Карина Нагдалян
Календарно-тематическое планирование по теме недели «Народная культура. Традиции. Народные игрушки»
Тема недели «Народная культура. Традиции. Народные игрушки».
16.03.2020 Понедельник
Организационная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты Самостоятельная деятельность детей (РППС)
1 половина дня
Публикация «Календарно-тематическое планирование по теме недели „Народная культура, Традиции, Народные игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Художественное творчество (рисование). Тема: «Дымковские барышни». Программное содержание: Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны. Развивать умение составлять узоры, используя изученные приемы рисования. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве. Продолжать формировать основы эстетического восприятия. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства. Т. С. Комарова
Физкультура (по плану физинструктора). Утро:
• Утренняя гимнастика.
• Работа по календарю природы.
Беседа на тему слово лечит.
Цели: предложить детям рассмотреть различные ситуации, подсказывать их героям, как нужно поступить какие вежливые слова и слова сочувствия необходимо использовать. Учить ребят видеть лучшие качества своих близких, развивать эмпатию.
Беседа о промысле «Гжель».
Цели: продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, используя свои знания о данном виде народного промысла, его особенностях.
Чтение художественной литературы Сказка о матрешках.
Цель: учить детей следить за развитием сюжета, понимать побуждения персонажей, давать оценку их действиям.
Утренняя прогулка.
Наблюдение за сосульками.
Цели: предложить детям рассмотреть сосульки, отметь, как они выросли с момента предыдущего наблюдения, рассказать, как «растут» сосульки. Помочь установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха.
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Цели: учить детей соблюдать правила игры, рассказать о том, как нужно действовать игрокам, чтобы выиграть. Упражнять в беге, развивать ловкость, формировать умение согласовывать свои действия с товарищами.
Создать игровую ситуацию «Магазин игрушек».
Настольные игры, пазлы, лото, дидактические игры. Карандаши, бумага. Музыкальные инструменты. Куклы, машины.
Рассматривание картин из серии «Народные игрушки».
2 половина дня
Хореография (по плану хореографа). Здоровье сберегающие мероприятия:
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Релаксация. Гимнастика дыхательная.
Вечерняя прогулка:
Труд в природе: расчистка дорожек на участке.
Цели: формировать у детей умение участвовать в совместной трудовой деятельности, составлять план предстоящей работы и выполнять его. Воспитывать трудолюбие, ответственность.
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».
Цели: закреплять умение детей соотносить происходящие события со временем, использовать соответствующие речевые конструкции, правильную форму глаголов. Активизировать словарь, уточнить понятия о временных параметрах.
Вечер работа в группе.
Беседа: «Русские народные праздники».
Цели: Обобщить представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
Дидактическая игра «Узнай узор».
Цели: закрепление элементов росписи семеновской, дымковской, Городецкой росписи. Индивидуальная работа с детьми.
Познавательный рассказ, «Изделия дымковского промысла».
Цели: продолжать знакомить детей с историей дымковской игрушки, промысла, рассказать об особенностях создания росписи, закрепить представления об особенностях создания росписи, закрепить представления об основных элементах узора.
17.03.2020 Вторник.
Организационная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты Самостоятельная деятельность детей (РППС)
1 половина дня
Обучение грамоте/психолог. Тема: «Звуки З-С». Программное содержание: познакомить детей с согласными звуками (з, (с, буквами З, С. Произношение, артикуляция. Место звука в слове. Закрепление понятий «твердый» и «мягкий» звуки. Анализ и синтез слогов. Трансформация слогов. Написание букв з, с в тетрадях. Написание слогов с буквами з, с в тетрадях. Написание слогов с буквами з, с. Звуковой анализ слова. Деление слов на слог. Предложение. Правила о предложении. Составление схемы предложения. Вычленение предложения из микрорассказа.
В, В, Гербова.
Музыка (по плану руководителя).
Утро:
• Утренняя гимнастика.
Работа по календарю природы.
Сюжетно-ролевая игра «На праздничной ярмарке».
Цели: сюжетная линия: дети пришли на веселую праздничную ярмарку.
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Беседа с детьми «Культура и традиции русского народа».
Цель: закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре. Уточнить знания о таком понятии как «традиция», вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали.
Дидактическая игра «Опиши игрушку».
Цели: умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
Утренняя прогулка.
Наблюдение: за солнцем и небом.
Цели: «Обратите внимание на тень от столба». (Стала короче.) «Какие изменения заметили в небе?» (Солнце стало светить ослепительно ярко, даже больно смотреть. Но греет еще не очень сильно, бывают даже дни холодные. Особенно холодно по утрам и вечером. Снег начинает таять, чернеет, бегут ручьи, с крыши капает капель, небо светлое, голубое.) Расширять и уточнять представления детей о весенних изменениях в природе.
Подвижная игра «Золотые ворота».
Цели: Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками. Пазлы, карандаши, бумага, рули, машины, куклы.
Строительные игры с конструктором. Настольные игры.
Предложить детям раскраски по теме «Русская изба».
Создать игровую ситуацию «игрушки новые» : сюжет «мы едем в магазин».
Дидактические игры, пазлы. Карандаши, бумага, ножницы.
Настольные игры:
«Карусель»
«Лото»
«Домино»
Предложить организовать выставку
2 половина дня
Физкультура (по плану физинструктора). Здоровьесберегающие мероприятия:
• Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Су-Джок терапия: профилактика с помощью массажа кисти и стопы. Релаксация. Гимнастика дыхательная.
Вечер. Прогулка:
Наблюдение: изменение продолжительности дня.
Цели: обратить внимание детей на то, что на вечерних прогулках светло, рассказать о том, что день становиться длиннее, что длина дня будет увеличиваться до середины лета.
Трудовое поручение.
Цели: предложить разбросать кучи снега на участке, чтобы он быстрее растаял и стало сухо, и чисто). Закреплять умение выполнять различные поручения, связанные с уборкой снега на участке.
Вечер работа в группе.
Игра «Надень куклу в национальный костюм».
Цели: закреплять знание элементов русского народного костюма. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивать у детей интерес к искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. Индивидуальная работа с детьми.
Беседа на тему «Памятники нашего города».
Цели: предложить детям рассмотреть изображения памятников, рассказать о знакомых монументах. Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину, внесших свой вклад в развитие культуры, науки, искусства
18.03.2020 Среда.
Организационная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты Самостоятельная деятельность детей (РППС)
1 половина дня
Развитие речи. Тема: «Ознакомление с жанром басни», басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Программное содержание: закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях. Подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения. О. С. Ушакова.
Математика. Тема: «Занятие 3». Программное содержание: продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на слоение и вычитание в пределах 10. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года. В. А. Позина
Хореография (По плану хореографа).
Утро:
• Утренняя гимнастика
• Работа с календарем природы.
• Беседа «Буду делать хорошо и не буду плохо».
Цели: формировать у детей умение управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, продолжать знакомить со способами разрешения конфликтов, снятия напряжения. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения. Индивидуальная работа с детьми.
Игра «Надень куклу в национальный костюм».
Цели: закреплять знание элементов русского народного костюма. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивать у детей интерес к искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. Индивидуальная работа с детьми.
Чтение сказки «Как аукнется – так и откликнется».
Цель: учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста.
Утренняя прогулка:
Наблюдение: одежда прохожих.
Цели: обратить внимание детей на то, как изменилась одежда, обувь, головные уборы людей. Рассказать о правилах подбора одежды весной, напомнить о важности умения одеваться по погоде.
Игра-эстафета «Пройди- не задень».
Цели: учить детей передавать эстафетную палочку, ходить по скамейке с перешагиванием, через набивные мячи. Развивать смелость, координацию движений, поощрять стремление к победе.
Сюжетно ролевые игры по желанию детей.
Машины, рули, куклы.
Создать игровую ситуацию «игрушки новые» : сюжет «мы едем в магазин».
Дидактические игры, пазлы. Карандаши, бумага, ножницы.
Настольные игры:
«Карусель»
«Лото»
«Домино»
Предложить организовать выставку
«Моя любимая игрушка».
Опыт «Как впитывается вода в сухую и влажную почву»
2 половина дня
Музыка (по плану музыкального руководителя).
Здоровьесберегающие мероприятия:
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Вечерняя прогулка:
Подвижная игра «Путешественники».
Цели: повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.
Наблюдение: погода в марте
Цели: расширять представления детей о признаках весны, учить выявлять первые признаки ее наступления. Напомнить детям названия весенних месяцев, рассказать, что ждет нас в конце марта, в апреле, в мае.
Вечер работа в группе.
Презентация «История возникновения русской матрёшки».
Цели: познакомить детей с традициями русского народного творчества на примере русской матрешки, с историей возникновения матрёшки на Руси. Познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек.
Дидактическая игра «Кто больше увидит и назовет».
Цели: учить детей обозначать словом или действием части и признаки игрушки, создавать загадки-описания и загадки-пантомимы. Способствовать повышению точности высказываний и выразительности движений. Индивидуальная работа с детьми.
Трудовые поручения: ремонт книг.
Цели: расширять представления детей о трудовых операциях, совершенствовать соответствующие навыки. Учить их коллективно выполнять порученное дело, договариваться о распределении работы, действовать аккуратно.
Чтение художественной литературы. Чтение потешек, прибауток, закличек.
Цель: знакомимся с русским народным творчеством.
19.03.2020 Четверг.
Организационная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты Самостоятельная деятельность детей (РППС)
1 половина дня
Математика. Тема: «Занятие №». Программное содержание: познакомить с составом числа 10 из единиц. Уточнять представления о цифре 0. Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному. Уточнить представления о весе предметов. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже. И. А. Помораева. В. А. Позина
Познавательное развитие (поз. иссл-я и конструктивная деят-ть). Тема: «Свойства веществ». Программное содержание: формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. Н. Е. Веракса, О. Р. Голиков
Физкультура (по плану физинструктора). Утро:
Утренняя гимнастика.
Чтение стихов – потешек о дымковских игрушках. «Веселая Дымка». Цели: формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать свое мнение о характере и поступках героев; упражнять детей рассказывать об эмоциях, вызванных произведением. Индивидуальная работа с детьми.
Беседа «Какая народная игрушка больше всего нравится?»
Цель: создать условия для рассматривания игрушек, вспомнить народные промыслы.
Чтение сказки А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».
Цели: продолжать знакомить детей с классикой мировой художественной литературы. Учить понимать характеры и поступки сказочных героев, передавать в речи свои впечатления.
Утренняя прогулка.
Познавательно-исследовательская деятельность: появление проталин.
Цели: предложить детям найти проталины, отметить место их появления и размер флажками, предположить, как с их помощью можно выявить появление новых и увеличение уже возникших проталин. Помочь сформулировать выводы о том, в каких местах больше всего проталин.
Подвижная игра «Путешественники».
Цели: повышение речевой и двигательной активности детей, развитие быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве водящего и ведущего игры.
Игровая деятельность в центрах активности.
Рули, машины куклы пазлы. Самостоятельная деятельность на прогулке.
Мячи, кегли.
Музыкальные инструменты. Конструктор, лего, лото. Дидактические игры.
Предложить сюжетно – ролевую игру «Магазин народных игрушек»
Подбор художественной литературы: русские народные сказки, потешки, прибаутки, небылицы, загадки
2 половина дня
Здоровье сберегающие мероприятия:
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Су-Джок терапия: профилактика с помощью массажа кисти и стопы. Релаксация. Гимнастика дыхательная.
Вечерняя прогулка:
Игровая деятельность по интересам детей.
Цели: развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Коллективный труд в природе: очистка тротуара от снега.
Цели: совершенствовать соответствующие трудовые навыки, активизировать речь детей. Воспитывать культуру трудовой деятельности, учить оценивать результаты своего труда.
Вечера, работа в группе:
Беседа о матрёшках. Рассматривание разных видов матрёшек.
Цели: познакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России, формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью матрёшки.
Дидактическая игра «Магазин игрушек».
Цели: формировать умение классифицировать предметы по заданным признакам, а также самостоятельно определять признак классификации. Развивать логическое мышление, поощрять игровую инициативу. Индивидуальная работа с детьми.
Работа в уголке книги: рассматривание репродукций картин о весне.
Цели: формировать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления, использовать определения, образные выражения, эпитеты. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
15.03.2019. Пятница
Организационная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимные моменты Самостоятельная деятельность детей (РППС)
1 половина дня
Познание (Фор-ие целостной картины мира). Тема: «Веселая дымка и золотая хохлома». Программное содержание: уточнить представление об истории вещей. Закрепить представление об истории возникновения, производстве и росписи предметов народного промысла. Воспитывать уважение к труду русских мастеров.
О. В. Дыбина.
Художественное творчество (конструирование). Тема: «Городецкие игрушки». Программное содержание: закрепить представление о творчестве городецких мастеров. Закрепить знание названий элементов городецкой росписи. Закреплять умение выбирать основу для украшения элементами городецкой росписи. Закреплять навыки силуэтного вырезания.
Физкультура (по плану физинструктора). Утро:
• Утренняя гимнастика.
• Работа по календарю
Культурно – гигиенические навыки. Организация работы дежурных.
Цели: Культурно – гигиенические навыки. Организация работы дежурных. Формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, обращаться с просьбой, благодарить; показывать зависимость здоровья от правильного питания; приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.
Беседа «Культура и традиция русского народа».
Цели: Познакомить детей с понятием «традиция»; закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, культуре, закрепить знание овощей; воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям. Индивидуальная работа с детьми.
Утренняя прогулка.
Наблюдение за растениями.
Цели: обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины. Рассказать, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий их воздух.
Подвижная игра «Караси и щуки».
Цели: совершенствовать умение детей действовать по сигналу, способствовать автоматизации правильного выполнения основных движений при ходьбе и беге, учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Рули, машины куклы пазлы. Самостоятельная деятельность на прогулке.
Мячи, кегли.
Музыкальные инструменты. Конструктор, лего, лото. Дидактические игры.
Предложить сюжетно – ролевую игру «Магазин народных игрушек»
Подбор художественной литературы: русские народные сказки, потешки, прибаутки, небылицы, загадки
Здоровье сберегающие мероприятия:
• Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.
Вечерняя прогулка:
Трудовые поручения наведение порядка после игр на участке.
Цели: формировать у детей соответствующие трудовые навыки, учить действовать рационально, поощрять желание участвовать в совместном труде, стремление к поддержанию и наведению порядка.
Викторина «Что мы знаем о весне».
Цели: учить детей замечать изменения, происходящие в природе, отвечать на вопросы, правильно называть природные явления, объекты природы. Учить соблюдать правила интеллектуальных соревнований.
Вечер, работа в группе.
Игровая ситуация «Мы встречаем гостей – угощаем их блинами».
Цели: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края.
Беседа по теме : «Русские народные промыслы – деревянная, глиняная игрушки».
Цели: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; культурой родного края. Индивидуальная работа с детьми.
Способы и направления поддержки детской инициативы
1. Самостоятельная деятельность в центрах детской активности, работа с материалами информационного поля, общение и деятельность по интересам.
2. Свободная двигательная активность и самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом во время прогулок.
Взаимодействия с родителями воспитанников по реализации задач образовательных областей
Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Путешествие по истокам народных игрушек». Консультация для родителей «Культура и традиция русского народа».». Фотовыставка «Мои игрушки».