Ирина Будникова
Календарно-тематическое планирование «Удивительный мир озера Байкал» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя: «Уникальность озера Байкал» (вода и ветры)
Цели: продолжить знакомить детей с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; продолжать формировать представления о взаимосвязи воды и ветра на Байкале через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи, о том, что огромная масса воды способствует возникновению ветров различных направлений; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Публикация «Календарно-тематическое планирование „Удивительный мир озера Байкал“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Итоговое мероприятие: театрализованное представление «Баба-Яга на Байкале"
понедельник
8.10- гимнастика (муз. зал) с музыкальным сопровождением
9.00-психолог
10.35-познание (формирование целостной картины мира)
цели: продолжать знакомить с различными водоемами, с историческим озером «Байкал», данные которого добывались на протяжении нескольких десятилетий; продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека в Сибири во многом зависит от Байкала; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
слушание аудиозаписи «Славное море «Великий Байкал»; просмотр презентации «обитатели озера», беседа (глубинная вода Байкала, ветры на Байкале);ситуация «. что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода»
10.35 музыка
Д/и – «Звук потерялся» - развитие внимания, фонематического слуха
Муз–дид. игра «Послушай, повтори» - умение воспринимать, различать и воспроизводить ритмический рисунок, развивать внимание, память. Утро: полив комнатных растений – актуализировать и дополнить представления детей о значении воды в жизни растений. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа «Роль воды в появлении жизни на планете Земля»- сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека (всего живого, дать представление о некоторых видах природных водоемов.
Разучивание загадки про нерпёнка (книга «путешествие по Байкалу»)
Прогулка№1 (см. картотеку)
Вечер:
Д/и «Назови эндемиков озера Байкал» - закрепить и пополнить знания детей об обитателях озера Байкал. (центр игротеки) Д/и «Где были, что делала?» - умение детей общаться самостоятельно (с опорой на фотографии) делиться своими впечатлениями; рассматривание фото из домашнего альбома (на Байкале, на море)
м. п. игра «Земля, воздух, вода» - воспитывать самостоятельность, развивать культуру движений
(центр искусства)
СХД (оригами) – «Кораблик»- закреплять умение работать в технике оригами; воспитывает взаимопомощь, воображение (обыгрывание –путешествие по озеру Байкал).
вторник
8.10- гимнастика (спорт. зал) с инструктором по физическому воспитанию
9.00- коммуникация
цели: развивать навыки построения предложений по схеме, формировать умение подбирать определения и эпитеты к слову «вода», развитие образной речи на примере устного народного творчества – загадок; продолжать учить вычленять звуки в слове; развивать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться)
•кроссворд с загадками (волна, море); слов/игра «Какая вода?»; речевая игра «Предложение» по схеме; игра «Третий лишний (картинка о воде).
9.40- художественное творчество (рисование)
Кораблик
цели: развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, учить подбирать нужные цвета (по указанным цифрам); развивать чувство цветоощущения, умение дополнять рисунок интересными и необходимыми деталями.
•Игра на внимание, фотовыставка «по морю-океану», обсуждение предстоящей работы, рисование, выставка.
11.00 физическая культура (бассейн)
Д/и «Непонятные слова» - развивать звуковую культуру речи, фонематических слух, учить различать различные слова, близкие по звуковому составу.
Утро: Работа в уголке книги «Байкал» - продолжать знакомство с содержанием уголка, с различными изданиями: энциклопедия, худож. литература; прививать интерес к литер-ре разных жанров.
Дидактическая игра «Мы положили с собой в чемодан…» - развивать память, внимание, наблюдательность.
Прогулка№1 (см. картотеку)
Вечер:
экспериментирование «Что такое воздух», с ветром; вывод ветер – это движение воздуха. Если дунуть на воду, получаться волны. Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
(центр книги, искусства) рассматривание
картин Г. А. Семенов «Байкал», И. А. Юшков «Байкал. Утро» и др. -формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.
Сюжетно-ролевая игра «Моряки» - расширять область самостоятельных действий в выборе роли, в использовании атрибутов, формирование умения считаться с интересами других.
среда
8.10- гимнастика (муз. зал) с воспитателем (комплекс №1, см. картотеку)
9.00- познание (формирование элементарных математических представлений)
цели: закреплять знания о различных агрегатных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном; закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; развивать приемы умственных действий, речь, познавательный интерес, внимание и память.
10.40- музыка
15.30- художественное творчество (лепка) «Водоем пресной воды в Прибайкалье и его обитатели»
цели: продолжать учить детей лепить животных, используя форму (шар, овал); соединять части методом примазывания; формировать желание доводить работу до конца.
Игра «Угадай кто спрятался» (омуль, нерпа, чайка и др., рассматривание иллюстраций, игра. п. характера, объяснение этапов и приемов работы, творческая работа, выставка. Д/и «Раз, два» - умение согласовывать имена существительные с числительными. активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, наблюдательность.
рассматривание альбома «Озера мира»
цель: - рассказать о том, какие водоемы называют озерами, показать изображения известных озер (на примере о. Байкал)
Утро:
(центр науки) познавательно-исследовательская деятельность-путешествие по карте Иркутской области: «Найди исток Байкала. Почему река Ангара так называется? Выкладывание из пуговиц контура о Байкал, подбор и обозначение цветной тканью его глубины.
Прогулка№2 (см. картотеку)
Вечер:
игры – соревнования: добеги до флажка, доползи до предмета и др. - расширять двигательный опыт, самостоятельный контроль за игровым действием.
«Буквенное лото» - развивать фонематический слух, внимание, умение слушать.
игры в шашки - развитие сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления.
СХД (аппликация) «Рыбы Байкала»
цель: закрепить умение детей самостоятельно создавать образ рыб, используя в работе арбузные семечки и др. природный материал.
четверг
8.10 - гимнастика (спорт. зал) с инструктором по физическому воспитанию
9.00 -познание (формирование элементарных математических представлений)
цели: закреплять навыки счета на ощупь, упражнять детей в прямом и обратном счете, умение соотносить цифру с количеством.
•Упражнение «Прямой и обратный счет», Игра за столами, «Какой цифры не стало?», Работа в тетрадях, игра с пуговицами.
9.50– физическая культура
10.30 - художественное творчество (рисование)
«Серебряные нити всю землю напоили»
цели: закреплять умение рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок (красками, учить подбирать нужные цвета и составлять оттенки, дополнять рисунок мелкими деталями (капли, круги на воде); формировать умение правильно вести себя в природе; воспитывать эстетическое восприятие. Загадки и стихи о воде, рассматривание иллюстраций, игра «Ошибка художника», рисование, выставка.
Д/и «Отвечай-ка» - упражнять детей в сравнении двух групп предметов, закреплять умение уравнивать количество предметов в группах, добавляя или убирая один предмет. Активизировать в речи соответствующие понятия.
Д/и «Бывает, не бывает» - способствовать использованию в игре и углублению знаний детей о сезонных явлениях. Развивать внимание, связную речь.
Утро:
Этическая беседа «За труд говорят спасибо»-беседа помогает понять, что труд на благо других людей заслуживает благодарности. (этические беседы с детьми 4-7 лет, с. 63)
КГН– формировать навыки самообслуживания
Прогулка№2 (см. картотеку)
Вечер:
КХБТ –уборка на стеллаже с игрушками – формировать у детей умение трудиться в коллективе.
Теневой театр – драматизация по бурятской легенде «Богатырь Байкал»
Игры с физ. Пособиями «Попади в обруч»- развивать глазомер, ловкость, мышцы рук.
(музыкально-театрализованный центр) – игра на муз. инструментах – ( звуки воды: волны, дождя, водопада) – умение импровизировать, развитие творческих способностей.
пятница
8.00- гимнастика (муз. зал) с воспитателем (комплекс №1, см. картотеку)
9.00 – ЧХЛ «Сказание о Байкальской розе ветров» («Путешествие по Байкалу» с. 60)
цели: познакомить детей с новым произведением, помочь определить сказочные эпизоды.
9.40 - познание (конструирование) «Пароход»
цели: учить анализировать форму и строение объекта с тем, чтобы выбрать необходимые материалы и способ конструирования; развивать навыки коллективной работы, умение образовывать временные коллективы для успешного решения задачи, распределять работу, согласовывать свои действия.
Стихотворение о Байкале, фотовыставка «лодочки», беседа; изготовление, обыгрывание.
10.35 - физическая культура
15.30 - итоговое мероприятие, театрализованное представление «Кощей на Байкале»
цели: доставить детям радость и удовольствие от представления; расширить знание детей об обитателях Байкала.
«Нарисуй орнамент» - для развития мелкой моторики руки; упражнение в ориентировке на листе бумаги.
Утро:
Д/и «Придумай предложение» - учить строить предложение по образцу, развивать речевую и мыслительную активность.
Пальчиковая игра «Налим»
(Пальчиковые игры для детей 5-7 лет, Интернет-ресурс)
Прогулка№3 (см. картотеку)
Вечер:
Чтение бурятской легенды «Богатырь Байкал»
Бурятская народная игра «Иголка, нитка, узелок»(зун, утахн, зангила) –познакомить детей с новой игрой, учить соблюдать правила, развивать внимание, ловкость. м. п. игра «Море волнуется» - умение самостоятельно выбирать ведущего, соблюдать правила игры.
Д/и «Какая бывает вода» - свойства воды (самостоятельные эксперименты с водой)
Сюжетно-ролевая игра «Подготовка корабля к плаванию» - учить самостоятельно реализовывать и развивать сюжет; распределять роли, формировать дружеские взаимоотношения.