Татьяна Петренко
Календарь природы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Календарь природы в детском саду.
Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического, нравственного и умственного воспитания, средством экологического развития детей, которые учатся любить и беречь родной край. Ребенок открывает для себя разнообразный и удивительный мир природы.
Публикация «Календарь природы в ДОУ» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Систематические наблюдения сезонных изменений природы развивают также и умственную деятельность детей: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.
Всем известно, что познание закономерностей сезонных явлений сопряжено с рядом трудностей. Это связано с усвоением качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. В природе не существует резкой видимой границы между временами года, и у детей создается обманчивое представление о постановке окружающей среды. Например, в конце осени они могут забыть, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Детям очень трудно без помощи взрослых уловить логику закономерных изменений. Они не всегда понимают скачкообразные изменения в природе. Например, выпал снег весной, значит, опять наступила зима и т. д.
Чтобы облегчить последовательное накапливание представлений о плавном течении сезона года, воспитатель может использовать в своей работе новые формы календарей природы :
• Фенологическое дерево;
• Календарь дней недели и сезонов года;
• Птичий домик;
• Календарь цветов и красок времён года;
• Календарь роста;
• Календарь - пирамида «Времена года»;
• Календарь - месяцеслов.
Педагоги в своей работе используют традиционные календари-схемы, но у детей нет возможности с ними поиграть, а ведь игра лучший помощник при усвоении знаний,ребёнок, играя, легче запоминает названия птиц, цветов, деревьев, быстрее учится замечать сезонные изменения в природе, погодные явления и т. д.
КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ - один из факторов формирования естественных научных и экологических представлений детей дошкольного возраста.
Календари — это средство становления начал экологического сознания. Это способ освоения действительности, который отражает динамику и социокультурное развитие человека, это одно из условий экологического развития у детей.
Календари были известны еще в древности: на камне, кости, дереве, металле древний человек изображал точки, зигзаги, круги. Известен календарь сделанный на бивне мамонта (Черкасская область). В зависимости от местности и материала, на котором фиксировались знаки природы, в культуре родились различные виды календарей : календари - сосуды (Сибирь, Кавказ, народные вышивки - месяцев, город - обсерватория (Урал, лабиринты - календари на островах Белого, Балтийского и Баренцева морей. Так человек с давних времен решил проблему взаимодействия природы и общества, объединил внешний космос мироздания (макрокосмос, со своим внутренним космосом (микрокосмосом, в гармоническое целое - КАЛЕНДАРЬ.
Календарь выступает своеобразной культурной памятью народа о сезонных изменениях, о самоощущениях человека в тот или иной сезонный период, о своих связях с природными ритмами.
Календарь является также определенной формой воспевания человеком великой силы природы, благодарения ее, заклинания и просьбы, обращение к образам стихий: Даждьбог- солнце, Перци - гром, небесные воды; Белее -дерево, скот; Марена - жизнь; Лага - дочь Даждьбога.
Несмотря на различные виды календарей - они имеют общий единый
язык, символизирующий ритм природы. Мы так привыкли пользоваться ка-
лендарем, что даже не отдаем себе отчет в том, что так велик в нашей жизни и во всем нашем мышлении ноль упорядоченного счета времени, а между тем никакая культура невозможна без него.
Календари фиксируют ритм природы и человеческой жизни. «Календари у римлян называли начальные дни месяца, и в эти дни выполнялись различные обряды, которые должны приносить людям благополучие.
Славяне — земледельцы, наши предки, заимствовали у римлян это поверье и тоже стали считать, что именно первые дни были самыми удачными для высказывания друг другу добрых пожеланий.
Анализируя слово «календарь», возникшее из двух слов «кален» - круг, образ солнца и «дар» - знак признательности, помощь кому либо, как дар наших предков. Иначе говоря, посредством календаря люди фиксировали дары солнца, получаемые ими в различные природные ритмы - весенние, летние, зимние, осенние.