наталия савинская
Проект «Каким бывает шоколад»
▼ Скачать + Заказать документы
Каким бывает шоколад
Аннотация
Название технологии для организации совместной деятельности педагога с детьми с позиции системно – деятельностного подхода. Используемые
Методы
Приёмы
1. Технология исследовательской деятельности.
2. Технология проектной деятельности, т. к. эта совместная деятельность проходила в рамках проекта «Шоколад это полезно или вредно?» На знания детей, которые они получили в реализации этого проекта, воспитатель опиралась и в проведении этой совместной деятельности. Словесный (рассуждения, умение выстраивать предложения и делать выводы).
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Проекты для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Наглядный
(оборудование, практический материал к исследованию, схемы).
Практический
(исследование свойств какао – порошка и шоколада);
Метод контроля
(анализ выполненных заданий, рефлексия).
Игровой, пояснения, указания, показ, проблемная ситуация, вопросы, поощрение, уточнения, анализ, загадка, стихотворение.
Совместная деятельность «Каким бывает шоколад».
Цель: исследовать с детьми свойства какао порошка и шоколада.
Задачи:
- Формировать представление о шоколаде, познакомить детей с какао порошком, разными видами шоколада и изучить их свойства.
- Развивать связную и доказательную речь, умение рассуждать, высказывать свои предположения и делать выводы на основе полученного результата.
- Воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, говорить, не перебивая.
-Воспитывать самостоятельность и умение слаженно работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал: какао-порошок; шоколад горький, молочный, пористый; одноразовые медицинские шапочки; одноразовые тарелки, ложки, чашки с водой и молоком по количеству детей; тёрки; чайник с горячей водой; металлическая тарелка, электро – плитка (по возможности).
Организация: Проводится с подгруппой детей. В первой половине деятельности дети сидят на ковре на подушечках. Во второй половине деятельности дети переходят в мини – лабораторию «В гостях у Фиксиков» (уголок экспериментирования в группе).
Предварительная работа: мероприятия, проведенные по проекту «Шоколад это полезно или вредно?»
Развитие деятельности:
Воспитатель предлагает детям сесть на подушечки и послушать загадку:
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Когда его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это, дети? (Шоколад)
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, название проекта, над которым мы сейчас с вами работаем?
Дети: Шоколад это полезно или вредно?
Воспитатель: Что вы уже можете рассказать про это вкусное лакомство? Ответы детей: Называют Родину шоколада, профессию, на чём растут какао бобы, как и из чего готовят шоколад, каким он бывает и т. д. Делятся знаниями, которые получили при проведении проекта.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао - порошок.
Я предлагаю вам стать настоящими исследователями, отправится в мини - лабораторию к нашим друзьям - Фиксикам, чтобы изучить свойства какао – порошка и шоколада. Вы согласны? (ответы детей) (Приложение 1).
Воспитатель: Тогда давайте пройдём в лабораторию, наденем шапочки и
тщательно вытрем руки, т. к. мы будем работать с пищевыми продуктами (дети надевают медицинские одноразовые шапочки и вытирают руки влажными салфетками) (Приложение 2).
Воспитатель показывает пачки с какао порошком, потом насыпает его в ложку. Посмотрите на какао порошок, какого он цвета? (Приложение 3).
Дети: Коричневого, шоколадного.
Воспитатель: А какой вкус имеет какао? Быть может кислый или сладкий? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать?
Дети: Нужно его попробовать.
Воспитатель: Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао - порошок? (Приложение 4).
Дети: Горький.
Воспитатель: Так считают все наши лаборанты? Или, может быть, кто-то считает иначе? Совершенно верно, какао имеет горький вкус. А теперь возьмите еще порцию какао, добавьте его в молоко и перемешайте. Что произойдет с какао и молоком?
Дети: Какао растворилось в молоке. Молоко стало коричневым со вкусом какао (попробовали). (Приложение 5).
Воспитатель: Итак, к какому выводу мы пришли?
Дети: какао – порошок имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Воспитатель: Давайте вместе договоримся, какими символами мы обозначим, сделанный нами вывод? (Зарисовывают символы для создания схемы).
Воспитатель: Перед вами шоколад горький, молочный и пористый (показывает).
- Как вы думаете, как определить свойства шоколада, например, цвет, вкус и запах? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Скажите, а почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей). Запомните, пожалуйста, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он имеет более горький вкус.
- А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас легко получилось его разломить? Так каким же свойством обладает шоколад? (Приложение 6).
Дети: Он легко ломается, он хрупкий.
- Можно предложить детям натереть шоколад на тёрке.
Воспитатель: давайте сделаем вывод и обозначим символам (дети вместе с воспитателем обговаривают и зарисовывают символы).
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек плотного шоколада и опустите его в стакан с водой. Что произошло с шоколадом?
Дети: Шоколад утонул, пошёл ко дну. (Приложение 7).
Воспитатель: А теперь опустите в воду кусочек воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом?
Дети: Шоколад всплыл на поверхность. (Приложение 8).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет?
(предположения детей).
Воспитатель: Это произошло потому, что в этом шоколаде (показывает воздушный шоколад в разрезе) имеются пузырьки воздуха, которые при контакте с водой поднимают шоколад на поверхность воды и он не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный и в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух (зарисовывают символы).
Воспитатель: А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. Если есть возможность, то включаем электрическую плитку. Пока она нагревается, вспоминаем с детьми правила безопасности работы с электроприборами. Далее, ставим на неё металлическую тарелку с кусочками шоколада и ждём его превращения в жидкую форму. Если нет такой возможности, то нагреваем чайник, кладём кусочек шоколада в стакан и подливаем горячую воду. (Приложение 9). Если нет и такой возможности, то можно предложить детям просто подольше подержать шоколад в руке.
- Так что же произошло с шоколадом?
Дети: Он растаял, растопился. Приобрёл жидкую форму.
Воспитатель: Почему от шоколада пачкаются руки (ответы детей).
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Вывод: Шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство быстро таять (дорисовываем схему).
Возможное усложнение ситуации: Может ли темная тягучая шоколадная смесь принять другую форму? Давайте перельем её в формочки и посмотрим, что произойдет (через некоторое время он застывает). Шоколад застыл и принял ту форму предмета, в которую был налит. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Шоколад пластичен и принимает форму предмета (определились с символами и зарисовали в схему).
Воспитатель: Итак, ребята, вы узнали о свойствах какао – порошка и шоколада. Давайте обратимся к общей схеме, которую мы с вами зарисовали. Что у нас получилось? Давайте подведём общий итог.
Дети смотрят на схему и перечисляют все свойства.
Воспитатель: Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий….
Дети хором: Шоколад!
Далее воспитатель предлагает детям убрать свои рабочие места и угощает всех детей шоколадом!
Аннотация
Название технологии для организации совместной деятельности педагога с детьми с позиции системно – деятельностного подхода. Используемые
Методы
Приёмы
1. Технология исследовательской деятельности.
2. Технология проектной деятельности, т. к. эта совместная деятельность проходила в рамках проекта «Шоколад это полезно или вредно?» На знания детей, которые они получили в реализации этого проекта, воспитатель опиралась и в проведении этой совместной деятельности. Словесный (рассуждения, умение выстраивать предложения и делать выводы).
Наглядный
(оборудование, практический материал к исследованию, схемы).
Практический
(исследование свойств какао – порошка и шоколада);
Метод контроля
(анализ выполненных заданий, рефлексия).
Игровой, пояснения, указания, показ, проблемная ситуация, вопросы, поощрение, уточнения, анализ, загадка, стихотворение.
Совместная деятельность «Каким бывает шоколад».
Цель: исследовать с детьми свойства какао порошка и шоколада.
Задачи:
- Формировать представление о шоколаде, познакомить детей с какао порошком, разными видами шоколада и изучить их свойства.
- Развивать связную и доказательную речь, умение рассуждать, высказывать свои предположения и делать выводы на основе полученного результата.
- Воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, говорить, не перебивая.
-Воспитывать самостоятельность и умение слаженно работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал: какао-порошок; шоколад горький, молочный, пористый; одноразовые медицинские шапочки; одноразовые тарелки, ложки, чашки с водой и молоком по количеству детей; тёрки; чайник с горячей водой; металлическая тарелка, электро – плитка (по возможности).
Организация: Проводится с подгруппой детей. В первой половине деятельности дети сидят на ковре на подушечках. Во второй половине деятельности дети переходят в мини – лабораторию «В гостях у Фиксиков» (уголок экспериментирования в группе).
Предварительная работа: мероприятия, проведенные по проекту «Шоколад это полезно или вредно?»
Развитие деятельности:
Воспитатель предлагает детям сесть на подушечки и послушать загадку:
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Когда его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это, дети? (Шоколад)
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, название проекта, над которым мы сейчас с вами работаем?
Дети: Шоколад это полезно или вредно?
Воспитатель: Что вы уже можете рассказать про это вкусное лакомство? Ответы детей: Называют Родину шоколада, профессию, на чём растут какао бобы, как и из чего готовят шоколад, каким он бывает и т. д. Делятся знаниями, которые получили при проведении проекта.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао - порошок.
Я предлагаю вам стать настоящими исследователями, отправится в мини - лабораторию к нашим друзьям - Фиксикам, чтобы изучить свойства какао – порошка и шоколада. Вы согласны? (ответы детей) (Приложение 1).
Воспитатель: Тогда давайте пройдём в лабораторию, наденем шапочки и
тщательно вытрем руки, т. к. мы будем работать с пищевыми продуктами (дети надевают медицинские одноразовые шапочки и вытирают руки влажными салфетками) (Приложение 2).
Воспитатель показывает пачки с какао порошком, потом насыпает его в ложку. Посмотрите на какао порошок, какого он цвета? (Приложение 3).
Дети: Коричневого, шоколадного.
Воспитатель: А какой вкус имеет какао? Быть может кислый или сладкий? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать?
Дети: Нужно его попробовать.
Воспитатель: Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао - порошок? (Приложение 4).
Дети: Горький.
Воспитатель: Так считают все наши лаборанты? Или, может быть, кто-то считает иначе? Совершенно верно, какао имеет горький вкус. А теперь возьмите еще порцию какао, добавьте его в молоко и перемешайте. Что произойдет с какао и молоком?
Дети: Какао растворилось в молоке. Молоко стало коричневым со вкусом какао (попробовали). (Приложение 5).
Воспитатель: Итак, к какому выводу мы пришли?
Дети: какао – порошок имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Воспитатель: Давайте вместе договоримся, какими символами мы обозначим, сделанный нами вывод? (Зарисовывают символы для создания схемы).
Воспитатель: Перед вами шоколад горький, молочный и пористый (показывает).
- Как вы думаете, как определить свойства шоколада, например, цвет, вкус и запах? (Рассуждения детей).
Воспитатель: Скажите, а почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей). Запомните, пожалуйста, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он имеет более горький вкус.
- А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас легко получилось его разломить? Так каким же свойством обладает шоколад? (Приложение 6).
Дети: Он легко ломается, он хрупкий.
- Можно предложить детям натереть шоколад на тёрке.
Воспитатель: давайте сделаем вывод и обозначим символам (дети вместе с воспитателем обговаривают и зарисовывают символы).
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек плотного шоколада и опустите его в стакан с водой. Что произошло с шоколадом?
Дети: Шоколад утонул, пошёл ко дну. (Приложение 7).
Воспитатель: А теперь опустите в воду кусочек воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом?
Дети: Шоколад всплыл на поверхность. (Приложение 8).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет?
(предположения детей).
Воспитатель: Это произошло потому, что в этом шоколаде (показывает воздушный шоколад в разрезе) имеются пузырьки воздуха, которые при контакте с водой поднимают шоколад на поверхность воды и он не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный и в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух (зарисовывают символы).
Воспитатель: А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. Если есть возможность, то включаем электрическую плитку. Пока она нагревается, вспоминаем с детьми правила безопасности работы с электроприборами. Далее, ставим на неё металлическую тарелку с кусочками шоколада и ждём его превращения в жидкую форму. Если нет такой возможности, то нагреваем чайник, кладём кусочек шоколада в стакан и подливаем горячую воду. (Приложение 9). Если нет и такой возможности, то можно предложить детям просто подольше подержать шоколад в руке.
- Так что же произошло с шоколадом?
Дети: Он растаял, растопился. Приобрёл жидкую форму.
Воспитатель: Почему от шоколада пачкаются руки (ответы детей).
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Вывод: Шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство быстро таять (дорисовываем схему).
Возможное усложнение ситуации: Может ли темная тягучая шоколадная смесь принять другую форму? Давайте перельем её в формочки и посмотрим, что произойдет (через некоторое время он застывает). Шоколад застыл и принял ту форму предмета, в которую был налит. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Шоколад пластичен и принимает форму предмета (определились с символами и зарисовали в схему).
Воспитатель: Итак, ребята, вы узнали о свойствах какао – порошка и шоколада. Давайте обратимся к общей схеме, которую мы с вами зарисовали. Что у нас получилось? Давайте подведём общий итог.
Дети смотрят на схему и перечисляют все свойства.
Воспитатель: Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий….
Дети хором: Шоколад!
Далее воспитатель предлагает детям убрать свои рабочие места и угощает всех детей шоколадом!