Зоя Сергеева
Календарно-тематическое планирование «Формирование начальных представлений о ЗОЖ» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц
Неделя
Тема
Тема НОД
Цель
Совместная работа с детьми в режимных моментах
Организация предметно- развивающей среды
Взаимодействие с семьёй, социумом
АВГУСТ
4 неделя
Тема: «День знаний»
Тема: «Давайте познакомимся»
Цель: организовать работу группы;
формировать умение вступать в контакт и общаться друг с другом; создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.
Стр. 119. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие
Технологии в детском саду».
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Ладошки»
Гимнастика для глаз.
- Ромашка (на лепестках написаны народные мудрости)
-Д/упр. «Знакомство»
-Физминутка
-«Выбери себе что –нибудь на память».
Ромашка, на лепестках которой написаны народные изречения о здоровье, мяч, коробка с мелкими предметами.
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Тема: «Палка, палка, огуречик- получился человечик» (Как живёт моё тело. Тело человека и уход за ним)
Цель: развивать речевые исследовательские навыки; формировать умение устанавливать эмоциональный контакт; формировать представления ребёнка о своём теле, правильной осанке.
Стр. 118 Гаврючина Л. В.
«Здоровьесберегаюшиее технологии в детском саду». -упр. «Паровозик с именем»
-Физминутка
«Голова-головушка…
-Д/упр. «Наши руки»
-Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
- Самомассаж
«Части тела» Рисунки мальчика и девочки. Рекомендовать родителям закреплять умение знакомиться с другими детьми.
Мониторинг2-3 недели Заполнение персональных карт развития ребёнка Разработка индивидуального маршрута развития ребёнка.
СЕНТЯБРЬ
4 неделя
Тема: «Мой город, моя страна» Тема: «Страна волшебная – здоровье».
-«Здоровые зубы, здоровью любы» (Правила здоровья и здоровая жизнь-рег. программа)
Цель: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.
Формировать умение правильно ухаживать за зубами.
-Игровая ситуация
«Здоровый и больной гномы»
-Практикум «Чистим зубы правильно» Картинки с изображением двух гномов или куклы: один весёлый, другой грустный.
Бокалы с водой. Тазик, зубные щётки, зубная паста. Рекомендовать родителям продолжать закреплять навыки, полученные в детском саду.
ОКТЯБРЬ
1неделя Тема: «Невидимка – воздух»
-«Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»(Рег. программа)
- «Что такое микробы?»
Цель: подвести к пониманию, что воздух есть вокруг и внутри нас, показать способы обнаружения воздуха. Формировать представления о микробах, правильном уходе за своими руками.
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Кошка»
Гимнастика для глаз.
-Рассматривание воздушного шарика
- Упражнение на дыхание «Чья бабочка выше взлетит?»
-Рассматривание микробов на плакате. Надутый воздушный шарик, плакат с изображением микробов, бумажные бабочки на ниточках. Рекомендовать родителям продолжать познавательную работу в этом направлении.
ОКТЯБРЬ
2 неделя Тема: Ситуация общения «Чистота – это здоровье». (Правила здоровья и здоровая жизнь. -Рег. программа). Цель: формировать у детей представления о чистоте.
Цель: формирование правил здорового питания, формирование безопасного поведения в быту, закрепление культурно-гигиенических навыков
детей.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Ладошки»
Гимнастика для глаз.
-игровая ситуация
«Соблюдаем чистоту на кухне».
- Дидактические игры «Живое – неживое», «Кухня куклы Кати». Мяч, тряпочка для удаления пыли, тазик с водой, посуда, полотенце для посуды Рекомендовать родителям доверять детям мыть чашки дома.
ОКТЯБРЬ
3 неделя
Тема: «Осень»
Тема: Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» Цель: учить подбирать одежду в зависимости от погоды».
-Для чего нужна зарядка?
-Сладкая жизнь
Цель; приобщить детей к регулярным занятиям физкультурой, воспитывать опасение к чрезмерным потреблениям сладостей.
-Рассматривание демисезонной одежды, называние её, рассказывание о её назначении.
- Придумывание упражнений для зарядки.
-Рассказывание сказки о мальчике, который ел много конфет, никогда не чистил зубы и остался без зубов. Предметы одежды, схемы физ. упражнений,
картинка беззубого мальчика. Рекомендовать родителям называть предметы одежды, которые одевают только осенью.
ОКТЯБРЬ
4 неделя Тема: О жизни растений, рыб, птиц и животных. (Рег. программа)
Цель: дать представления об осенних явлениях природы, упражнять в названиях качественных характеристик предметов
-Рассказ «О пользе сна» Цель: дать представление о том, что с помощью сна восстанавливаются силы. Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Погончики»
Гимнастика для глаз.
-Дид. /игры.
Наглядный материал в уголке здоровья по теме «О пользе сна».
--Дидактическая игра «Что, где растёт?».
-Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». Внести дидактические игры, оформить наглядные материалы в уголке здоровья по теме. Консультация для родителей «О пользе сна».
НОЯБРЬ
1неделя
Тема: «Дикие и домашние животные».
Тема: Рассказывание сказки «Как лисичка с бычком поссорилась». Цель: воспитывать чувство сопереживания, милосердия, активизировать использование в речи наречий «больно», «грустно», «обидно».
Цель: закреплять знания о частях тела человека. Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Погончики»
Гимнастика для глаз.
-Рассматривание частей тела человека
-Дид. упр. «Зачем они нам нужны?» (о частях тела).
- Игровые упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Фоторобот» В предметно-пространственную среду внести плакаты и иллюстрации с дикими животными, кукла.
НОЯБРЬ
2 неделя
Тема: «Наши верные помощники»(Гигиена слуха и зрения)
-«Наши глаза»
-«Целебная сила ягод».
Цель: Формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека. Воспитывать чувство сострадания к незрячим и глухим людям. Желание оказать им помощь.
Формировать знания об особенностях животных (орёл, сова, заяц, лягушка, крот, рак, их приспособляемости к среде обитания. -Д\игра «Угадай по запаху».
-Д/игра «Угадай на ощупь».
-Определение весёлого и грустного настроения
-Д/игра «Угадай кто позвал» Предметы для игр, картинки с изображением совы, человека, зайца, рака, орла, лягушки без глаз,- для дорисовывания детьми. Материал для уголка здоровья «Гигиена слуха и зрения детей».
НОЯБРЬ
3 неделя Тема: «Я в мире человек, моя семья» Тема: Беседа «С кем я живу».(Рег. программа: «Я в моей семье). Цель: научить отвечать на вопросы воспитателя, называть членов семьи, и их обязанности.
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком.
- Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».
Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Погончики»
Гимнастика для глаз.
-Рассматривание картин, фотографий составление мини – рас Дидактическая игра «Таня простудилась» сказов по ним.
-
-Фотоальбом семьи. кукла для игры «Таня простудилась», мяч.
НОЯБРЬ
4 неделя Тема: «Какой я? Какие другие?» .
Цель: развивать чувство единства, сплочённости. Формировать умение удетей действовать согласованно.
Стр. 123 Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». -Д/и «Эхо»
-Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
-Д/упр. «Волшебный мешочек»
-Игра «Воздушный шарик»
-Д/и «Угадай чей голосок?» Воздушный шарик.
ДЕКАБРЬ
1неделя
Тема: «Зима». Беседа «Физическое развитие и питание» Цель: формировать представление о здоровом питании зимой: употребление молока, фруктов, овощей, лука, чеснока – полезно для здоровья, а снег и сосульки приводят к заболеваниям. Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»
Гимнастика для глаз.
Иллюстрации полезных продуктов.. Внести картинки овощей и фруктов
Посадка лука в центре природы.
ДЕКАБРЬ
2 неделя Тема: «Зачем мы спим?»
Цель: создать положительную мотивацию на режимные моменты сна; улучшить эмоциональный фон и уверенность ребёнка в детском саду. -Слушание музыки «Колыбельная»
-Упр.» Сон», «Готовимся ко сну». Музыкальное сопровождение.
ДЕКАБРЬ
3неделя.
Тема: «Новогодний праздник». Педагогические ситуации:
«Да здравствует мыло душистое». (Рег. программа: «Гигиена тела. Правила личной гигиены») Цель: совершенствовать умение аккуратно мыть руки, правильно пользоваться мылом.
-Беседа на тему «От простой воды и мыла у микробов тают силы»
-Д/и «Парные картинки».
-Алгоритм умывания
-Алгоритм закаливания. Создать условия в развивающей среде группы для закрепления алгоритма умывания, проведения закаливания.
Картинки для игры. Рекомендовать родителям поощрять детей за правильное соблюдение правил личной гигиены.
ЯНВАРЬ
3 неделя
Тема: «Зимние забавы». Тема: «Что я могу делать руками и ногами?» (Рег. программа : «Как живёт моё тело»).
Цель: закреплять знания о частях тела; развивать навыки коллективной работы; формировать умение делать самомассаж, упражнять в умении быть ловкими и быстрыми.
Стр. 116. Гаврючина Л. В, «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». --Беседа «Наши руки»
-Пальчиковая гимнастика «Ладошки».
-Самомассаж «Части тела»
-Игра – эстафета
с обручами
-Танец. Музыкальное сопровождение. Показ родителям приёмов самомассажа.
ЯНВАРЬ
4 неделя
Тема: Знакомство с народной культурой и традициями». Тема: «Всегда и везде вечная слава воде!»(Рег. программа: «Уход за растениями»; «Правила личной гигиены»)
Цель: развивать речевое дыхание; формировать правильную артикуляцию; развивать тактильные ощущения; закреплять гигиенические навыки. - «Ласковое имя».
-Игровое упр. «Ухаживаем за цветком».
-Ситуация «Замарашка»
-Практикум «У Мойдодыра»
-П/и «Море волнуется». Комнатное растение, кукла, мыло, полотенце. Рекомендовать родителям закреплять КГН в семье.
ФЕВРАЛЬ
1неделя Тема: Экскурсия в медицинский кабинет «В гостях у врача». Цель: познакомить с работой врача и медсестры. ( Рег программа: «Правила здоровья и здоровая жизнь») -Беседа «Будем здоровы».
С/р игра «Больница»
Оборудование к с/р игре «Больница».
Иллюстрации с изображением всего, что помогает сохранению здоровья. Предложить маме Вики П. рассказать, что важно для сохранения здоровья.
ФЕВРАЛЬ
2 неделя Тема: «Мои чувства. Моё настроение».
Цель: познакомить детей с понятиями «настроение» и «чувства»; формировать умение понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. - Определяем настроение музыки.
-Беседа «Что такое чувтва».
- Тренинг эмоций.
-П/и «Займи свой домик».
-Песня Шаинского В. «Улыбка». Весёлая музыка, маски мышек, краски. Листы бумаги. баночки с водой, кисти. Рекомендовать родителям рассказывать детям о своём настроении и причинах его возникновения.
ФЕВРАЛЬ
3 неделя
Тема: «День защитника Отечества». Тема: «Что делать, если у тебя плохое настроение?»(Рег. программа: основы саморегуляции).
Цель: продолжать формировать умение детей регулировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей со способами саморегуляции.
Стр. 129. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». -Рассматривание плаката «Три настроения»
-П/и «Жужа»
-Упр. для саморегуляции.
-П/и «Дракон ловит свой хвост»
-«Кляксы». Плакат «Три настроения», краски, листы бумаги,кисти, баночки с водой. Рекомендовать родителям рассказать детям о том, как они справляются со своим плохим настроением.
ФЕВРАЛЬ 4неделя
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: формировать первоначальные представления об элементарных правилах поведения, о взаимоотношениях с другими людьми, о некоторых способах проявления внимания и заботы по отношению к другим людям; стимулировать подражание социально одобряемым поступкам.
Стр. 36. КоломийченкоЛ. В., Чугаева Г. И. «Занятия для детей 3-5лет по соц. -ком. развитию» -Игра «Вежливый мишка».
Театрализованная игра «Угостим мишку чаем»
-Д/и «Цветок радостных дел»
-Игра «Хорощо-плохо». Настольно-печатная игра «Хорошо - плохо», игрушка мишка. Красивая коробка, игрушечный чайный сервиз, цветок из бумаги, на лепестках которого изображены различные ситуации. Рекомендовать родителям привлекать детей к
«добрым» делам.
МАРТ
1неделя.
Тема «8 Марта». Тема: «Забота о близких».
Цель: формировать умение проявлять заботу, доброжелательность по отношению к членам семьи; способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках.
Стр. 48. КоломийченкоЛ. В. ,Чугаева Г. И. «Занятия для детей 3-5 лет по соц. - ком. развитию» -Чтение стихотворения «Мамин день»
-Д/и «Поможем Мишутке накрыть стол к празднику»
-Д/и «помощники в семье»
-Физминутка «Мама спит» Игрушка мишка, фартук, стол, скатерть, предметы для сервировки стола, сюжетные картинки с изображением детей, которые помогают взрослым. Рекомендовать родителям поддерживать детей в их желании принимать участие в подготовке праздника.
МАРТ
2 неделя Тема: «Человек и его поступки».
Цель: способствовать проявлению потребности в ориентации на социально-одобряемые взрослыми поступки как образцы своего поведения; использовать полученную информацию в игровой. Речевой деятельности.
Стр. 94. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И. «Занятия для детей 3-5 лет по соц. - ком. развитию» -игровая ситуация «Мишутка принёс картинки о плохих и хороших поступках»
-игра «Хорошо- плохо»
-Речевая игра «Самые хорошие поступки»
-Д/и «Добрые и злые герои сказок». -игрушка мишка, нстольно-печатная игра «Хорошо- плохо», «цветок доброты», книга Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки с изображением добрых и злых героев сказок. Консультация на тему: «Воспитываем добротой».
МАРТ
3 неделя
Тема: «Весна» Тема: «Мы растём».
Цель: формировать представления о перспективах возрастного развития детей разного пола; воспитывать чувство симпатии сверстникам разного пола, актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.
Стр. 96. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И. «Занятия для детей 3-5 лет по соц. – ком. развитию» -Игровая ситуация «Мишутка хочет быстрее вырасти»
-Физминутка «Большие – маленькие»
-Чтение рассказа Пермяка Е. «Как Маша стала большой».
Игрушка мишка. иллюстрации на тему «Мы растём»
,рубашка. галстук, брюки, часы.
МАРТ
4 неделя. Тема: «Этикет»
Цель: формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми, детьми и взрослыми. мужчинами и женщинами; актуализировать использование полученной информации в игровой. Речевой деятельности.
Стр. 106. Коломийченко Л. В. Чугаева Г. И. «Занятия для детей 3-5лет по соц. –ком. развитию». -Чтение А. Барто «Медвежонок- невежа»
-Игра «Вежливый Мишка».
-Игра «Поездка в автобусе»
-Парный танец
«Весёлые воротики» Игрушка мишка, книга Барто «Медвежонок –невежа». Автобус из стульев, руль, д/и «Правильно-неправильно»(тема «Столовый этикет»).
Рекомендовать родителям привлекать детей к накрыванию на стол.
АПРЕЛЬ
1 неделя Тема: «Птицы и звери весной» Тема: «Надо, надо умываться.».
Цель: продолжать создавать позитивное отношение к культурно- гигиеническим навыкам; усилить личностное отношение к культуре тела и души; помочь организовать жизненный опыт детей.
Стр. 130. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологиив ДОУ» - игра «Моё утро»
-Беседа на тему : «Что такое микробы?»
-Чтение стихотворения «Микроб»
-Проведение закаливающего носового дыхания. Умывальные принадлежности.
АПРЕЛЬ
2 неделя Тема: «Уши, носик и глаза помогают нам всегда»
Цель: уточнять и закреплять знания детей об органах слуха, зрения, обоняния; воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Стр. 132. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
- Путешествие в «Мир красок», «Мир музыки», «Мир здоровья». Оборудование для уголков красок. музыки, здоровья.
АПРЕЛЬ
2неделя Тема: «Правила поведения на улице»
Цель: закрепить правила поведения на улице; формировать умение соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном передвижении по дороге; убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге.
Стр. 37. БеляевсковаГ. Д., Мартынова Е. А. «Правила дорожного движения детей 3-7 лет». -Чтение рассказа «Происшествие с игрушками»
-Игра «Водители и пешеходы»
- Рисование ситуаций с нарушением правил дорожного движения. С последующим рассказом о них. Костюм милиционера, накидки с изображением транспортных средств. Свисток, цветные мелки.
АПРЕЛЬ
3 неделя
Тема:» Сад, огород» Тема: «Правила безопасного поведения».
Цель: обогащать представления о правилах безопасного поведения; способствовать проявлению потребности соблюдать правила безопасного поведения как образцы своего поведения; актуализировать стремление к использованию полученной информации в игровой деятельности.
Стр. 116. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И. «Занятия для детей 3-5 лет по соц. - ком. развитию». -Д/и «Что делать, если потерялся?»
-Беседа на тему:
«Зачем нужно знать домашний адрес?»
-Ситуация «Чужой стучится в дверь», «Пожар в доме», «Мама заболела». Игрушка мишка, плакаты с изображением различных жизненных ситуаций, иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят». «Лисичка со скалочкой». Рекомендовать родителям напоминать детям об опасных жизненных ситуациях.
АПРЕЛЬ
4 неделя Тема: «Семейные праздники».
Цель: обогащать первоначальные представления детей о праздниках, особенностях подготовки к ним; способствовать проявлениюзаботы, любви по отношению к членам семьи; знакомить со способами проявления заботы к членам семьи. -Д/и «День рождения»
-Д/и «Выбери торт»
-Д/и «Подарки для мальчиков и девочек»
-Физминутка «Подарки». Бумажная кукла Маша, карточки с изображением тортов. Детей. Инструментов, которыми пользуются мальчики и девочки.
МАЙ
1неделя
Тема:
«День Победы» Тема: «Питание человека».
Цель: конкретизировать представления о том, что такое здоровая пища и где человек её добывает; формировать представления о развитии труда человека в древности; актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. -Д/и «Съедобное-несъедобное»
-Настольно-печатная игра «Весёлый повар»
-Физминутка «Домашние животные». Игрушка мишка, настольно-печатные игры «Съедобное- несъедобное», «Весёлый повар», иллюстрации с изображением продуктов питания, пещерных людей, домашних животных. Рекомендовать родителям рассказывать детям о пользе здоровой пищи.
МАЙ
2-3недели
мониторинг Заполнение индивидуальных карт развития ребёнка Разработка индивидуального маршрута развития ребёнка.
МАЙ
4 неделя
Тема: «Лето» Тема: «Вежливость на каждый день». (Рег. программа: «Вежливость и уважение - как они проявляются»).
Цель: формировать у детей умение употреблять слова- приветствия, произносить их с соответствующей интонацией; закреплять умение использовать неречевые средства (улыбка, жесты, взгляды, развивать правильное произношение.
-Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
-Ситуация «Птицы проснулись».
-Д/и «Разбуди куклу.
-Д/и «Маски здороваются».
-Артикуляционная гимнастика «Паровозик». Кукла для дидактической игры, маски, изображающие животных. Консультация для родителей
«Вежливые слова в общении с ребёнком».