Збаржевская Тамара
«Труд в Огороде и Цветнике». Конспект ОД для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
способствовать формированию представлений о последовательности посадки семян и луковиц с применением схемы трудового процесса;
способствовать формированию представлений о семенах - это будущие растения и луковицах - будущий овощ, и их росте;
воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, волевое усилие, любознательность и наблюдательность.
Предварительная работа:
рассматривание картин, открыток, иллюстраций с овощами, цветами и трудом людей;
беседа о пользе овощей и красоте природы;
знакомство и применение при проведении занятий схемы-модели трудового процесса;
разучивание пословиц и поговорок о труде;
подготовка грядки для посадки овощей и клумбы для цветов.
Ход трудовой деятельности:
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Правильно, время года весна.
- А что весной делают люди на дачах? (Люди сажают огороды).
- А что они сажают в огороде? (Лук, морковку, свеклу, картошку, редиску и т. д.)
- Правильно. А как одним словом можно сказать, что они сажают? (овощи).
- Молодцы, правильно.
- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте! Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
- Правильно ребята - это лук.
- Вот сегодня мы с вами будем сажать лук.
- А как правильно сажать лук, мы сейчас вместе с вами расскажем. Посмотрите на схему-модель.
(Показ схемы-модели с объяснением).
- Здесь мы поставили цель: «Посадить лук».
- Что мы берем для посадки лука? (Луковицы лука и готовая грядка).
- Какое орудие труда нам нужно для работы? (Лопата, грабли, лейка).
- А для чего нужна лопата? (Лопата нужна, чтобы копать землю).
- А для чего нужны грабли? (Граблями мы рыхлим землю).
- А лейка нам зачем?
- Правильно, лейка нам нужна для поливки огорода.
- А какие трудовые действия мы будем делать? Посмотрите внимательно на схему-модель!
- Сначала мы вскопаем землю и разрыхлим.
- Теперь мы будем делать лунки.
- Затем мы будем поливать лейкой каждую лунку.
- Потом будем сажать луковицы лука в лунки.
- Затем нужно руками закрыть лунки землей.
- После чего полить водой из лейки.
- В результате у нас должен вырасти лук.
- А теперь мы пойдем в огород к своим грядкам.
(Воспитатель и дети идут к грядкам. Процесс посадки лука с пояснением воспитателя по схеме). (После посадки закрепить, чем занимались и что нужно для того, чтобы лук пророс - вода, солнце, ухаживать, рыхлить. Уборка орудия труда).
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай на вкус».
- (На столе лежит поднос с нарезанными кусочками овощей: морковью, капустой, картошкой, огурцом, свеклой и т. д.) Ребята, закройте все крепко глаза и откройте широко рот.
(Дети закрывают глаза и открывают рот, в это время воспитатель кладет по кусочку овоща ребенку в рот. Дети прожевав говорят воспитателю, что они съели).
- Ребята, а одним словом, как можно сказать, что вы съели? (Овощи).
-Все овощи растут в огороде. В них очень много витаминов. Они очень полезны для нашего организма.
- Отдохнули ребята? (Да).
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам нравятся наши растения, которые живут в нашей группе?
- Ребята, а вот растения, которые находятся у нас в группе как называются? (комнатные).
- А почему они вам нравятся?
- А что мы с вами делаем, чтобы они были такими красивыми? (Поливаем, рыхлим, протираем пыль, любим их).
- А какие вы знаете комнатные растения? Назовите (Бегония, Бальзамин, Традесканция, Герань, Фикус, Фиалка, Кактус и т. д.)
- Молодцы ребята, много знаете цветов.
- Но кроме комнатных растений есть и другие цветы, которые растут на улице.
-А вы хотите, чтобы на вашем участке, где мы гуляем было бы также красиво? Завтра мы с вами будем сеять семена на клумбе на нашем участке
-А какие вы знаете садовые цветы? (Ромашка, Нарцисс, Пионы, Розы, Гвоздики и т. д.)
- Ребята, а кто знает, что это такое? (Воспитатель показывает семена).
- Это семена цветов, которые называются «Бархатцы». Из этих семян могут вырасти вот такие цветы (Воспитатель показывает фотографию с цветами).
- Представьте ребята, как красиво будет на нашем участке, когда зацветут «Бархатцы».
- Но, чтобы эти семена проросли, выросли, зацвели, нам надо потрудиться.
- А что нам надо делать с этими семенами?
(Воспитатель выслушивает ответы детей, затем выстраивает все в цепочку действия по схеме-модели. Показать схемы-модели с объяснением).
- Здесь мы поставили себе цель: «Посадить цветы»
-Что мы берем для этого? (Семена, цветочная клумба)
-Какое орудие труда нам нужно для работы в цветочной клумбе?
- А какие трудовые действия мы будем делать?
-Сначала мы вскопали землю и разрыхлили.
-Теперь мы будем делать бороздку.
-Затем мы прильем бороздку.
-А уж потом мы будем сеять семена «Бархатцев».
- Потом мы будем засыпать землей бороздки с семенами.
-И снова польем из лейки. (Семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, поэтому их опрыскивают из лейки с дырочками).
-Что мы будем делать, чтобы проросли наши семена и выросли красивые цветы? (поливать, рыхлить, ухаживать и т. д.)
- Вот только тогда у нас будет результат: «Вырастут красивые цветы «Бархатцы».
- А сейчас мы с вами немного отдохнем. Представьте, что мы на цветочной поляне.
Вырос высокий цветок на поляне, утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье, Дружно дают под землей корешки.
(Воспитатель и дети выполняют движения рук и пальцев)
- А теперь мы с вами пройдем к нашей цветочной клумбе.
(Воспитатель и дети идут к цветочной клумбе. Процесс сеяния семян с пояснением воспитателя по схеме. После посева семян закрепить с детьми чем занимались. И вспомнить, что нужно для того чтобы проросли семена)
- Ребята, а сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Какие вы знаете?
- Без труда не выловить и рыбки из пруда. Делу - время, а потехе - час.
Труд кормит, а лень портит. Терпенье и труд все перетрут.
- Правильно ребята. Молодцы, хорошо. Всем большое спасибо.