гимнастика «На море». Рассматривают репродукцию и состав-ляют предложения, по опорным сло-вам, не следуя аналогии. Свободное рисование, штриховки Повтор чистоговорок по заданию логопе-да, речевая игра «Найди звук в слове» -закреплять умение выделять заданный звук в словах – Андрей Т., Костя М., Кирилл П., Софа М. Умение воспринимать, чувствовать настроение картины, передавать его в своих высказываниях; воспитывать эстетические чувства; упражнять в подборе определений и сравнений.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак.
Трудовые поручения (по подгруппам) Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурство по столо-вой и помощь няне (протирают пыль). Совершенствовать двигательные уме-ния и навыки детей, координацию дви-жений. Воспитывать трудолюбие.
9.00-10.30 Тема ООД: 1. Аппликация: «Аквариум».
10.30-12.30 Второй завтрак. Наблюдение: следы на снегу, учить определять чьи следы: дет-ские, взрослые, следы животных. Трудо-вые поручения - сгрести снег к стволу дерева. Наблюдают, рассуждают, делают вы-воды. П/и «Дорожка препятствий», «Караси и щука», «Третий-лишний». Д/и «Живое-не живое». Игровое упражнение в метании снежков правой и левой рукой «Кто дальше?» - Со-фа М., Сеня, Костя Л., Даниил П. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бе-режное отношение ко всему, что нас окружает.
12.30-13.00 Чтение произведения Д. Биссета «Сказка про морского царя и китов». Отгадыва-ние загадок о рыбах. Развивать логиче-ское мышление, умение отгадывать за-гадки. КГН. Дети слушают, рассуждают и отвечают на вопросы по содержанию, рассказывают о своих эмоциях Дежур-ство по столовой. Продолжать знакомить детей с разны-ми литературными жанрами, воспиты-вать умение слушать, отвечать на во-просы по содержанию
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН. полдник.
2. Физкультура 15.10-15.40 Выполняют гимнастику на кроватях, босохождение, упражнения, КГН. Учить рассказывать о чём-либо не то-ропясь, не перебивая других; развивать речь.
15.50-16.20 - Приобщение к истокам РНК (СОД) «Пришла Коляда накануне Рождества»
Логопедический час. Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. Д/и «Чего не стало?» - развитие зрительной памяти - Ярослав В., Дима Ш., Денис Д. Формирование основ патриотического сознания и самосознания дошкольни-ков через развитие бережного, уважи-тельного отношения к традициям рус-ского народа.
16.20-17.30 Прогулка: предложить детям оха-рактеризовать погоду, обратить внимание на цвет снега при свете фонарей и в темноте. Наблюдают, рассуждают, выска-зывают мнение. П/и «Совушка-сова», «Два Мороза». Катание с горки. Чтение - Божена С., Богдан Г., Даниил П., Артём Ж. Воспитывать умение общаться между собой. Расширять пред-ставления об игре света и тени.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Трудовая деятельность в игро-вом уголке. Д/и «Танграм». Рассказывают о том, что планировали на день и что из этого получилось, а над чем ещё нужно поработать. Игры с металлическим конструктором. Развитие зрительной памяти, речевой активности. Умение анализировать свою деятельность.
Пятница.
Время в ре-жиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная рабо-та с детьми Ожидаемый результат
7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Решение проблемной ситуа-ции: «Почему рыбы плавают, а не хо-дят?». Словесная игра «Небылицы». Рассуждают, делают выводы. Само-стоятельная деятельность в центрах занятости. Д/упр. «Выбери нужное действие» (пони-мание значений глаголов с приставками: рыбка к камню (отплыла, подплыла). Рыбка от берега (переплыла, отплыла) и т. д. – Ярослав В., Божена С., Софа М., Дима Ш. Развитие логического мышления, ар-тикуляционного аппарата, внимания, логического мышления.
7.50-9.00 Утренняя гимнастика,
самообслуживание. Завтрак. Трудовые поручения - уход за комнатными рас-тениями в центре природы Выполняют упражнения, перестрое-ние в колонны; КГН, дежурство по столовой и помощь воспитателю в подготовке к занятию. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей, координацию движений. Воспитание трудолюбия.
9.00-10.30 Тема ООД: 1. Логопедическое.
СОД «Природа и Художник» -
10.30-12.30 Второй завтрак. Познавательно-исследовательская деятельность: «Что такое айсберг?». Трудовые поручения. Проводят эксперимент, наблюдают, рассуждают, делают выводы. П/и «Море волнуется», «Караси и щука», «Два Мороза». Упражнения на отработку ОВД: трени-ровка в беге на скорость с подгруппой - Вова С., Денис Д., Миша Д., В. Алиса. Выяснить: почему айсберги не тонут и какую для кораблей представляют опасность. Учить устанавливать при-чинно-следственные связи.
12.30-13.00 Чтение произведения В. Ю Драгунско-го «Денискины рассказы «Главные ре-ки». Д/и «Какое бывает?» - учить под-бирать прилагательные, обозначаю-щие признак, развивать память, внима-ние. КГН. Знакомятся с произведениями, беседуют по содержанию, играют. Дежурство по столовой. Продолжать воспитывать усидчи-вость, желание слушать чтение про-изведения, уметь отвечать на вопросы по содержанию.
15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник.
2. Музыка 15.10-15.40
Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Формирование потребности в ЗОЖ.
15.50-16.20 Кружок «Химия для детей»
Литературная викторина «Подводное царство».
16.20-17.30 Прогулка: наблюдение за погодой. Отметить, что вечером температура воздуха становится холоднее. Д/и «Хорошо-плохо» - ТРИЗ. Вспоминают утренник. Катание с горки. П/и: «Водяной»; «Крабы и рыбки» Чтение букваря - Ярослав В., Тамерлан Ш., Софа М. Расширение и закрепление знаний о природных явлениях зимой, приспо-собленностью людей к ним.
17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Рефлексия дня, недели.
Строительные игры. Рассказывают о том, что планировали на день, неде-лю; что удалось, а над чем нужно ещё поработать. Развивать умение анализировать свою деятельность; развивать внима-ние, память, связную речь.
Работа с родителями: привлечение родителей к созданию ППРС, в подготовку к презентации проектов «Мой аквариум», «Рыбалка».